Главная / Новости науки / Эволюция

06.03 | Комментарии (16)

Что общего у голых землекопов и «голых обезьян»?

30-летний голый землекоп-патриарх — размножающийся самец (муж «царицы»)

Голые землекопы и люди отличаются от своих родственников (грызунов и приматов) двумя редкими особенностями: высоко развитой социальностью и долголетием. У них есть еще одна важная общая черта — ювенилизация (неотения), то есть задержка развития, ведущая к сохранению у взрослых особей ряда детских и даже эмбриональных признаков. Не исключено, что все три особенности тесно связаны между собой.

Древние и продвинутые виды сосуществовали после глобального пермо-триасового вымирания

Портрет парижской биоты начала триасового периода

Международная команда ученых представила к обсуждению целую ископаемую экосистему раннетриасового возраста. В этой экосистеме сосуществовали древние раннепалеозойские элементы вместе с продвинутыми мезозойскими, которые жили уже в раннетриасовое время, что показывает исключительно быстрые темпы морфологической эволюции.

Кембрийское ископаемое Saccorhytus поместили в основание эволюционной линии вторичноротых

Реконструкция Saccorhytus, вид сбоку

Микроскопическое ископаемое Saccorhytus, найденное в Китае в местонахождении с мягкотелыми остатками, является близким родичем предка всех вторичноротых животных. Об этом свидетельствует его морфология — наличие рта с радиальными складками и отверстий, которые интерпретируются как прообраз жаберных щелей.

10.02 | Комментарии (32)

Межгрупповой отбор формирует социум, а внутригрупповой его поддерживает

Самки паука Anelosimus studiosus

Колонии факультативно социальных пауков Anelosimus studiosus, обитающих на территории Северной Америки, состоят из смеси «мирных» и «агрессивных» самок, которые совместно охотятся и заботятся о потомстве. Оба поведенческих фенотипа являются генетически обусловленными, и такая ситуация благоприятствует действию группового отбора, который формирует оптимальную структуру сообщества. В новом исследовании показано, как именно это происходит: особи избыточного фенотипа в колонии производят меньше яиц, чем особи дефицитного фенотипа.

Эволюция клювов демонстрирует ход адаптивной радиации у птиц

3D-сканы клювов птиц
Проанализировав форму клюва современных птиц, ученые выделили два этапа в их адаптивной радиции. На первом этапе эволюция привела к быстрому освоению всего адаптивного пространства. При дальнейшей эволюции адаптивное пространство перераспределялось и дробилось на более узкие экологические ниши

24.01 | Комментарии (245)

Гены, способствующие получению хорошего образования, отсеиваются отбором

Фильм «Идиократия»

В современных человеческих популяциях уровень полученного образования обладает высокой наследуемостью, то есть сильно зависит от генов. При этом образование, как правило, отрицательно коррелирует с дарвиновской приспособленностью: образованные люди хуже размножаются. Это указывает на возможный отбор против «генов образования». Новое исследование, основанное на данных по 110 000 исландцев, родившихся между 1910 и 1975 годами, показало, что так и есть: «гены образования» действительно подвергаются отрицательному отбору.

Ученые разгадали тайну хиолитов — загадочных палеозойских животных

Реконструкция хиолита, приподнявшегося на хеленах над грунтом

Обобщение обширного ископаемого материала из лагерштеттов позволило разгадать тайну древних животных хиолитов. Они оказались родичами брахиопод из группы лофофорат. Детали анатомии позволили восстановить их образ жизни, а также удалось выявить родственные связи хиолитов с другими современными и вымершими животными.

Описан новый надтип архей, к которому относятся предки эукариот

Филогенетическое дерево, отражающее родственные связи асгардархей

Целенаправленный поиск микробов, родственных открытым в 2015 году локиархеям, привел к обнаружению большой и разнообразной группы, заслуживающей ранга надтипа и получившей название «Асгард». В эту группу, помимо локиархей и описанных ранее торархей, входят два новых типа: одинархеи и хеймдалльархеи. В геномах асгардархей закодировано множество белков, ранее считавшихся характерными только для эукариот. Никто пока не видел асгардархей под микроскопом, но геномные данные указывают на более сложную организацию их клеток по сравнению с обычными прокариотами.

Вставка генома вольбахии может приводить к развитию новой половой хромосомы у ее хозяев

Мокрица-броненосец Armadillidium vulgare (относится к отряду равноногих раков Isopoda)

Наземные ракообразные мокрицы-броненосцы Armadillidium vulgare, зараженные бактерией вольбахией, утратили женскую W-хромосому. Однако впоследствии в результате крупной вставки из генома вольбахий в одну из хромосом мокриц возник f-элемент, отвечающий за развитие в самок даже в отсутствие бактерий, и у этих ракообразных сформировалась новая пара половых хромосом.

26.12.2016 | Комментарии (9)

Эмбриональное развитие брахиопод проливает свет на природу первично- и вторичноротости

Брахиопода Terebratalia transversa, представитель замковых брахиопод (класс Rhynchonelliformea)

Изучение эмбрионального развития двух видов брахиопод с разными способами закладки рта позволило норвежским и американским зоологам частично расшифровать молекулярно-генетические основы первично- и вторичноротости. Оказалось, что судьба бластопора связана с работой эволюционно консервативных генов — регуляторов развития, участвующих в разметке эмбриональных тканей вдоль передне-задней оси.

19.12.2016 | Комментарии (23)

Чтобы спастись от паразитов, первым живым системам достаточно было время от времени разделяться на мелкие капли

Схема размножения молекулы-репликатора ферментом Qβ-репликазой

Ключевым этапом зарождения жизни было появление химических репликаторов — комплексов молекул, способных к самокопированию и дарвиновской эволюции. Но сразу же должны были появиться и репликационные паразиты, использующие ресурсы сообщества для собственного размножения и ничего не дающиевзамен. Эксперименты на искусственных репликаторах показали, что для защиты от паразитов достаточно периодического разделения раствора, в котором они существуют, на мелкие капельки, которые потом могут снова сливаться.

12.12.2016 | Комментарии (15)

Найденный в янтаре оперенный хвост динозавра вряд ли годился для полета

Оперенный хвост динозавра

Ученые обнаружили в бирманском янтаре, богатом на включения животных мелового периода, мумифицированный скелет хвоста динозавра, покрытый перьями. Это первая находка динозавра, у которого перья непосредственно связаны со скелетом, причем структура перьев хорошо сохранилась. Наличие скелета позволило отнести обладателя перьев к группе целурозавров.

24.11.2016

Метаморфоз у личинок червя Hydroides elegans запускается бактериями

Личинка многощетинкового трубчатого червя Hydroides elegans

Развитие трубчатых многощетинковых червей проходит с метаморфозом, при котором свободноплавающая личинка превращается в сидячую взрослую особь. Обязательным условием протекания метаморфоза у этого животного является контакт с бактериями Pseudoalteromonas luteoviolacea, которые образуют биопленки на поверхностях подводных объектов. Исследователи из Америки и Швейцарии изучили молекулярные механизмы взаимодействия между этими организмами.

22.11.2016 | Комментарии (1)

Фиджийские муравьи сами выращивают для себя жилища

Домаций <i>Squamellaria jebbiana</i>

Обнаружен новый тип высокоразвитого сельскохозяйственного симбиоза у муравьев Philidris nagasau и эпифитных растений Squamellaria на островах Фиджи. Муравьи этого вида не строят себе гнезд и всегда живут в особых структурах — домациях, образуемых шестью видами Squamellaria, а эти шесть видов, в свою очередь, растут только под присмотром муравьев P. nagasau. Адаптации к столь тесному сотрудничеству развились у муравьев и растений одновременно — около трех миллионов лет назад.

14.11.2016 | Комментарии (7)

Ген, работающий в мышцах и костях, у обезьян стал регулировать развитие мозга

Смена функции гена OSTN у высших приматов

В развитии коры головного мозга млекопитающих важнейшую роль играют гены, включающиеся в нейронах при их возбуждении. Американские нейробиологи обнаружили, что ген OSTN, который у большинства млекопитающих работает в костях и мышцах и не экспрессируется в мозге, у человека и других обезьян включается в нейронах неокортекса при их возбуждении и регулирует рост дендритов. Ген приобрел новую функцию на заре эволюции обезьян и, как показывает эта работа, внес вклад в эволюцию интеллекта у высших приматов.

09.11.2016 | Комментарии (3)

Разнообразие пищевого поведения у нематоды Caenorhabditis elegans поддерживается балансирующим отбором

Нематода Caenorhabditis elegans

Оптимальная стратегия добычи пропитания зависит от численности конкурентов. Нематоды C. elegans «учитывают» это при помощи выделяемых феромонов, меняя свое пищевое поведение в зависимости от плотности популяции. Как выяснилось, у нематод есть наследственный диморфизм по силе реакции на один из феромонов: при росте его концентрации одни особи резко снижают свою активность, а другие этого не делают. Американские генетики расшифровали генетические основы этих поведенческих различий и показали, что диморфизм сохраняется благодаря балансирующему отбору.

08.11.2016 | Комментарии (14)

Многие беспозвоночные, подобно млекопитающим, вынашивают и выкармливают свое потомство

Глубоководная тихоокеанская медуза Crossota millsae

Обзор по способам вынашивания и выкармливания подрастающей молоди выявил удивительную картину: в той или иной форме питание эмбрионов за счет материнских ресурсов во время беременности или сразу после рождения. Из известных 34 типов животных представители 21 типа беспозвоночных выработали различные способы позаботиться о благополучии своих эмбрионов. Эти способы возникали у беспозвоночных и позвоночных животных независимо по меньшей мере 140 раз.

07.11.2016 | Комментарии (2)

Узкая пищевая специализация бывает эволюционно невыгодной

Кокциды

Одни виды животных потребляют широкий спектр кормов (полифаги), а другие — узкий (монофаги). Полифаги менее чувствительны к изменениям условий среды, монофаги же оказываются в выигрыше в конкурентной борьбе. Считается, что если много близких видов живет в одном месте, более выигрышной для них стратегией будет монофагия. Однако для двух групп насекомых — кокцид и бабочкек-нимфалид — узкая кормовая специализация оказалась эволюционно невыгодной и даже тупиковой.

03.11.2016 | Комментарии (19)

Змеи потеряли ноги из-за выключения гена Sonic hedgehog

Скелет питона

Сразу два коллектива авторов из США опубликовали исследования, посвященные интригующему вопросу утраты конечностей змеями. Оказалось, что эволюция змей сопровождалась существенными изменениями в высококонсервативном регуляторном участке, отвечающем за включение экспрессии гена SHH (Sonic hedgehog). Эксперименты по редактированию генома мыши позволили получить убедительные свидетельства в пользу рассматриваемой гипотезы.

01.11.2016 | Комментарии (17)

Предки современных шимпанзе и бонобо неоднократно скрещивались друг с другом

Бонобо Канзи

Сравнительный анализ 65 полных геномов шимпанзе и 10 геномов бонобо показал, что между этими видами, разделившимися 2 млн лет назад, неоднократно происходил генетический обмен. Из четырех подвидов шимпанзе наибольшая примесь генов бонобо обнаружена у центрального подвида Pan troglodytes troglodytes, наименьшая — у западного подвида P. t. verus. Исследование показало, что эпизодическая гибридизация видов, разошедшихся сотни тысяч и даже миллионы лет назад, — не уникальная особенность рода Homo, а скорее общее правило для человекообразных.