Главная / Новости науки / Этология

27.02 | Комментарии (27)

Перенимая опыт у товарищей, шмели подходят к делу с умом

Эксперимент для оценки способности шмелей к социальному обучению

Ученые смогли научить шмелей сложным манипуляциям, непохожим на обычное поведение шмелей в природе. Оказалось, что неопытные шмели, наблюдая за обученными быстрее перенимают новый навык, при этом оптимизируя его, чтобы быстрее достичь цели. Шмели оказались способны к «генерализации» усвоенного навыка, применяя его к объектам, отличающимся от исходного образца. Исследование показало, что умственные способности насекомых до сих пор сильно недооценивались.

Многолетнее исследование черных ворон в Испании выявило преимущества коммунального гнездования

Черная ворона

Для серых и черных ворон характерно гнездование парами, однако на севере Испании обитает популяция, практикующая коммунальное гнездование. Такой тип гнездования оказывается для ворон чрезвычайно выгодным: они выращивают больше птенцов, меньше сил тратят на их выкармливание, да и живут дольше.

Межгрупповые конфликты у шимпанзе связаны с повышенным уровнем окситоцина

Шимпанзе готовятся выступить в боевой рейд для охраны границ своей территории

Германские приматологи, показали, что межгрупповые конфликты у диких шимпанзе сопряжены с повышением уровня нейропептида окситоцина в моче. При коллективной охоте на мелких обезьян окситоцин тоже повышается, но не так сильно. По-видимому, окситоцин является у шимпанзе не «гормоном любви и дружбы», а «гормоном любви, дружбы и войны».

28.12.2016 | Комментарии (12)

Переехав в Новую Зеландию, европейские ежи меняют свои привычки

Erinaceus europaeus

Ежи, завезенные в Новую Зеландию из Европы, демонстрируют особенности поведения, не характерные на родине: внутривидовая агрессия снижается, и ежи зимуют в коллективных гнездах. Кроме того, новозеландские ежи почти полностью перешли на растительный корм, особенно это выражено в горных популяциях.

23.12.2016 | Комментарии (1)

Капуцины, как и люди, лучше узнают знакомые лица

Cebus apella

Эксперименты с фотографиями показали, что капуцины-фавны лучше узнают знакомых, чем виденных ранее незнакомцев. Такой эффект знакомства, подразумевающий запоминание черт лица, ранее был известен только для людей и человекообразных обезьян.

21.12.2016 | Комментарии (2)

У пауков Manogea porracea самцы при необходимости заменяют паучатам мать

Самка паука Manogea porracea

Южноамериканские пауки Manogea porracea необычны тем, что у них самец участвует в заботе о потомстве наравне с самкой. Такое нетипичное поведение является жизненной необходимостью: ведь к концу сезона размножения многие самки по неизвестным причинам исчезают, и самцы охраняют потомство в одиночку. Если бы самца не было, многие яйцевые коконы и маленькие паучки стали бы жертвой хищных пауков других видов.

15.12.2016 | Комментарии (9)

Запах лягушки-свистуна делает ее незаметной для муравьев-листорезов

Lithodytes lineatus

Небольшая южноамериканская лягушка-свистун Lithodytes lineatus живет в муравейниках муравьев-листорезов из рода Atta. Отсюда самцы токуют, завлекая самок, здесь же развиваются икра и головастики. Выяснилось, что муравьи не нападают на лягушку потому, что в ее коже содержатся специфические вещества, благодаря которым посетительницу принимают за свою.

13.12.2016 | Комментарии (40)

В птичьей песенке наследуются интервалы, а сами звуки выучиваются

Юный самец зебровой амадины со своим приемным отцом, японской амадиной

Японские ученые создали экспериментальные условия, в которых птенцы зебровых амадин учились пению у своих приемных отцов другого вида — японских амадин, а также выявили группы нейронов, отвечающих на отдельные звуковые характеристики. Выяснилось, что у зебровых амадин наследуются не звуковые проявления, а специфический звуковой сценарий. А звуковое наполнение размеченных промежутков птенцы перенимают от родителей.

07.12.2016 | Комментарии (10)

Мальки рыб в океане держатся родственными стайками

Большеротый морской окунь (Sebastes diploproa)

Генетические тесты мальков морского окуня, выловленных в сентябре у берегов Орегона, показали, что после года пассивных скитаний в толще морских вод мальки не расплываются, обнаруживая высокую степень родства в конечной точке своего непредсказуемого путешествия. Это означает, что расселительная стадия жизни рыб, вопреки общепринятому мнению, имеет неслучайный характер.

01.12.2016 | Комментарии (4)

Иммунный статус макак зависит от социального

Иерахия у макак-резусов влияет на их здоровье

Долговременный эксперимент, в котором у макак специально меняли социальный статус в группе, позволил выявить широкий массив генов иммунного ответа, уровень экспрессии которых зависит от социального статуса. У особей, у которых статус понизился, картина экспрессии генов напоминает начальные стадии воспалительного процесса, то есть понижение статуса негативно повлияло на их здоровье. Зато дружеские связи в группе положительно сказываются на самочувствии макак.

29.11.2016 | Комментарии (94)

Муравьи способны узнавать себя в зеркале

Рабочий муравей M. ruginodis с голубой точкой на клипеусе

Бельгийские энтомологи показали, что рыжие муравьи из рода Myrmica могут идентифицировать себя с собственным отражением в зеркале. Перед зеркалом муравьи приводят себя в порядок или совершают необычные движения головой и антеннами, чего не наблюдается, когда они видят за стеклом сородичей. Это поведение говорит о том, что у муравьев могут наличествовать зачатки самосознания.

28.11.2016 | Комментарии (6)

У собак есть эпизодическая память

Собака, обученная команде «сделай так!», имитирует действие хозяина

Вопрос о наличии эпизодической памяти (способности вспоминать события собственной жизни) у животных остается спорным. Венгерские этологи в остроумном эксперименте показали, что собаки помнят действия человека, за которым наблюдали, и могут сымитировать их спустя час, даже если заранее не знают, что возникнет необходимость в такой имитации.

25.11.2016

Самцы дроздовидных камышевок определяют качество самки по размеру ее гнезда

Пример гнезда дроздовидной камышевки (Acrocephalus arundinaceus) до увеличения

Самцы птиц могут получать информацию о репродуктивной способности самки и о качестве ее будущего потомства не в процессе личного общения, а глядя на созданные самкой гнезда. Подтверждение этому нашли исследователи из Чехии, изучавшие поведение дроздовидных камышевок. Кроме того, орнитологи попытались показать, что самки камышевок, меняя конструкцию гнезда, могут манипулировать поведением своих партнеров.

21.11.2016

Самцы коммунально гнездящихся тимелий предпочитают окружать себя родственниками

Turdoides bicolor

Cамцы-доминанты коммунально гнездящихся пегих дроздовых тимелий проявляют терпимость к своим близким родственникам того же пола, и те остаются на их территории дольше, чем неродственные самцы. Благодаря такому непотизму родственники доминанта с большой вероятностью «восходят на престол» после гибели хозяина территории или же занимают участки по соседству. Самки-доминанты не проявляют подобной снисходительности, поскольку самки-помощницы представляют реальную угрозу их потомству и доминантному статусу.

09.11.2016 | Комментарии (3)

Разнообразие пищевого поведения у нематоды Caenorhabditis elegans поддерживается балансирующим отбором

Нематода Caenorhabditis elegans

Оптимальная стратегия добычи пропитания зависит от численности конкурентов. Нематоды C. elegans «учитывают» это при помощи выделяемых феромонов, меняя свое пищевое поведение в зависимости от плотности популяции. Как выяснилось, у нематод есть наследственный диморфизм по силе реакции на один из феромонов: при росте его концентрации одни особи резко снижают свою активность, а другие этого не делают. Американские генетики расшифровали генетические основы этих поведенческих различий и показали, что диморфизм сохраняется благодаря балансирующему отбору.

31.10.2016 | Комментарии (20)

Шмели перенимают новые знания от товарищей

Лабораторная колония земляных шмелей

Ученые провели исследование механизмов обучения у шмелей. Сначала одна группа этих насекомых освоила нехарактерный для шмелей поведенческий алгоритм добычи сладкого сиропа. Другие шмели, наблюдая за их действиями, имели возможность «виртуально» освоить этот прием. Эксперименты показали, что такое обучение работает: в большинстве случаев наблюдения привели к последующему успешному выполнению задания. В колониях шмелей, где имелся хотя бы один носитель нового навыка, этот навык быстро распространялся среди особей, причем учителями могли выступать все новые и новые «посвященные». Это исследование, важное и само по себе, также ставит вопросы о том, что можно считать культурой и как она возникла у человека, так как способность перенимать и передавать знания — это и есть основы культуры.

24.10.2016 | Комментарии (7)

Южноамериканские обезьяны изготавливают каменные отщепы, похожие на орудия древних гоминид

Чернополосые капуцины раскалывают камни

Наблюдения за дикими чернополосыми капуцинами показали, что эти обезьяны любят колотить камнем по камню, производя отщепы с острыми краями и оббитые ядрища, неотличимые от примитивных орудий ископаемых гоминид. Смысл этого поведения неясен: получающиеся отщепы никогда не используются обезьянами. Открытие показало, что наличие подобных артефактов в археологических слоях еще не доказывает, что изготовившие их приматы занимались целенаправленным производством орудий для последующего использования.

17.10.2016 | Комментарии (40)

Матери-шимпанзе делятся удочками с детенышами, чтобы помочь им научиться ловить термитов

Шимпанзе из национального парка Нуабале-Ндоки добывают термитов при помощи палочек с размочаленными концами

У диких шимпанзе из национального парка Нуабале-Ндоки (Конго) существует традиция ловли термитов при помощи искусно изготовленных «удочек» с размочаленными концами. Американские биологи обнаружили, что матери нередко отдают свои удочки детенышам, тем самым помогая им освоить этот полезный навык. Данное поведение самок удовлетворяет формальным критериям целенаправленного учительства, которое до сих пор было корректно подтверждено лишь у немногих видов животных.

14.10.2016 | Комментарии (3)

На предпочтения колюшек влияют свободные аминокислоты

Трехиглая колюшка (Gasterosteus aculeatus)

Рыбы широко используют в своем общении химические сигналы. Состав выделяемых веществ зависит от видовой, половой принадлежности особи и ее физиологического состояния. Ученые из Британии на примере трехиглых колюшек подтвердили, что химический состав выделений может зависеть и от внешних факторов, в частности от питания. Они держали две группы рыбок на разных диетах, которые отличались только добавляемой к основному ингредиенту аминокислотой. Выяснилось, что рыбки способны распознавать, кто из их соседей что ел, и больше взаимодействовали с теми, кто был на такой же диете.

05.10.2016 | Комментарии (2)

При недостатке самок самцы термитов образуют однополые пары

Пара бескрылых самцов термита

Формирование однополых пар самцов известно примерно у ста видов насекомых. Считать ли это просто ошибкой в распознавании или же такое поведение может иметь самостоятельное значение? На примере термитов Reticulitermes speratus японские ученые показали, что образование однополых пар — это стратегия, реализуемая при недостатке самок и позволяющая самцам увеличить свою выживаемость и получить шанс (одному из пары) размножиться в будущем. То есть это своеобразная смесь кооперации и конкуренции.