Главная / Картинка дня версия для печати

Город, который построили бактерии

Подводный «город»

Когда туристы, занимавшиеся дайвингом в бухте около курортного городка Аликанас на острове Закинф (Греция), обнаружили на дне объекты, напоминающие мощеные дороги и основания античных колонн, они подумали, что нашли следы древнегреческого города или порта, по неизвестной причине погрузившегося под воду.

«Плиты мостовой»

«Плиты мостовой» в бухте Аликанаса. Длина масштабной линейки: 30 см. Фото из статьи A. Andrews et al., 2016. Exhumed hydrocarbon-seep authigenic carbonates from Zakynthos Island (Greece): Concretions not archaeological remains

Это открытие, разумеется, привлекло внимание археологов, и вскоре на место прибыла группа сотрудников эфората подводной археологии при Министерстве культуры Греции. Однако никаких объектов, напоминающих античные руины, кроме тех, что были ранее замечены дайверами, обнаружено не было. В частности, отсутствовали какие-либо признаки человеческой деятельности, вроде изделий из керамики или орудий труда.

Подводный «город»

Еще одна конкреция, напоминающая по форме основание античной колонны. Фото из статьи A. Andrews et al., 2016. Exhumed hydrocarbon-seep authigenic carbonates from Zakynthos Island (Greece): Concretions not archaeological remains

С помощью микроскопии, рентгенографии и изотопного анализа удалось выяснить подробности химического и изотопного состава элементов «античных построек», после чего их происхождение прояснилось. Оказалось, что эти «руины» состоят преимущественно из доломита с включениями пирита и некоторых других осадочных пород. Такой состав в совокупности со специфической структурой, действительно местами напоминающей формы античной архитектуры, позволили ученым определить, что происхождение этих объектов связано с деятельностью сульфатредуцирующих бактерий.

Подводный «город»

Конкреция, напоминающая полуразрушенную античную колонну. Длина масштабной линейки: 30 см. Фото из статьи A. Andrews et al., 2016. Exhumed hydrocarbon-seep authigenic carbonates from Zakynthos Island (Greece): Concretions not archaeological remains

Эти бактерии, обитающие в донных отложениях на дне океана, используют в качестве пищи углерод из метана. Исследователи полагают, что примерно 3–5 млн лет назад, в эпоху Плиоцена, на месте обнаружения этих объектов образовался подземный разлом, позволивший различным газам, в частности метану, просочиться на поверхность. При поглощении микроорганизмами метан окислялся до гидрокарбоната, вследствие чего менялся химический состав осадочной толщи, происходил диагенез, или аутигенная цементация осадочных пород. В результате и образовались конкреции, которые были гораздо тверже окружающих осадочных пород. В местах, где метан вырывался на поверхность концентрированными струями, получились «круглые основания колонн», а где потоки газа выходили более рассеянно, образовались «плиты мостовой». О причастности бактерий к возникновению этих конкреций говорит именно наличие доломита в их составе — он крайне редко образуется в морской воде, но как раз может быть очень распространен в богатой микроорганизмами толще осадочных пород. С течением времени под действием эрозии осадочные породы размыло, а конкреции обнажились, и они стали видны на морском дне.

Подводный «город»

Более мелкая конкреция. Длина масштабной линейки: 30 см. Фото из статьи A. Andrews et al., 2016. Exhumed hydrocarbon-seep authigenic carbonates from Zakynthos Island (Greece): Concretions not archaeological remains

Уникальность же конкретно этой находки заключается в том, что здесь, в бухте Аликанаса, конкреции вышли на поверхность на мелководье — на глубине всего-то 2–5 метров. Обычно же подобные объекты находят на глубине сотен и даже тысяч метров.

Фото с сайта phys.org. Длина масштабной линейки: 30 см.

Михаил Кухаренко