Главная / Новости науки / Юрий Ерин

01.10.2012 | Комментарии (4)

Рутенат стронция может оказаться сверхпроводником 1,5-го рода

Структура вихря в разрезе
Сверхпроводящие вещества в зависимости от реакции на воздействие внешнего магнитного поля разделяются на сверхпроводники 1-го и 2-го рода. В 2004 году было высказано предположение, что диборид магния MgB2 может вести себя в магнитном поле особенным образом, из-за чего он получил название сверхпроводника 1,5-го рода. Однако экспериментальных подтверждений этому получено не было. Коллектив учёных из США и Швеции теоретически показал, что полуторный род сверхпроводимости может иметь место в рутенате стронция Sr2RuO4.

01.04.2012 | Комментарии (21)

Какой сорт вина лучше индуцирует сверхпроводимость?

Диаграмма, показывающая, какой процент поликристалла FeTe0,8S0,2 перешёл в сверхпроводящее состояние после выдерживания в различных сортах красного вина
Японские исследователи обнаружили, что можно получить сверхпроводимость, если предварительно продержать образец в течение суток в красном вине. При этом, как показали исследования, лучше всего с этой задачей справляется красное вино сорта божоле. Результаты экспериментов могут быть использованы в поиске материала, сверхпроводящего при комнатной температуре.

03.02.2012 | Комментарии (2)

Исследована гидродинамика процесса письма

Чернильное пятно, возникающее вследствие двухсекундного простоя перьевой авторучки
Несмотря на то что письмо существует уже около тысячи лет, физические закономерности, которые этим процессом управляют, пока что до конца так и не выяснены. Коллектив ученых из США и Южной Кореи сумел установить, какими количественными характеристиками ручки, бумаги и чернил определяются размер, форма и динамика чернильного следа.

16.11.2011 | Комментарии (8)

Критическая температура сверхпроводника может быть увеличена магнитным полем

Усиление сверхпроводимости параллельным магнитным полем в ультратонкой аморфной пленке свинца. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Physics

Сверхпроводимость характеризуется формированием синхронизированных между собой пар из электронов проводимости, которые, в силу особенностей своего строения, разрушаются при повышении индукции магнитного поля. Коллектив американских ученых, проведя эксперименты с ультратонкими аморфными пленками свинца, обнаружил, что сильное магнитное поле, вопреки ожиданиям, повышает их критическую температуру.

01.09.2011 | Комментарии (19)

Концепция плаща-невидимки может помочь двигаться в жидкости без сопротивления

Структура течения воды (линии потока) вблизи и внутри пористой среды и распределение скорости (шкала показана справа) для числа Рейнольдса, меньшего 0,5. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.

Принцип работы плаща-невидимки можно использовать для проектирования «плащей» иного типа — маскирующих объекты от звуковых волн, волн на поверхности жидкости, сейсмических волн и распространения тепла. Американские физики-теоретики предложили модель устройства, с помощью которого объекты могут двигаться в жидкости без сопротивления, не оставляя за собой характерного следа.

11.08.2011 | Комментарии (4)

Поверхности нормальных и раковых клеток — фракталы разной размерности

Распределение фрактальных размерностей адгезионных карт нормальных (фиолетовый цвет) и раковых (красный цвет) клеток. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.

Ученые из США при помощи атомно-силового микроскопа установили, что нормальные и раковые эпителиальные клетки шейки матки демонстрируют различное фрактальное поведение в наномасштабе. Если измерить в каждой точке клетки силу, с которой игла атомно-силового микроскопа цепляется за ее поверхность, а затем визуализировать данные, то получится фрактал, причем с разными размерностями для нормальных и раковых клеток.

29.07.2011 | Комментарии (21)

Электризация тел может приводить к мозаичному распределению зарядов на их поверхности

Возможные сценарии контактной электризации. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Общеизвестно, что соприкосновение или трение двух материалов приводит к появлению электрического заряда на их поверхностях. Считалось, что в ходе электризации одно тело заряжается однородно положительно, а другое — отрицательно. Эксперименты установили, что контакт двух полимерных диэлектриков приводит к появлению на их поверхности мозаики из наноскопических областей, имеющих разные по знаку заряды.

07.07.2011 | Комментарии (6)

Создан лазер на основе биологической клетки

Схема лазера на основе эукариотической клетки. Рисунки из обсуждаемой статьи в Nature Photonics

Одним из ключевых элементов конструкции лазера является активное вещество — среда, в которой происходит генерация лазерного излучения. Ученые из США и Южной Кореи создали лазер, в котором активным веществом выступает биологическая клетка с внедренным в нее зеленым флуоресцентным белком. Интересно, что после генерации лазерного излучения клетка остается живой.

01.07.2011 | Комментарии (28)

Проведена спектроскопия квантовых уровней нейтронов в гравитационном поле Земли

Зависимость коэффициента прохождения ультрахолодных нейтронов через экспериментальную установку от частоты колебаний гладкого зеркала. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Physics

Квантовая частица, в отличие от ее классического аналога, находясь в зоне действия какого-либо поля, может принимать дискретный (а не непрерывный) набор значений энергии. Существование квантовых уровней энергии в гравитационном поле из-за его чрезвычайной слабости было доказано лишь в 2001 году. Теперь удалось провести спектроскопию квантовых уровней энергии частицы в гравитационном поле.

12.05.2011 | Комментарии (6)

Предложена модель диода для волн

Результаты численного моделирования распространения гауссовой монохроматической волны через волновой диод. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.

Итальянские физики рассчитали параметры структуры, которую в дальнейшем можно использовать для создания волнового диода — устройства, позволяющего свободного пропускать электромагнитные или акустические волны в одном направлении и полностью их блокировать, когда они движутся в противоположную сторону. В отличие от предыдущих моделей, предложенный волновой диод не изменяет частоту проходящей через него волны.

03.05.2011 | Комментарии (20)

Ученые приблизились к пониманию псевдощели в высокотемпературных сверхпроводниках

Температурная зависимость угла вращения &teta;K (в микрорадианах) плоскости поляризации в магнитооптическом эффекте Керра для Pb-Bi2201. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Ученые из США, Японии и Таиланда провели серию экспериментов с медьсодержащим высокотемпературным сверхпроводником Pb-Bi2201, в ходе которых им удалось существенно приблизиться к пониманию одного из самых загадочных свойств ВТСП — наличия в них псевдощели.

05.04.2011 | Комментарии (1)

Предложен наземный метод измерения геомагнитного поля в средних масштабах

Измерение геомагнитного поля в масштабе порядка 100 км. Рисунок из обсуждаемой статьи в PNAS

Измерения индукции магнитного поля Земли на расстояниях порядка 100 км важны для изучения поведения верхней мантии, эволюции океанических течений и воздействия магнитного поля Солнца на ионосферу планеты, но, к сожалению, дорогостоящи. Ученые из Германии и США предложили более дешевый, наземный, способ измерения геомагнитного поля, обладающий высокой точностью и нечувствительный к магнитным помехам.

01.03.2011 | Комментарии (3)

Эффект Лейденфроста помогает телам двигаться направленно

Эффект Лейденфроста помогает маленькому диску из твердого диоксида углерода двигаться на горячей асимметрично рифленой поверхности. Длина масштабной линейки 1 см. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature Physics
При определенных условиях капля жидкости на горячей поверхности испаряется не сразу, а за счет теплоизолирующей прослойки из собственного пара существует довольно длительное время (эффект Лейденфроста). В 2006 году было обнаружено, что на поверхности со специальным рельефом капля Лейденфроста способна совершать направленное движение. Коллектив ученых из Франции, проведя серию экспериментов, выяснил истинный механизм перемещения капли.

15.02.2011 | Комментарии (16)

Сверхпроводимость уменьшает силу трения

Схематическое изображение иглы атомно-силового микроскопа над снимком ниобиевой пленки, полученным с помощью атомно-силового микроскопа. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Materials
Команда ученых из Швейцарии и Испании, изучив взаимодействие кремниевой иглы атомно-силового микроскопа с ниобиевой пленкой, установила, что, когда ниобий становится сверхпроводящим, коэффициент трения для него уменьшается в три раза. Результаты проведенных исследований помогут прояснить природу возникновения трения и понять взаимосвязь между трением на микро- и макроскопическом уровне.

17.01.2011 | Комментарии (8)

Наноструктурированные сверхгидрофобные поверхности помогут избежать обледенения

Динамика поведения капли на сверхгидрофобной поверхности. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nanoletters
Материалы, не подверженные обледенению, пока не созданы, а существующие методы борьбы с ним либо очень энергоемки, либо вредны. Американские ученые, исследовав динамику столкновения капель воды с различными холодными поверхностями, показали, что, используя сверхгидрофобные вещества с искусственно созданными на их поверхности наноструктурами, можно предотвратить рост льда на них и избежать обледенения.

20.12.2010 | Комментарии (15)

Лазерный луч высокой интенсивности может испытывать фазовый переход

Увеличение интенсивности лазерного луча провоцирует в нём фазовый переход от образующих упорядоченную решетку цепочек фермионных пузырьков к фазе жидкой капли, в которой фермионные пузырьки сливаются в одну толстую нить-филамент. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett
Явление фазового перехода обычно отождествляется с изменением свойств вещества — то есть набора частиц с ненулевой массой. Испанские физики обнаружили, что фазовый переход может испытывать и набор безмассовых частиц — фотонов, образующих лазерный луч. Двигающийся лазерный луч способен кардинально менять свою внутреннюю структуру при увеличении интенсивности лазера, его порождающего.

29.11.2010 | Комментарии (6)

Предложена модель пространственно-временного плаща-невидимки

Благодаря манипуляциям с временной зависимостью показателя преломления начиная с некоторого момента времени (t3) интенсивность излучения в области, соответствующей красном кругу, становится нулевой. В ней появляется возможность совершать неизлучающие действия, которые сторонний наблюдатель не сможет обнаружить. Изображение из обсуждаемой статьи в Journal of Optics
Английские физики предложили концепцию плаща-невидимки, скрывающего не только объекты, но и события. Изготовить пространственно-временной плащ можно с помощью метаматериала, показатель преломления которого меняется не только в пространстве, но и во времени. Замедляя и затем ускоряя распространение электромагнитного излучения, метаматериал создает неосвещенную область, где можно незаметно совершать неизлучающие действия.

22.11.2010 | Комментарии (10)

Почему в некоторых видах спорта мяч движется по «невероятным» траекториям?

Хронофотография движения шарика радиусом 3,5 мм в воде. Изображение из обсуждаемой статьи в New Journal of Physics
В игровых видах спорта мяч часто летит по сильно искривленному пути, вызывая удивление не только у игроков, но и у зрителей. Французские ученые провели серию экспериментов по изучению движения вращающихся шариков в воде и на основе полученных данных построили теоретическую модель их поведения. При помощи этой модели ученые ответили на вопрос, в каких видах спорта траекторией полета мяча может быть крутая дуга.

11.11.2010 | Комментарии (4)

Сверхпроводимость 1,5-го рода: ни два, ни полтора

Конфигурации вихревых решеток в двухщелевой сверхпроводящей пленке (вихревой кластер). Изображение из статьи arXiv:1007.1940
Открытие в 2001 году «необычной» сверхпроводимости в дибориде магния вызвало дискуссию: к какому роду отнести данный сверхпроводник? Одни полагают, что это новая категория сверхпроводимости — 1,5-го рода, объединившая часть свойств от сверхпроводников 1-го рода, часть от 2-го. Другие — что «необычные» сверхпроводники вполне укладываются в рамки существующего деления на 1-й и 2-й род. Этим летом история с полуторной сверхпроводимостью получила свое продолжение.

11.10.2010 | Комментарии (10)

Нобелевская премия по физике — 2010

Нобелевская премия по физике за 2010 год была присуждена Андрею Гейму и Константину Новосёлову из Манчестерского университета за новаторские эксперименты с графеном — двумерной формой углерода. Возглавляемая ими группа ученых первой получила графен и идентифицировала его. Работы Гейма и Новосёлова внесли важный вклад в исследования необычных свойств нового материала.