Главная / Новости науки / Зоология

Глобальное потепление создало экологическую ловушку для очковых пингвинов

Очковый пингвин

Потепление климата и интенсивный промысел значительно изменили распределение скоплений рыб в океанах, где обитает редкий очковый пингвин. Традиционно предпочитаемые пингвинами акватории теперь стали бедны кормом. В результате смертность молодых птиц существенно возросла, что ставит под угрозу существования вида в целом.

09.03

При помощи вибрационных сигналов гусеницы зазывают товарищей и прогоняют конкурентов

Drepana arcuata

Детальные исследования гусениц бабочки-серпокрылки показали, что они используют вибрационные сигналы в общении с себе подобными. Так гусеницы привлекают (или, наоборот, отгоняют) своих собратьев. Вибрации возникают, когда гусеница скребет или стучит по листу мандибулами (верхними челюстями) и специальным выростом на последнем, анальном, сегменте тела, а также вибрирует телом.

06.03 | Комментарии (16)

Что общего у голых землекопов и «голых обезьян»?

30-летний голый землекоп-патриарх — размножающийся самец (муж «царицы»)

Голые землекопы и люди отличаются от своих родственников (грызунов и приматов) двумя редкими особенностями: высоко развитой социальностью и долголетием. У них есть еще одна важная общая черта — ювенилизация (неотения), то есть задержка развития, ведущая к сохранению у взрослых особей ряда детских и даже эмбриональных признаков. Не исключено, что все три особенности тесно связаны между собой.

27.02 | Комментарии (27)

Перенимая опыт у товарищей, шмели подходят к делу с умом

Эксперимент для оценки способности шмелей к социальному обучению

Ученые смогли научить шмелей сложным манипуляциям, непохожим на обычное поведение шмелей в природе. Оказалось, что неопытные шмели, наблюдая за обученными быстрее перенимают новый навык, при этом оптимизируя его, чтобы быстрее достичь цели. Шмели оказались способны к «генерализации» усвоенного навыка, применяя его к объектам, отличающимся от исходного образца. Исследование показало, что умственные способности насекомых до сих пор сильно недооценивались.

21.02 | Комментарии (13)

В пении флейтовых птиц обнаружены музыкальные принципы

Сорочья флейтовая птица

Музыка предполагает определенный баланс между повторяемостью и вариативностью. С одной стороны, чрезмерно сложная, лишенная упорядоченности мелодия плохо воспринимается слушателем, с другой — однообразное повторение одних и тех же звуков вряд ли можно назвать музыкой. Американские исследователи обнаружили в пении сорочьих флейтовых птиц сходный баланс между повторяемостью и вариативностью отдельных элементов. Возможно, это нужно, чтобы птицы-слушатели лучше запоминали песни.

10.02 | Комментарии (32)

Межгрупповой отбор формирует социум, а внутригрупповой его поддерживает

Самки паука Anelosimus studiosus

Колонии факультативно социальных пауков Anelosimus studiosus, обитающих на территории Северной Америки, состоят из смеси «мирных» и «агрессивных» самок, которые совместно охотятся и заботятся о потомстве. Оба поведенческих фенотипа являются генетически обусловленными, и такая ситуация благоприятствует действию группового отбора, который формирует оптимальную структуру сообщества. В новом исследовании показано, как именно это происходит: особи избыточного фенотипа в колонии производят меньше яиц, чем особи дефицитного фенотипа.

Эволюция клювов демонстрирует ход адаптивной радиации у птиц

3D-сканы клювов птиц
Проанализировав форму клюва современных птиц, ученые выделили два этапа в их адаптивной радиции. На первом этапе эволюция привела к быстрому освоению всего адаптивного пространства. При дальнейшей эволюции адаптивное пространство перераспределялось и дробилось на более узкие экологические ниши

Многолетнее исследование черных ворон в Испании выявило преимущества коммунального гнездования

Черная ворона

Для серых и черных ворон характерно гнездование парами, однако на севере Испании обитает популяция, практикующая коммунальное гнездование. Такой тип гнездования оказывается для ворон чрезвычайно выгодным: они выращивают больше птенцов, меньше сил тратят на их выкармливание, да и живут дольше.

29.12.2016 | Комментарии (3)

Ученые подсчитали количество перелетных насекомых над Южной Англией

Бабочка-репейница, главный участник длительного эксперимента по изучению с помощью вертикального радара дневных миграций насекомых

При помощи вертикальных энтомологических радаров ученые оценили количество насекомых, летающих на высоте 200–1150 м над Южной Англией. Оказалось, что в среднем в год над этой территорией пролетает 3,5 триллиона различных насекомых! Причем это не просто пассивно поднятые ветром энтомологические тучи — насекомые активно выбирают, с каким ветром им следует отправиться в путь.

28.12.2016 | Комментарии (12)

Переехав в Новую Зеландию, европейские ежи меняют свои привычки

Erinaceus europaeus

Ежи, завезенные в Новую Зеландию из Европы, демонстрируют особенности поведения, не характерные на родине: внутривидовая агрессия снижается, и ежи зимуют в коллективных гнездах. Кроме того, новозеландские ежи почти полностью перешли на растительный корм, особенно это выражено в горных популяциях.

23.12.2016 | Комментарии (1)

Капуцины, как и люди, лучше узнают знакомые лица

Cebus apella

Эксперименты с фотографиями показали, что капуцины-фавны лучше узнают знакомых, чем виденных ранее незнакомцев. Такой эффект знакомства, подразумевающий запоминание черт лица, ранее был известен только для людей и человекообразных обезьян.

22.12.2016

Длиннопалые ночницы научились ловить рыбу

Длиннопалая ночница ловит рыбку: всего две популяции этих животных, в Израиле и Испании, освоили технику ловили рыбы

В мире известны две популяции длиннопалых ночниц, которые разнообразят свой рацион рыбой; остальные летучие мыши этого вида едят только насекомых. Записи звуковых сигналов и раскадровка видеонаблюдений показали, что все длиннопалые ночницы имеют предрасположенность к охоте на рыбу: она обусловлена способностью этих летучих мышей снимать насекомых с поверхности воды. Однако для настоящей «рыбалки» требуется отточить это умение.

21.12.2016 | Комментарии (2)

У пауков Manogea porracea самцы при необходимости заменяют паучатам мать

Самка паука Manogea porracea

Южноамериканские пауки Manogea porracea необычны тем, что у них самец участвует в заботе о потомстве наравне с самкой. Такое нетипичное поведение является жизненной необходимостью: ведь к концу сезона размножения многие самки по неизвестным причинам исчезают, и самцы охраняют потомство в одиночку. Если бы самца не было, многие яйцевые коконы и маленькие паучки стали бы жертвой хищных пауков других видов.

15.12.2016 | Комментарии (9)

Запах лягушки-свистуна делает ее незаметной для муравьев-листорезов

Lithodytes lineatus

Небольшая южноамериканская лягушка-свистун Lithodytes lineatus живет в муравейниках муравьев-листорезов из рода Atta. Отсюда самцы токуют, завлекая самок, здесь же развиваются икра и головастики. Выяснилось, что муравьи не нападают на лягушку потому, что в ее коже содержатся специфические вещества, благодаря которым посетительницу принимают за свою.

13.12.2016 | Комментарии (40)

В птичьей песенке наследуются интервалы, а сами звуки выучиваются

Юный самец зебровой амадины со своим приемным отцом, японской амадиной

Японские ученые создали экспериментальные условия, в которых птенцы зебровых амадин учились пению у своих приемных отцов другого вида — японских амадин, а также выявили группы нейронов, отвечающих на отдельные звуковые характеристики. Выяснилось, что у зебровых амадин наследуются не звуковые проявления, а специфический звуковой сценарий. А звуковое наполнение размеченных промежутков птенцы перенимают от родителей.

07.12.2016 | Комментарии (10)

Мальки рыб в океане держатся родственными стайками

Большеротый морской окунь (Sebastes diploproa)

Генетические тесты мальков морского окуня, выловленных в сентябре у берегов Орегона, показали, что после года пассивных скитаний в толще морских вод мальки не расплываются, обнаруживая высокую степень родства в конечной точке своего непредсказуемого путешествия. Это означает, что расселительная стадия жизни рыб, вопреки общепринятому мнению, имеет неслучайный характер.

29.11.2016 | Комментарии (94)

Муравьи способны узнавать себя в зеркале

Рабочий муравей M. ruginodis с голубой точкой на клипеусе

Бельгийские энтомологи показали, что рыжие муравьи из рода Myrmica могут идентифицировать себя с собственным отражением в зеркале. Перед зеркалом муравьи приводят себя в порядок или совершают необычные движения головой и антеннами, чего не наблюдается, когда они видят за стеклом сородичей. Это поведение говорит о том, что у муравьев могут наличествовать зачатки самосознания.

25.11.2016

Самцы дроздовидных камышевок определяют качество самки по размеру ее гнезда

Пример гнезда дроздовидной камышевки (Acrocephalus arundinaceus) до увеличения

Самцы птиц могут получать информацию о репродуктивной способности самки и о качестве ее будущего потомства не в процессе личного общения, а глядя на созданные самкой гнезда. Подтверждение этому нашли исследователи из Чехии, изучавшие поведение дроздовидных камышевок. Кроме того, орнитологи попытались показать, что самки камышевок, меняя конструкцию гнезда, могут манипулировать поведением своих партнеров.

23.11.2016 | Комментарии (4)

Численность и генетическое разнообразие китовых акул измерили по пробам воды

Обычно китовые акулы спокойны и позволяют людям плавать рядом

Международная команда зоологов и биоинформатиков успешно применила относительно простой и дешевый метод оценки генетического разнообразия популяций водных животных. Объектом их интереса стала китовая акула — труднодоступный для прямого сбора образцов вид. Ученые показали, что можно выяснить с большой надежностью и генетическое разнообразие, и численность акул, выделив их ДНК из проб воды, где они собираются в большие группы. Метод работает без явных ошибок, выявляя разнообразие, недоступное при прямом анализе образцов тканей.

22.11.2016 | Комментарии (1)

Фиджийские муравьи сами выращивают для себя жилища

Домаций <i>Squamellaria jebbiana</i>

Обнаружен новый тип высокоразвитого сельскохозяйственного симбиоза у муравьев Philidris nagasau и эпифитных растений Squamellaria на островах Фиджи. Муравьи этого вида не строят себе гнезд и всегда живут в особых структурах — домациях, образуемых шестью видами Squamellaria, а эти шесть видов, в свою очередь, растут только под присмотром муравьев P. nagasau. Адаптации к столь тесному сотрудничеству развились у муравьев и растений одновременно — около трех миллионов лет назад.