Содержание выпусков

Номер 1, 2017
Том 78

Статьи

Н. А. Васильева, А. В. Чабовский
Принятие репродуктивных решений в контексте «быстрого» жизненного цикла (на примере жёлтого суслика Spermophilus fulvus )
Стр. 3–12
Синопсис: Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят
Зоология, Этология
А. В. Ромащенко, Д. В. Петровский, М. П. Мошкин
Конгруэнтность интраназальной аэродинамики и функциональной неоднородности ольфакторного эпителия
Стр. 13–24
Резюме. Abstract
Синопсис: У грызунов функциональным особенностям носовой полости соответствует неоднородность обонятельного эпителия
Цитология, Зоология, Физиология
К. В. Авилова
Пространственная организация эпителиальных структур концевого органа клюва птиц отряда гусеобразных (Anseriformes, Aves)
Стр. 25–37
Синопсис: Поздороваемся… клювами
Зоология, Этология, Физиология
А. В. Агафонов, Е. М. Панова
Тональные сигналы (свисты) афалин (Tursiops truncatus ) как система персонифицированных акустических коммуникативных сигналов
Стр. 38–55
Резюме. Abstract
Синопсис: Дельфины раздают «автографы»
Зоология, Этология
Д. О. Логофет, Е. С. Казанцева, И. Н. Белова, В. Г. Онипченко
Ценопопуляция незабудочника кавказского (Eritrichium caucasicum ) как объект математического моделирования. II. Сколько лет живет малолетник?
Стр. 56–66
Моделирование, Геоботаника, Охрана природы
А. А. Егоров, А. Н. Афонин
Эколого-географический потенциал ели сизой (Picea glauca (Moench) Voss, Pinaceae) и возможность ее интродукции в северную Евразию
Стр. 67–76
Резюме. Abstract
Синопсис: Хорошо ли американке в Евразии?
Моделирование, Биогеография, Ботаника

Все выпуски

Содержание и резюме статей «Журнала общей биологии» за 1988–2002 годы (на английском языке) можно найти на старом неофициальном сайте журнала; английские резюме статей с 1989 года и заголовки с 1950 года — на сайте PubMed (результаты поиска по изданию Zh Obshch Biol.).

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят
Поскольку репродуктивный вклад самок млекопитающих значительно превосходит таковой самцов, то соотношение потенциальных половых партнеров смещается в сторону преобладания последних. Поэтому очевидна ситуация конкуренции самцов за самку. Однако наблюдения за индивидуально мечеными желтыми сусликами показали, что в условиях короткой продолжительности жизни (всего 2-3 года) именно самки, а не самцы, сталкиваются с дефицитом половых партнеров. В результате этого около трети самок желтых сусликов не размножаются. В статье приводятся данные многолетних исследований факторов, определяющих репродуктивные тактики в популяции желтых сусликов в Саратовской области.
Том 78 № 1, Январь-февраль, 2017
Ранее группой ученых из Новосибирска была показана специфическая геометрия носовых ходов грызунов, определяющая неоднородность аэродинамических свойств обонятельной системы в разных ее отделах. Такая геометрия позволяет минимизировать осаждения пылевых частиц в одних зонах (обонятельных) и, наоборот, усиливать осаждение в других (очищающих) зонах. В новых исследованиях методом магнитно-резонансной томографии показано, что эффективность поглощения пылевых частиц (в эксперименте – магнитно-контрастных соединений) обонятельным эпителием не везде одинакова. Установлено, что интенсивность захвата частиц эпителием связана с механизмами эндоцитоза, которые различаются в эпителии разных отделов носовой полости. Неоднородность эпителия носовых ходов сопряжена с выявленными ранее морфо-функциональными зонами обонятельной системы.
Поздороваемся… клювами
Исследованы особенности морфологии органа, обеспечивающего высокую тактильную чувствительность клюва – концевого органа клюва – у более 30-ти видов гусей, лебедей и разнообразных уток. Показано, что различия между видами в строении этого органа связаны с адаптациями к разным способам кормодобывания: растительноядности, подводному преследованию и фильтрации. Среди исследованных видов наибольшая тактильная чувствительность отмечается у речных уток, которые являются специализироваными фильтраторами. Наименьшее число осязательных единиц обнаружено у морских уток, приспособленных к преследованию и добыванию пищевых объектов под водой. Автор предполагает наличие коммуникативных функций этого сенсорного органа, реализуемых через восприятие колебаний воды, создаваемых другими птицами.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ