Главная / Новости науки / Елена Наймарк

Древние и продвинутые виды сосуществовали после глобального пермо-триасового вымирания

Портрет парижской биоты начала триасового периода

Международная команда ученых представила к обсуждению целую ископаемую экосистему раннетриасового возраста. В этой экосистеме сосуществовали древние раннепалеозойские элементы вместе с продвинутыми мезозойскими, которые жили уже в раннетриасовое время, что показывает исключительно быстрые темпы морфологической эволюции.

28.02 | Комментарии (30)

Люди склонны ожидать друг от друга великодушных поступков

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

В двух работах при помощи экономических игр изучалось альтруистическое поведение человека. Первая работа показывает, что большинство людей ожидают от окружающих проявлений щедрости и альтруизма и что совокупный «профиль ожиданий» хорошо предсказывает реальность. Из второй работы следует, что альтруистами руководит, в том числе, и чувство вины (или что-то вроде него), которое локализуется в медиальной префронтальной коре — в этой области мозга происходит формирование решений, связанных с моральными дилеммами.

Кембрийское ископаемое Saccorhytus поместили в основание эволюционной линии вторичноротых

Реконструкция Saccorhytus, вид сбоку

Микроскопическое ископаемое Saccorhytus, найденное в Китае в местонахождении с мягкотелыми остатками, является близким родичем предка всех вторичноротых животных. Об этом свидетельствует его морфология — наличие рта с радиальными складками и отверстий, которые интерпретируются как прообраз жаберных щелей.

Эволюция клювов демонстрирует ход адаптивной радиации у птиц

3D-сканы клювов птиц
Проанализировав форму клюва современных птиц, ученые выделили два этапа в их адаптивной радиции. На первом этапе эволюция привела к быстрому освоению всего адаптивного пространства. При дальнейшей эволюции адаптивное пространство перераспределялось и дробилось на более узкие экологические ниши

30.01 | Комментарии (32)

Генетики поняли, как вернуть помидорам вкус и запах, отнятые селекционерами

Разнообразие форм и размеров помидоров <i>S. lycopersicum</i>

Современные сорта помидоров, как правило, лишены своего особенного помидорного запаха и зачастую вкуса. Это результат селекции, нацеленной на создание крупных и ярких плодов, привлекательных для глаза покупателя, в ущерб вкусу и запаху. Масштабное генетическое исследование выявило химические компоненты, влияющие на вкус и запах почти 400 сортов помидоров, и позволило составить перечень аллельных мутаций, на которые стоит направить селекционные усилия для создания вкусных и ароматных помидоров.

«Чудесные круги» в пустыне Намиб можно смоделировать

Рис. 1. Так выглядят сверху загадочные круги в Намибийской пустыне: среди травы с определенной регулярностью расположены проплешины голой земли (диаметром 2–12 м), окруженные узкими «воротниками» более густой травы

Ученые предложили комплексную модель формирования так называемых «чудесных кругов» в Намибии — регулярного узора проплешин в растительном покрове пустыни. Эта модель учитывает конкуренцию растений за влагу, что является ведущим фактором в засушливом климате, а также деятельность термитов, которые уничтожают всю растительность над своими гнездами.

Ученые разгадали тайну хиолитов — загадочных палеозойских животных

Реконструкция хиолита, приподнявшегося на хеленах над грунтом

Обобщение обширного ископаемого материала из лагерштеттов позволило разгадать тайну древних животных хиолитов. Они оказались родичами брахиопод из группы лофофорат. Детали анатомии позволили восстановить их образ жизни, а также удалось выявить родственные связи хиолитов с другими современными и вымершими животными.

09.01 | Комментарии (59)

Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов

Исследовано влияние полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Оказалось, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой: у одних музыка вызывает улучшение настроения, а шум не оказывает выраженного влияния, у других, наоборот, музыка слабо влияет на настроение, а шум его сильно ухудшает.

29.12.2016 | Комментарии (3)

Ученые подсчитали количество перелетных насекомых над Южной Англией

Бабочка-репейница, главный участник длительного эксперимента по изучению с помощью вертикального радара дневных миграций насекомых

При помощи вертикальных энтомологических радаров ученые оценили количество насекомых, летающих на высоте 200–1150 м над Южной Англией. Оказалось, что в среднем в год над этой территорией пролетает 3,5 триллиона различных насекомых! Причем это не просто пассивно поднятые ветром энтомологические тучи — насекомые активно выбирают, с каким ветром им следует отправиться в путь.

22.12.2016

Длиннопалые ночницы научились ловить рыбу

Длиннопалая ночница ловит рыбку: всего две популяции этих животных, в Израиле и Испании, освоили технику ловили рыбы

В мире известны две популяции длиннопалых ночниц, которые разнообразят свой рацион рыбой; остальные летучие мыши этого вида едят только насекомых. Записи звуковых сигналов и раскадровка видеонаблюдений показали, что все длиннопалые ночницы имеют предрасположенность к охоте на рыбу: она обусловлена способностью этих летучих мышей снимать насекомых с поверхности воды. Однако для настоящей «рыбалки» требуется отточить это умение.

13.12.2016 | Комментарии (40)

В птичьей песенке наследуются интервалы, а сами звуки выучиваются

Юный самец зебровой амадины со своим приемным отцом, японской амадиной

Японские ученые создали экспериментальные условия, в которых птенцы зебровых амадин учились пению у своих приемных отцов другого вида — японских амадин, а также выявили группы нейронов, отвечающих на отдельные звуковые характеристики. Выяснилось, что у зебровых амадин наследуются не звуковые проявления, а специфический звуковой сценарий. А звуковое наполнение размеченных промежутков птенцы перенимают от родителей.

07.12.2016 | Комментарии (10)

Мальки рыб в океане держатся родственными стайками

Большеротый морской окунь (Sebastes diploproa)

Генетические тесты мальков морского окуня, выловленных в сентябре у берегов Орегона, показали, что после года пассивных скитаний в толще морских вод мальки не расплываются, обнаруживая высокую степень родства в конечной точке своего непредсказуемого путешествия. Это означает, что расселительная стадия жизни рыб, вопреки общепринятому мнению, имеет неслучайный характер.

01.12.2016 | Комментарии (4)

Иммунный статус макак зависит от социального

Иерахия у макак-резусов влияет на их здоровье

Долговременный эксперимент, в котором у макак специально меняли социальный статус в группе, позволил выявить широкий массив генов иммунного ответа, уровень экспрессии которых зависит от социального статуса. У особей, у которых статус понизился, картина экспрессии генов напоминает начальные стадии воспалительного процесса, то есть понижение статуса негативно повлияло на их здоровье. Зато дружеские связи в группе положительно сказываются на самочувствии макак.

23.11.2016 | Комментарии (4)

Численность и генетическое разнообразие китовых акул измерили по пробам воды

Обычно китовые акулы спокойны и позволяют людям плавать рядом

Международная команда зоологов и биоинформатиков успешно применила относительно простой и дешевый метод оценки генетического разнообразия популяций водных животных. Объектом их интереса стала китовая акула — труднодоступный для прямого сбора образцов вид. Ученые показали, что можно выяснить с большой надежностью и генетическое разнообразие, и численность акул, выделив их ДНК из проб воды, где они собираются в большие группы. Метод работает без явных ошибок, выявляя разнообразие, недоступное при прямом анализе образцов тканей.

16.11.2016 | Комментарии (11)

За «боязнь» щекотки у крыс отвечает соматосенсорная кора

У крыс самая «щекотная» область — брюшко

Крысы, оказывается, тоже «боятся» щекотки и реагируют на нее «смехом». Такие же звуки крысы издают во время игрового поведения. Удалось показать, что и «смех», и игровое поведение контролируются вместе в соматосенсорной коре мозга. Поведение крыс напоминает реакцию на щекотку у человека, и эти исследования могут помочь разгадать таинственный феномен щекотки.

10.11.2016 | Комментарии (44)

Нейропротез вернул парализованным макакам-резусам способность ходить

Комплексный нейропротез, восстанавливающий функцию ходьбы у макаки-резуса

Международной команде ученых удалось создать нейропротез для восстановления функции парализованных конечностей макак-резусов, которые отнялись после повреждения спинного мозга. Ученые расшифровали картину нервных возбуждений, лежащих в основе ходьбы, а также разработали целый комплекс технологических приемов и устройств для передачи нервных импульсов, идущих от моторной области коры головного мозга, к части спинного мозга, лежащей ниже повреждения. В результате обезьяны с поврежденным спинным мозгом могут ходить.

08.11.2016 | Комментарии (14)

Многие беспозвоночные, подобно млекопитающим, вынашивают и выкармливают свое потомство

Глубоководная тихоокеанская медуза Crossota millsae

Обзор по способам вынашивания и выкармливания подрастающей молоди выявил удивительную картину: в той или иной форме питание эмбрионов за счет материнских ресурсов во время беременности или сразу после рождения. Из известных 34 типов животных представители 21 типа беспозвоночных выработали различные способы позаботиться о благополучии своих эмбрионов. Эти способы возникали у беспозвоночных и позвоночных животных независимо по меньшей мере 140 раз.

31.10.2016 | Комментарии (20)

Шмели перенимают новые знания от товарищей

Лабораторная колония земляных шмелей

Ученые провели исследование механизмов обучения у шмелей. Сначала одна группа этих насекомых освоила нехарактерный для шмелей поведенческий алгоритм добычи сладкого сиропа. Другие шмели, наблюдая за их действиями, имели возможность «виртуально» освоить этот прием. Эксперименты показали, что такое обучение работает: в большинстве случаев наблюдения привели к последующему успешному выполнению задания. В колониях шмелей, где имелся хотя бы один носитель нового навыка, этот навык быстро распространялся среди особей, причем учителями могли выступать все новые и новые «посвященные». Это исследование, важное и само по себе, также ставит вопросы о том, что можно считать культурой и как она возникла у человека, так как способность перенимать и передавать знания — это и есть основы культуры.

20.10.2016 | Комментарии (9)

Европейские зубры появились еще в плейстоцене

Наскальные рисунки бизонов

Международный коллектив ученых на основе изучения ДНК из ископаемых образцов вымерших степных зубров и бизонов предложил решение давней загадке происхождения европейских зубров. По их версии зубры появились не внезапно в начале голоцена 11,7 тысяч лет назад, а существовали в течение по крайней мере 55 тысяч лет на европейских территориях. Они появились в результате смешения степного зубра и тура, затем гибриды постепенно сформировали обособленный вид. Существование этого вида зафиксировано в наскальной живописи древних художников.

09.10.2016 | Комментарии (16)

Нобелевская премия по физиологии и медицине — 2016

Медаль Нобелевской премии по физиологии и медицине. Фото с сайта beckerexhibits.wustl.edu

В 2016 году Нобелевский комитет присудил премию по физиологии и медицине японскому ученому Ёсинори Осуми за открытие аутофагии и расшифровку ее молекулярного механизма. Аутофагия — переработка отработавших органелл и белковых комплексов. Понимание ее биохимии предполагает возможность контроля и управления всем процессом и его отдельными стадиями. И это дает исследователям очевидные фундаментальные и прикладные перспективы.