Содержание выпусков

Номер 6, 2016
Том 77

Статьи

В. В. Галицкий
Траектории эволюции в пространстве параметров секционной модели кроны ели. Появление "проторастения"
Стр. 409–422
Резюме. Abstract
Синопсис: Сколько веток у ели?
Моделирование, Ботаника
А. А. Маслов, Д. О. Логофет
Анализ мелкомасштабной динамики двух видов-доминантов в сосняке чернично-бруснично-долгомошном. I. Однородная марковская цепь и показатели цикличности
Стр. 423–433
Резюме. Abstract
Синопсис: Черника против брусники: марковская модель сосуществования в бореальном лесу
Экология, Моделирование, Ботаника
Л. А. Сёмкина, С. А. Шавнин
О физиологической роли постоянного и временного накопления антоциановых пигментов в листьях древесных растений
Стр. 434–441
Синопсис: Чувствительные растения тоже краснеют
Ботаника, Физиология
А. О. Кириллова, Ю. А. Краус, А. В. Марков
Диссоциация - реагрегация клеток книдарий как экспериментальная система для изучения регуляции развития Metazoa
Стр. 442–455
Синопсис: Удивительная способность к регенерации книдарий: 100 лет исследований
Эмбриология, Теория эволюции, Зоология
Н. Я. Вайсман, М. Д. Голубовский
Межгенерационные эпигенетические эффекты: влияние повышенной температуры на продолжительность жизни Drosophila melanogaster
Стр. 456–463
Генетика, Теория эволюции, Зоология
Д. Д. Зворыкин
Филогенез репродуктивных стратегий у ползуновидных рыб (Anabantoidei) и в сестринских группах
Стр. 464–481
Резюме. Abstract
Синопсис: Отцы и дети: решение спорных вопросов филогенеза
Теория эволюции, Методология, Филогенетика, Зоология

Потери науки

Н. В. Глотов - ученый, педагог, организатор науки
Стр. 482–483

Все выпуски

Содержание и резюме статей «Журнала общей биологии» за 1988–2002 годы (на английском языке) можно найти на старом неофициальном сайте журнала; английские резюме статей с 1989 года и заголовки с 1950 года — на сайте PubMed (результаты поиска по изданию Zh Obshch Biol.).

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят
Поскольку репродуктивный вклад самок млекопитающих значительно превосходит таковой самцов, то соотношение потенциальных половых партнеров смещается в сторону преобладания последних. Поэтому очевидна ситуация конкуренции самцов за самку. Однако наблюдения за индивидуально мечеными желтыми сусликами показали, что в условиях короткой продолжительности жизни (всего 2-3 года) именно самки, а не самцы, сталкиваются с дефицитом половых партнеров. В результате этого около трети самок желтых сусликов не размножаются. В статье приводятся данные многолетних исследований факторов, определяющих репродуктивные тактики в популяции желтых сусликов в Саратовской области.
Том 78 № 1, Январь-февраль, 2017
У грызунов функциональным особенностям носовой полости соответствует неоднородность обонятельного эпителия
Ранее группой ученых из Новосибирска была показана специфическая геометрия носовых ходов грызунов, определяющая неоднородность аэродинамических свойств обонятельной системы в разных ее отделах. Такая геометрия позволяет минимизировать осаждения пылевых частиц в одних зонах (обонятельных) и, наоборот, усиливать осаждение в других (очищающих) зонах. В новых исследованиях методом магнитно-резонансной томографии показано, что эффективность поглощения пылевых частиц (в эксперименте – магнитно-контрастных соединений) обонятельным эпителием не везде одинакова. Установлено, что интенсивность захвата частиц эпителием связана с механизмами эндоцитоза, которые различаются в эпителии разных отделов носовой полости. Неоднородность эпителия носовых ходов сопряжена с выявленными ранее морфо-функциональными зонами обонятельной системы.
Поздороваемся… клювами
Исследованы особенности морфологии органа, обеспечивающего высокую тактильную чувствительность клюва – концевого органа клюва – у более 30-ти видов гусей, лебедей и разнообразных уток. Показано, что различия между видами в строении этого органа связаны с адаптациями к разным способам кормодобывания: растительноядности, подводному преследованию и фильтрации. Среди исследованных видов наибольшая тактильная чувствительность отмечается у речных уток, которые являются специализироваными фильтраторами. Наименьшее число осязательных единиц обнаружено у морских уток, приспособленных к преследованию и добыванию пищевых объектов под водой. Автор предполагает наличие коммуникативных функций этого сенсорного органа, реализуемых через восприятие колебаний воды, создаваемых другими птицами.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ