Содержание выпусков

Номер 4, 2016
Том 77

Статьи

А. С. Дмитриева, С. Б. Ивницкий, А. В. Марков
Адаптация Drosophila melanogaster к неблагоприятному кормовому субстрату сопровождается расширением трофической ниши
Стр. 249–261
Резюме. Abstract
Синопсис: В меню плодовой мушки может появиться... соленый огурец!
Теория эволюции, Энтомология
A. С. Желтухин, Ю. Г. Пузаченко, И. П. Котлов, И. И. Широня, Р. Б. Сандлерский
Пространственно-временная динамика следовой активности лесной куницы (Martes martes L.), зайца-беляка (Lepus timidus L.) и белки (Sciurus vulgaris L.) в европейской южной тайге
Стр. 262–283
Резюме. Abstract
Синопсис: Ежедневники лесных обитателей можно прочитать зимой
Экология, Методология, Зоология
И. А. Поликарпов, Е. Ю. Кондратюк, Д. В. Петровский, Е. А. Новиков
Межпопуляционная изменчивость эндокринно-метаболической реакции на холодовой стресс у красной полевки (Myodes rutilus)
Стр. 284–292
Резюме. Abstract
Синопсис: Различается ли реакция на стресс в оптимальных и не оптимальных для вида условиях среды?
Экология, Зоология, Физиология
Н. Б. Ермаков, А. В. Ларионов, М. А. Полякова, Ю. В. Плугатарь
Экологическая интерпретация высших единиц степной растительности в горах юга Средней Сибири методом количественной ординации
Стр. 293–302
Резюме. Abstract
Синопсис: Три пишем, два в уме: единицы геоботанического описания и экологические параметры
Биогеография, Геоботаника, Методология
B. Б. Мартыненко, П. С. Широких, Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, Э. З. Баишева, А. А. Мулдашев
Синтаксономический анализ влияния инициальной стадии на вторичную автогенную сукцессию широколиственного леса
Стр. 303–313
Экология, Геоботаника, Методология
Л. И. Инишева, А. В. Головченко, Г. В. Ларина
Биохимические процессы образования парниковых газов в болотах Горного Алтая
Стр. 314–326
Синопсис: Процессы образования парниковых газов в болотах Горного Алтая
Экология, Охрана природы

Все выпуски

Содержание и резюме статей «Журнала общей биологии» за 1988–2002 годы (на английском языке) можно найти на старом неофициальном сайте журнала; английские резюме статей с 1989 года и заголовки с 1950 года — на сайте PubMed (результаты поиска по изданию Zh Obshch Biol.).

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят
Поскольку репродуктивный вклад самок млекопитающих значительно превосходит таковой самцов, то соотношение потенциальных половых партнеров смещается в сторону преобладания последних. Поэтому очевидна ситуация конкуренции самцов за самку. Однако наблюдения за индивидуально мечеными желтыми сусликами показали, что в условиях короткой продолжительности жизни (всего 2-3 года) именно самки, а не самцы, сталкиваются с дефицитом половых партнеров. В результате этого около трети самок желтых сусликов не размножаются. В статье приводятся данные многолетних исследований факторов, определяющих репродуктивные тактики в популяции желтых сусликов в Саратовской области.
Том 78 № 1, Январь-февраль, 2017
У грызунов функциональным особенностям носовой полости соответствует неоднородность обонятельного эпителия
Ранее группой ученых из Новосибирска была показана специфическая геометрия носовых ходов грызунов, определяющая неоднородность аэродинамических свойств обонятельной системы в разных ее отделах. Такая геометрия позволяет минимизировать осаждения пылевых частиц в одних зонах (обонятельных) и, наоборот, усиливать осаждение в других (очищающих) зонах. В новых исследованиях методом магнитно-резонансной томографии показано, что эффективность поглощения пылевых частиц (в эксперименте – магнитно-контрастных соединений) обонятельным эпителием не везде одинакова. Установлено, что интенсивность захвата частиц эпителием связана с механизмами эндоцитоза, которые различаются в эпителии разных отделов носовой полости. Неоднородность эпителия носовых ходов сопряжена с выявленными ранее морфо-функциональными зонами обонятельной системы.
Поздороваемся… клювами
Исследованы особенности морфологии органа, обеспечивающего высокую тактильную чувствительность клюва – концевого органа клюва – у более 30-ти видов гусей, лебедей и разнообразных уток. Показано, что различия между видами в строении этого органа связаны с адаптациями к разным способам кормодобывания: растительноядности, подводному преследованию и фильтрации. Среди исследованных видов наибольшая тактильная чувствительность отмечается у речных уток, которые являются специализироваными фильтраторами. Наименьшее число осязательных единиц обнаружено у морских уток, приспособленных к преследованию и добыванию пищевых объектов под водой. Автор предполагает наличие коммуникативных функций этого сенсорного органа, реализуемых через восприятие колебаний воды, создаваемых другими птицами.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ