Содержание выпусков

Номер 5, 2016
Том 77

Статьи

Н. А. Проворов, О. Ю. Штарк, Е. А. Долгих
Эволюция азотфиксирующих симбиозов, основанная на миграции бактерий из микоризных грибов и почвы в ткани растений
Стр. 329–345
Резюме. Abstract
Синопсис: Как это было: эволюционные пути формирования азотфиксирующих симбиозов
Цитология, Ботаника, Микробиология, Физиология
С. Н. Пантелеева, Ж. И. Резникова, О. Б. Синькова
Пространственно-этологические аспекты взаимодействия мелких млекопитающих с рыжими лесными муравьями
Стр. 346–358
Резюме. Abstract
Синопсис: Война и мир мышей и муравьев
Теория эволюции, Этология, Энтомология
С. Н. Шереметьев, Ю. В. Гамалей, Н. Н. Слемнев, А. В. Степанова, К. Е. Чеботарева
Вариации ширины колец прироста деревьев на широтном и палеоширотном градиентах
Стр. 359–378
Синопсис: Свидетели истории – годичные кольца деревьев
Экология, Палеонтология, Ботаника
Д. О. Логофет, Н. Г. Уланова, И. П. Белова
От неопределенности к числу: развитие метода оценки приспособленности клонального вида с поливариантным онтогенезом
Стр. 379–396
Моделирование, Методология, Ботаника
Т. А. Копотева, В. А. Купцова
Влияние пожаров на динамику фитомассы и первичной продукции мезотрофного кустарничково-сфагнового болота в Приамурье
Стр. 379–396
Резюме. Abstract
Синопсис: Как торфяные болота связаны с биосферой
Экология, Геоботаника

Все выпуски

Содержание и резюме статей «Журнала общей биологии» за 1988–2002 годы (на английском языке) можно найти на старом неофициальном сайте журнала; английские резюме статей с 1989 года и заголовки с 1950 года — на сайте PubMed (результаты поиска по изданию Zh Obshch Biol.).

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят
Поскольку репродуктивный вклад самок млекопитающих значительно превосходит таковой самцов, то соотношение потенциальных половых партнеров смещается в сторону преобладания последних. Поэтому очевидна ситуация конкуренции самцов за самку. Однако наблюдения за индивидуально мечеными желтыми сусликами показали, что в условиях короткой продолжительности жизни (всего 2-3 года) именно самки, а не самцы, сталкиваются с дефицитом половых партнеров. В результате этого около трети самок желтых сусликов не размножаются. В статье приводятся данные многолетних исследований факторов, определяющих репродуктивные тактики в популяции желтых сусликов в Саратовской области.
Том 78 № 1, Январь-февраль, 2017
У грызунов функциональным особенностям носовой полости соответствует неоднородность обонятельного эпителия
Ранее группой ученых из Новосибирска была показана специфическая геометрия носовых ходов грызунов, определяющая неоднородность аэродинамических свойств обонятельной системы в разных ее отделах. Такая геометрия позволяет минимизировать осаждения пылевых частиц в одних зонах (обонятельных) и, наоборот, усиливать осаждение в других (очищающих) зонах. В новых исследованиях методом магнитно-резонансной томографии показано, что эффективность поглощения пылевых частиц (в эксперименте – магнитно-контрастных соединений) обонятельным эпителием не везде одинакова. Установлено, что интенсивность захвата частиц эпителием связана с механизмами эндоцитоза, которые различаются в эпителии разных отделов носовой полости. Неоднородность эпителия носовых ходов сопряжена с выявленными ранее морфо-функциональными зонами обонятельной системы.
Поздороваемся… клювами
Исследованы особенности морфологии органа, обеспечивающего высокую тактильную чувствительность клюва – концевого органа клюва – у более 30-ти видов гусей, лебедей и разнообразных уток. Показано, что различия между видами в строении этого органа связаны с адаптациями к разным способам кормодобывания: растительноядности, подводному преследованию и фильтрации. Среди исследованных видов наибольшая тактильная чувствительность отмечается у речных уток, которые являются специализироваными фильтраторами. Наименьшее число осязательных единиц обнаружено у морских уток, приспособленных к преследованию и добыванию пищевых объектов под водой. Автор предполагает наличие коммуникативных функций этого сенсорного органа, реализуемых через восприятие колебаний воды, создаваемых другими птицами.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ