Книги
Рецензии
Отзывы читателей
О Книжном клубе

Главная / Книжный клуб / Отзывы читателей

Книги (388)    Авторы (281)    Издательства (62)    Серии (55)    Рецензии (282)    Отзывы (395)
Отзыв на книгу:
Кислород

Ник ЛЕЙН (ЛЭЙН)

Кислород

Молекула, изменившая мир

(Nick Lane. Oxygen: The Molecule that Made the World)

Книга рассказывает о роли кислорода в эволюции, старении, развитии заболеваний.

nelikhov, 30.01.2017

"Остановить хлорофилл можно так же, как мифического дракона, которого кормили прекрасными девственницами"…
Ник Лэйн – видная персона на ниве научно-популярной литературы. В своих книгах он в основном рассказывает об эволюции, биологии, биосфере. Книга с необычным названием "Кислород. Молекула, изменившая мир" – тоже о биологии и немножко о геологии. Она пугающе толстая, по размеру напоминает "Анну Каренину" и такая же пессимистичная. Если вкратце: мы все умрем. Виновником будет кислород – двуликий газ, который позволил развиться жизни и вместе с тем является источником смерти.
Книга делится на две равные части. Первая половина рассказывает про историю кислорода. Подробно говорится про первопредка всего живого, вычисленного по ДНК и названного LUCA. "Лука" плавал в верхних слоях океана примерно 4 млрд лет назад. Он умел справляться с разрушительным действием кислорода, которого тогда было совсем немного. Потомки "Луки" цианобактерии научились с помощью солнечного света расщеплять воду и получать энергию, при этом выделяя кислород. Появление кислородного фотосинтеза было уникальным и, как пишет Лэйн, случайным событием.
Кислород понемногу насытил атмосферу и привел к расцвету жизни.
В книге хорошо рассказано про резкие скачки кислорода на протяжении всей истории Земли. По Лэйну, планета и биосфера в общем могут контролировать параметры климата, химический состав воды и воздуха, но не всегда. Полного контроля не бывает, равновесие иногда нарушается и приводит к катастрофам. В пермском периоде уровень кислорода снизился до 15 процентов и, вероятно, стал причиной массового вымирания. В меловом периоде кислорода, наоборот, было больше, чем теперь: около 30 процентов против нынешних 21 процента. Возможно, знаменитый астероид просто послужил спичкой, убившей динозавров. В перенасыщенной кислородом атмосфере астероид поджег леса на планете. Недаром по всему Земному шару иридий из астероида захоронен вместе с сажей.
Особенно любовно автор пишет про каменноугольный максимум (350 млн лет назад), когда уровень кислорода поднялся до невероятных 35 процентов. Тогда резко увеличилась плотность атмосферы, и в воздух сумели подняться гигантские насекомые. Сейчас грандиозная "стрекоза"-меганевра не смогла бы взлететь.
И еще в каменноугольном периоде начались потрясающие лесные пожары, ведь кислород газ горючий. Следы пожаров сохранились в толщах каменного угля. Некоторые слои содержат угли, которые сформировались при температуре 400-600 градусов, то есть при очень, очень сильных пожарах.
О роли пожаров можно судить и по адаптациям древних растений. Даже влаголюбивые болотные растения каменноугольного времени приспосабливались к огню. У них были глубоко расположенные клубни, толстая кора с высоким содержанием плохо горящего лингина, высоко поднятые ветки, расположенные вне досягаемости низовых пожаров.
Любопытный факт: даже нынешние влаголюбивые папоротники и хвощи сохранили огнеупорные качества. Нынешний хвощ почти не горит, возможно, из-за высокого содержания двуокиси кремния, доставшегося ему от далеких предков.
Других угроз для биосферы, кроме пожаров, кислород не представлял. Наоборот, он открывал новые горизонты и был одним из главных двигателей эволюции.
Но, помогая биосфере, кислород действует разрушительно на отдельных индивидуумов. Для биосферы – чем больше кислорода, тем лучше. Для конкретного организма – наоборот.
Кислород – ядовитый и разрушительный газ. Его действие на живой организм схоже с радиацией. Само дыхание – это медленная кислородная интоксикация. В процессе дыхания в организме образуются свободные радикалы (активные формы кислорода), которые повреждают молекулы ДНК и белков. Повреждения накапливаются и, вероятно, являются причиной старения.
Вторая часть книги как раз посвящена вопросам старости и смерти. Сшиты обе части ровными аккуратными стяжками, хотя все равно иногда кажется, будто читаешь не одну, а две разные книги.
"Кислород" – книга масштабная, автор старательно выписывает доказательства гипотез, рассказывает про слабые места теорий, вспоминает забавные истории.
К примеру, в докембрии жили бактерии, питавшиеся ураном и отлагавшие урановые руды, которыми теперь начиняют ядерные бомбы и стержни атомных станций. Одно месторождение "бактериального урана" спецслужбы обнаружили в Африке. Была сделана попытка найти следы ядерного взрыва, прогремевшего 2 млрд лет назад, но взрыва не оказалось. Бактерии пользовались ядерным потенциалом аккуратнее, чем люди.
Интересны сторонние рассуждения Лэйна про экологию. Он вопреки бытующему мнению пишет, что нефть, газ и уголь крайне слабо изменяют атмосферу. Если сжечь их все, то исчезнет лишь несколько процентов атмосферного кислорода. А если мы вырубим все леса, то кислородный баланс вообще не изменится, "хотя в экологическом отношении подобный идиотизм станет величайшей трагедией".
Или курьезный факт про радиацию. В двадцатые годы прошлого века радием красили циферблаты часов, чтобы светились в темноте. Молодые работницы наносили краску вручную и заостряли кончики кисточек губами. Тем более что радий считался полезным веществом, рекламировался как лекарство и средство для повышения сексуальности. Работницы верили, что радий придаст яркость их румянцу, а губы будут эффектно светиться в темноте. Некоторые даже красились радиевой краской. Примерно через год их зубы начали выпадать, потом стали рассыпаться челюсти…
Вначале восхищаешься эрудицией и масштабом обобщений автора, но потихоньку устаешь. Общая идея книги размывается масштабом полотна. Слишком много отступлений, про витамин С, про эпос о Гильгамеше – иногда в ущерб ясности и стройности изложения. Но ведь должен быть хоть один недостаток?

Все отзывы этого автора [2]