Информация о журнале

«Журнал общей биологии» основан в мае 1940 года академиком И. И. Шмальгаузеном. Несмотря на маленький тираж, журнал имеет один из самых высоких рейтингов среди российских биологических журналов и пользуется заслуженной любовью читателей.

«Журнал общей биологии» выпускается 6 раз в год Российской академией наук и публикует материалы по проблематике, представляющей интерес для широкого круга биологов. Узкоспециальные материалы могут быть опубликованы в исключительных случаях по предварительному согласованию с Редакционной коллегией в том случае, если они связаны с новейшими достижениями в «точках роста» современной науки или представляют особый интерес в методическом отношении.

О сайте

Это неофициальный сайт журнала, созданный при поддержке фонда «Династия». Решение о необходимости создания такого сайта было принято на заседании редколлегии в начале 2006 года. При этом были учтены многочисленные пожелания читателей, многие из которых не имеют доступа к «бумажной» версии журнала.

На сайте публикуется содержание всех номеров и резюме статей начиная с 2006 года (в дальнейшем планируется также публикация материалов за прошлые годы).

Большинство статей сопровождается популярными синопсисами (пересказами), предназначенными для широкого круга читателей, в том числе не биологов. Идея таких популярных пересказов заимствована у замечательного сетевого журнала PLoS Biology. Авторы статей, опубликованных в «Журнале общей биологии», не несут ответственности за текст синопсисов, который может содержать критические замечания и соображения, отсутствующие в оригинальной статье. Синопсисы пишутся профессиональными научными популяризаторами (science writers) под редакцией д. б. н. А. В. Маркова, члена редколлегии журнала.

Желающие получать оперативную информацию о новых номерах журнала могут подписаться на электронную рассылку на Subscribe.ru. Им будут регулярно (примерно раз в месяц) высылаться по электронной почте сведения о новых материалах, опубликованных в «Журнале общей биологии», на этом сайте журнала, а также на сайте «Проблемы эволюции». Кроме того, в рассылку включается краткий обзор важнейших новостей биологической науки за прошедший месяц.

Материалы «Журнала общей биологии» за предыдущие годы можно найти на следующих сайтах:

• содержание и резюме статей на английском языке за 1988–2002 годы  — на старом неофициальном сайте журнала (в настоящее время не работает);
  • содержание всех выпусков журнала с 1996 года и отдельных выпусков за предшествующие годы — на сайте eLibrary.ru;
  • резюме статей на английском языке с 1989 года, заголовки статей с 1950 года — на сайте PubMed (результаты поиска по изданию Zh Obshch Biol.).

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят
Поскольку репродуктивный вклад самок млекопитающих значительно превосходит таковой самцов, то соотношение потенциальных половых партнеров смещается в сторону преобладания последних. Поэтому очевидна ситуация конкуренции самцов за самку. Однако наблюдения за индивидуально мечеными желтыми сусликами показали, что в условиях короткой продолжительности жизни (всего 2-3 года) именно самки, а не самцы, сталкиваются с дефицитом половых партнеров. В результате этого около трети самок желтых сусликов не размножаются. В статье приводятся данные многолетних исследований факторов, определяющих репродуктивные тактики в популяции желтых сусликов в Саратовской области.
Том 78 № 1, Январь-февраль, 2017
У грызунов функциональным особенностям носовой полости соответствует неоднородность обонятельного эпителия
Ранее группой ученых из Новосибирска была показана специфическая геометрия носовых ходов грызунов, определяющая неоднородность аэродинамических свойств обонятельной системы в разных ее отделах. Такая геометрия позволяет минимизировать осаждения пылевых частиц в одних зонах (обонятельных) и, наоборот, усиливать осаждение в других (очищающих) зонах. В новых исследованиях методом магнитно-резонансной томографии показано, что эффективность поглощения пылевых частиц (в эксперименте – магнитно-контрастных соединений) обонятельным эпителием не везде одинакова. Установлено, что интенсивность захвата частиц эпителием связана с механизмами эндоцитоза, которые различаются в эпителии разных отделов носовой полости. Неоднородность эпителия носовых ходов сопряжена с выявленными ранее морфо-функциональными зонами обонятельной системы.
Поздороваемся… клювами
Исследованы особенности морфологии органа, обеспечивающего высокую тактильную чувствительность клюва – концевого органа клюва – у более 30-ти видов гусей, лебедей и разнообразных уток. Показано, что различия между видами в строении этого органа связаны с адаптациями к разным способам кормодобывания: растительноядности, подводному преследованию и фильтрации. Среди исследованных видов наибольшая тактильная чувствительность отмечается у речных уток, которые являются специализироваными фильтраторами. Наименьшее число осязательных единиц обнаружено у морских уток, приспособленных к преследованию и добыванию пищевых объектов под водой. Автор предполагает наличие коммуникативных функций этого сенсорного органа, реализуемых через восприятие колебаний воды, создаваемых другими птицами.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ