Главная / Картинка дня версия для печати

Астероид-косточка

Астероид (216) Клеопатра

Похожие на обглоданные кости объекты на этом изображении — разные ракурсы объемной модели астероида (216) Клеопатра. Он был открыт австрийским астрономом Иоганном Пализой в 1880 году. Астероид принадлежит к главному поясу (его орбита находится между орбитами Марса и Юпитера) и делает один оборот вокруг Солнца за четыре с лишним года.

Клеопатра — довольно крупный астероид: его размеры составляют, по нынешним оценкам, примерно 217×94×81 км. Несмотря на это отчетливо рассмотреть его современными телескопами невозможно, что уж и говорить о приборах конца XIX века. Из-за этого довольно долго было непонятно, какая у него на самом деле форма. Больше того, ученые не знали, один ли это астероид или это система из двух близких тел, которые вращаются друг вокруг друга. Такая гипотеза возникла из-за большой амплитуды кривой блеска Клеопатры. Разрешить эти сомнения помогли радиолокационные наблюдения в начале 2000-х годов на обсерватории Аресибо: они убедительно показали наличие «талии», соединяющей две части астероида.

Такая странная форма совсем не характерна для настолько крупных астероидов: обычно тела такой массы имеют шаровидную форму (или хотя бы форму картофелины). У ученых нет единого мнения, как Клеопатра приобрела такую форму. Есть две почти противоположные версии. Согласно первой, изначально астероид был гораздо более правильной формы, но в результате серии столкновений с другими телами пояса астероидов он «обтесался» и стал похож на косточку. По второй версии, произошло так называемое мягкое неупругое столкновение, в результате которого два астероида «слиплись» в один, а быстрое вращение удлинило пластичную перемычку между двумя крупными частями. Если дело действительно было так, это должно было произойти около 100 млн лет назад .

Астероид (216) Клеопатра и его спутники

Изображение астероида (216) Клеопатра, полученное с помощью 10-метрового телескопа обсерватории Кека. Стрелками отмечены спутники Клеопатры: внешний спутник Алексгелиос (верхний на картинке) диаметром 5 км и внутренний — Клеоселена диаметром 3 км. Изображение с сайта ru.wikipedia.org

В 2008 году был раскрыт еще один секрет Клеопатры: оказалось, что у этого астероида есть два небольших спутника — нечастое явление для астероидов. Их назвали Алексгелиос и Клеоселена в честь Александра Гелиоса и его сестры-близнеца Клеопатры Селены II — детей Клеопатры и Марка Антония. По некоторым предположениям, спутники могли образоваться за счет отрыва от главного тела. По наблюдениям за движением этих спутников была получена достаточно точная оценка массы Клеопатры — 4,64×1018 кг (это примерно в 200 раз меньше массы самого крупного объекта главного пояса — Цереры).

Но и на этом особенности астероида не заканчиваются. Спектральный анализ относит Клеопатру к астероидам класса М. Это означает, что Клеопатра содержит значительное количество металлов (железа и никеля). При этом из недавних оценок отражательной способности и уточненной массы получается, что у нее совсем невысокая плотность: порядка 3,6 граммов на кубический сантиметр. Плотности металлов гораздо больше, поэтому в Клеопатре должно быть много пустот — чуть ли не половина объема. Это означает, что либо породы, из которых она состоит, сильно пористые, либо этот астероид вообще похож по своей структуре на кучу щебня. Если последнее верно, то, по расчетам ученых, Клеопатра находится довольно близко к пределам динамической устойчивости: если бы она вращалась вокруг своей оси в два раза быстрее (сейчас один оборот происходит за 5,4 часа), то гравитации уже точно не хватало бы, чтобы удерживать эту кучу вместе.

Изображение с сайта solarsystem.nasa.gov.

Анастасия Стебалина