Главная / Новости науки / Нейробиология

28.02 | Комментарии (30)

Люди склонны ожидать друг от друга великодушных поступков

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

В двух работах при помощи экономических игр изучалось альтруистическое поведение человека. Первая работа показывает, что большинство людей ожидают от окружающих проявлений щедрости и альтруизма и что совокупный «профиль ожиданий» хорошо предсказывает реальность. Из второй работы следует, что альтруистами руководит, в том числе, и чувство вины (или что-то вроде него), которое локализуется в медиальной префронтальной коре — в этой области мозга происходит формирование решений, связанных с моральными дилеммами.

06.02 | Комментарии (18)

Два независимых исследования подтвердили глобальное ослабление синапсов во время сна

Пример двумерного снимка, на котором видна часть дендритного шипика (выделена желтым) и часть аксонной терминали (выделена зеленым) с синаптическими пузырьками

Согласно «гипотезе синаптического гомеостаза», нарастание синаптической проводимости, сопутствующее усвоение нового опыта, снижает работоспособность нервной системы, поэтому она должна регулярно переходить в режим «офлайн» (сон), отключаясь от внешних сигналов. Два коллектива из США независимо подтвердили эту гипотезу. Одна работа основана на трехмерной электронной микроскопии и прямом измерении синапсов, другая — на сравнении количества рецепторов и других белков в синапсах до и после сна.

09.01 | Комментарии (59)

Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов

Исследовано влияние полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Оказалось, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой: у одних музыка вызывает улучшение настроения, а шум не оказывает выраженного влияния, у других, наоборот, музыка слабо влияет на настроение, а шум его сильно ухудшает.

Межгрупповые конфликты у шимпанзе связаны с повышенным уровнем окситоцина

Шимпанзе готовятся выступить в боевой рейд для охраны границ своей территории

Германские приматологи, показали, что межгрупповые конфликты у диких шимпанзе сопряжены с повышением уровня нейропептида окситоцина в моче. При коллективной охоте на мелких обезьян окситоцин тоже повышается, но не так сильно. По-видимому, окситоцин является у шимпанзе не «гормоном любви и дружбы», а «гормоном любви, дружбы и войны».

28.11.2016 | Комментарии (6)

У собак есть эпизодическая память

Собака, обученная команде «сделай так!», имитирует действие хозяина

Вопрос о наличии эпизодической памяти (способности вспоминать события собственной жизни) у животных остается спорным. Венгерские этологи в остроумном эксперименте показали, что собаки помнят действия человека, за которым наблюдали, и могут сымитировать их спустя час, даже если заранее не знают, что возникнет необходимость в такой имитации.

16.11.2016 | Комментарии (11)

За «боязнь» щекотки у крыс отвечает соматосенсорная кора

У крыс самая «щекотная» область — брюшко

Крысы, оказывается, тоже «боятся» щекотки и реагируют на нее «смехом». Такие же звуки крысы издают во время игрового поведения. Удалось показать, что и «смех», и игровое поведение контролируются вместе в соматосенсорной коре мозга. Поведение крыс напоминает реакцию на щекотку у человека, и эти исследования могут помочь разгадать таинственный феномен щекотки.

14.11.2016 | Комментарии (7)

Ген, работающий в мышцах и костях, у обезьян стал регулировать развитие мозга

Смена функции гена OSTN у высших приматов

В развитии коры головного мозга млекопитающих важнейшую роль играют гены, включающиеся в нейронах при их возбуждении. Американские нейробиологи обнаружили, что ген OSTN, который у большинства млекопитающих работает в костях и мышцах и не экспрессируется в мозге, у человека и других обезьян включается в нейронах неокортекса при их возбуждении и регулирует рост дендритов. Ген приобрел новую функцию на заре эволюции обезьян и, как показывает эта работа, внес вклад в эволюцию интеллекта у высших приматов.

10.11.2016 | Комментарии (44)

Нейропротез вернул парализованным макакам-резусам способность ходить

Комплексный нейропротез, восстанавливающий функцию ходьбы у макаки-резуса

Международной команде ученых удалось создать нейропротез для восстановления функции парализованных конечностей макак-резусов, которые отнялись после повреждения спинного мозга. Ученые расшифровали картину нервных возбуждений, лежащих в основе ходьбы, а также разработали целый комплекс технологических приемов и устройств для передачи нервных импульсов, идущих от моторной области коры головного мозга, к части спинного мозга, лежащей ниже повреждения. В результате обезьяны с поврежденным спинным мозгом могут ходить.

06.09.2016 | Комментарии (9)

Собачий мозг обрабатывает речевую информацию почти так же, как человеческий

Умная собачка, которая все понимает

Венгерские нейробиологи при помощи магнитно-резонансной томографии изучили реакцию собачьего мозга на произносимые человеком слова, различающиеся по смыслу и интонации. Оказалось, что у собак, как и у людей, смысл слов обрабатывается левым полушарием, а интонация — правым. Это подтверждает, что нейронные структуры, отвечающие за обработку речевой информации в мозге человека, скорее всего, появились не вместе с речью, а гораздо раньше, и изначально использовались для более простых форм звуковой коммуникации.

28.06.2016 | Комментарии (25)

Подростки лучше учатся на положительном опыте, чем на отрицательном

Дизайн эксперимента по оценке успешности обучения

Известно, что подростки более склонны к принятию рискованных решений, чем взрослые. Согласно одной из гипотез, это может быть связано с тем, что подростки используют более простые алгоритмы обработки информации о результатах своих поступков. Эксперимент, проведенный британскими и итальянскими психологами и нейроэкономистами, подтвердил эту гипотезу. Оказалось, что подростки не хуже взрослых учатся на положительном опыте, но сильно уступают им в способности учиться на отрицательном.

07.04.2016 | Комментарии (19)

Клетки глиобластомы соединены сетью микротрубок, обеспечивающих рост опухоли и ее устойчивость к терапии

Рост в течение 60 дней клеток глиобластомы трансплантированных в мозг мыши

Большая группа европейских исследователей открыла важную особенность строения некоторых глиом (неизлечимых раковых опухолей мозга). Опухолевые клетки оказались соединены в единый «орган» длинными микротрубками, облегчающими их проникновение в окружающие ткани и повышающими устойчивость опухоли к радиотерапии. Ученые изучили механизмы формирования опухолевых микротрубок, их свойства и функции, а также их связь с устойчивостью опухолей к терапии и определили потенциальные мишени для лечения таких глиом.

04.04.2016 | Комментарии (15)

В мозге рыб обнаружен переключатель, настраивающий на победу или поражение в драке

Кружение — стадия в конфликте двух самцов данио-рерио

Японские нейробиологи обнаружили в мозгe данио-рерио два нейронных контура, один из которых активен у победителей в драках, а второй — у побежденных. Трансгенные рыбки с блокированным «путем победителя» обычно проигрывают драки, даже если по физическим показателям не уступают сопернику. Напротив, рыбки с отключенным «путем побежденного» не желают сдаваться и поэтому чаще всего побеждают. Обнаружен и третий путь: если этот путь заблокировать, побитая в драке рыбка продолжает вести себя нескромно, провоцируя новые атаки победителя.

25.03.2016 | Комментарии (17)

Склонность к азартным играм определяется нейронами прилежащего ядра

Психология азарта зависит от работы дофаминовых нейронов D2 в прилежащем ядре

Ученые из Стэнфордского университета исселдовали азартное поведение на примере крыс. По своему поведенческому рисунку крысы разделились на две группы — осторожные и готовые идти на риск. Разнице в поведении соответствовала различная картина активации дофаминовых нейронов в одном из участков лимбической системы, так называемом прилежащем ядре. Если активацию этих нейронов снизить, то осторожные особи превращаются в рисковых игроков, если же у заядлых игроков ее увеличить, то они превращаются в сдержанных тихонь.

21.03.2016 | Комментарии (3)

Оптогенетика помогла улучшить память мышам с болезнью Альцгеймера

Схема эксперимента

У трансгенных мышей, страдающих аналогом человеческой болезни Альцгеймера, на ранних стадиях болезни сохраняется кратковременная память, но нарушается долговременная. Оптогенетические эксперименты показали, что приобретенное знание, которое мышь в обычной ситуации быстро забывает, можно надолго записать в мышиную память путем искусственной стимуляции нейронов энторинальной коры, которые участвовали в первичном запоминании.

16.03.2016 | Комментарии (19)

Мозг отличает расчетливое добро от бескорыстных порывов

Кустик растет из кучки монет

Американские ученые провели ряд поведенческих экспериментов по различению эмпатии и взаимного альтруизма, совмещенных с томографическим сканированием мозга. Общий результат действия обоих стимулов (эмпатии или альтруизма) был сходным, но картины активированных связей в мозгу оказались в значительной мере различными. Мозгу не важны философско-культурные оценки того или иного вида добрых поступков: бескорыстие и расчет он распознает по-своему и соответствующим образом работает с этими стимулами.

19.02.2016 | Комментарии (2)

Протеинкиназа М-дзета «закрыта»?

Добавление ZIP в среду клеток гиппокампа повышает электрическую активность последних

В середине 2000-х и в начале 2010-х нейробиологи по всему миру активно изучали необычный фермент — протеинкиназу М-дзета (PKMζ). Белок обещал стать «таблеткой для памяти», а его ингибитор ZIP — средством избавления от воспоминаний. Теперь всё чаще пишут о том, что связь «молекулы памяти» и её ингибиторов с процессами памяти сомнительна. Вот и в недавней работе в The Journal of Neuroscience говорится, что ингибитор протеинкиназы М-дзета, ZIP, вызывает быструю гибель нейронов гиппокампа, растущих в культуре клеток.

10.02.2016 | Комментарии (5)

Глубокие вздохи активируются строго специфичными нейронами дыхательного центра

Глубокий вздох крысы

Американские ученые выделили группу нейронов дыхательного центра, которая инициирует глубокий вздох. Они с помощью различных методик проследили начало и окончание нервных отростков, возбуждение которых оформляет вздох, а также определили вещества, ответственные за стимуляцию этих нейронов. Функция найденного нервного пути строго специфична — только глубокий вздох и ничего кроме. Ученые полагают, что в данном исследовании имеется хороший потенциал для разработки препаратов, улучшающих дыхательную динамику.

30.01.2016 | Комментарии (9)

Моногамные полёвки способны жалеть друг друга

Полёвка утешает друга

Американские ученые в серии поведенческих экспериментов показали, что моногамные желтобрюхие полёвки склонны жалеть и утешать товарищей, попавших в беду. У них имеет место настоящая эмпатия по отношению к знакомым индивидам, со свойственным ей индуцированным эмоциональным и физиологическим состоянием. Ничего похожего не наблюдалось у родственного немоногамного вида — луговых полевок. Выяснилось также, что у желтобрюхих полёвок, как и у человека, эмпатия определяется действием окситоцина в области передней поясной извилины.

19.01.2016 | Комментарии (4)

В мозге птиц обнаружен механизм, не позволяющий переучивать выученное

Взрослый самец зебровой амадины учит молодого самца правильно петь

Американские нейробиологи обнаружили механизм, не позволяющий зебровым амадинам переучивать те элементы песни, которые они уже выучили. Ключевую роль в обучении пению играют премоторные нейроны верхнего вокального центра (HVC), которые активно работают у молодых самцов («учеников») при прослушивании песни взрослого самца («учителя»). У взрослых самцов эти нейроны перестают реагировать на звуки чужих песен.

24.12.2015 | Комментарии (13)

Человек без зрительной коры способен связать звук и зрительный стимул

Изображение мозга испытуемого, полученное с помощью магнитно-резонансной томографии (вид сбоку)

Кора больших полушарий нужна нам для того, чтобы устанавливать связи между информацией, поступающей через органы чувств. Однако новые исследования неврологических пациентов показывают, что ассоциативное обучение возможно и без нее. Так, человек, который лишился зрительной коры, может установить ассоциацию между кругом определённого цвета и размера и звуком определённой высоты и громкости — и это при том, что сознательно он не воспринимает цвета, размеры и формы предметов.