Главная / Новости науки / Иммунология

31.01 | Комментарии (16)

Патогенная бактерия улучшает аппетит своих жертв, помогая им выживать, а себе — распространяться

Схематическое изображение основных результатов исследования

Патогенная бактерия Salmonella enterica serovar Typhimurium блокирует снижение аппетита при кишечных инфекциях у мышей. В результате зараженные мыши продолжают активно питаться, что облегчает течение болезни и снижает смертность, а также помогает бактерии заражать новых жертв.

19.01

Чтобы ослабить атаку Т-клеток, опухоль меняет набор неоантигенов

Т-лимфоцит человека

Исследование двух случаев меланомы показало, что неоантигены раковых клеток и Т-клетки против них находятся в постоянном взаимодействии: Т-клетки заставляют опухоли избавляться от неоантигенов, а затем и сами исчезают, если исчезли соответствующие неоантигены. Это означает, что для предотвращения развития устойчивости опухолей следует применять индукцию Т-клеточного ответа против нескольких неоантигенов.

01.12.2016 | Комментарии (4)

Иммунный статус макак зависит от социального

Иерахия у макак-резусов влияет на их здоровье

Долговременный эксперимент, в котором у макак специально меняли социальный статус в группе, позволил выявить широкий массив генов иммунного ответа, уровень экспрессии которых зависит от социального статуса. У особей, у которых статус понизился, картина экспрессии генов напоминает начальные стадии воспалительного процесса, то есть понижение статуса негативно повлияло на их здоровье. Зато дружеские связи в группе положительно сказываются на самочувствии макак.

01.09.2016 | Комментарии (6)

Т-клетки здоровых людей научили распознавать чужой рак

Т-клетки натаскивают на неоантигены

Один из перспективных подходов к лечению рака — применение Т-клеток, реагирующих на новые антигены, которые возникают вследствие мутаций в генах опухолей. Проблема в том, что лишь малая доля этих неоантигенов распознается собственными Т-клетками больного. Ученые отобрали из клеток трех пациентов, больных меланомой, несколько десятков потенциальных антигенов. С помощью манипуляций in vitro им удалось научить Т-клетки, взятые у здоровых доноров, нападать на 11 из 57 антигенов. Такой «иммунный ответ извне» открывает новые возможности для усовершенствования иммунотерапии рака.

29.07.2016 | Комментарии (4)

Систему противовирусной защиты можно применить для эффективной иммунотерапии рака

Схематическое изображение липоплекса

Немецким ученым удалось создать принципиально новую противораковую вакцину. Они запаковали матричную РНК генов, специфичных для раковых клеток, в особые наночастицы и заставили их адресно проникать в дендритные клетки лимфоидных тканей. Дендритные клетки «инструктировали» Т-лимфоциты и направляли их в атаку на раковый антиген, то есть на раковые клетки. Испытания на мышах и даже на пациентах, больных меланомой, показали высокую терапевтическую и профилактическую эффективность новой вакцины.

15.03.2016 | Комментарии (3)

Регуляторные элементы вирусного происхождения помогают работе нашего иммунитета

Схема возникновения ретровирусных участков ДНК

Известно, что регуляторные элементы вирусов, встроившиеся в геном предков человека миллионы лет назад, могут работать нам на благо. Такие примеры есть в совершенно разных системах организма: это может быть и регуляция синтеза некоторых нейромедиаторов, и управление процессами, происходящими в матке во время беременности. В новом исследовании показано, что это происходит и в иммунной системе человека: благодаря последовательностям ДНК ретровирусов человеческие клетки управляют активностью ответа на интерферон.

28.01.2014 | Комментарии (17)

Клетки собачьей саркомы превратились в самостоятельных паразитов 11 тысяч лет назад

Метафазные хромосомы ТВС

Продолжается исследование трансмиссивной саркомы собак (ТВС) — интереснейшего случая превращения многоклеточной ткани в одноклеточных паразитов. Клетки ТВС размножаются делением и переносятся от одной собаки к другой при половых контактах. Эта паразитическая клеточная линия образовалась 11 тысяч лет назад, на заре одомашнивания собак, и является самой древней клеточной культурой; она несет геном первой заболевшей собаки, правда за прошедшее время ее гены претерпели сильные мутационные изменения.

17.01.2014 | Комментарии (1)

Геном химеры помог понять происхождение костей

Химера <i>Callorhinchus milii</i>

Расшифрован ядерный геном химеры Callorhinchus milii, представителя хрящевых рыб. Ученые выделили три важных следствия из сравнения нового генома с известными данными. Во-первых, химеры оказались самыми консервативными в эволюционном плане животными. Во-вторых, подтвердилась классическая гипотеза, согласно которой у хрящевых рыб настоящих костей, замещающих скелетный хрящ, не было. В-третьих, выявлены важные отличия иммунной системы химер от высших позвоночных.

13.12.2013 | Комментарии (11)

Лечение дисбактериоза кишечника снимает симптомы аутизма

Тест на моторику движения
Американские ученые исследовали взаимосвязь между кишечной флорой и проявлениями симптомов аутизма. Им удалось показать, что восстановление здоровой микрофлоры с помощью добавления в пищу бактерий сглаживает некоторые симптомы аутизма, а также выявить в нарушенной микрофлоре вещество, повышающее треувожность мышей. Возможно, это исследование поможет найти новые лекарства, корректирующие симптомы аутизма.

24.04.2013 | Комментарии (5)

Микрофлора кишечника влияет на предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям

Мышь линии NOD (слева), предрасположенная к диабету первого типа

Группа ученых из Канады, США, Германии и Швейцарии показала прямую связь между составом микрофлоры кишечника и уровнем половых гормонов у мышей, предрасположенных к аутоиммунному диабету первого типа, а также возможность изменять гормональный статус самки, пересаживая ей микрофлору кишечника самца (которые болеют реже благодаря более высокому уровню гормона тестостерона). С помощью такой пересадки удалось уменьшить у самок заболеваемость диабетом первого типа.

10.05.2012

Модифицированный интерлейкин 2 обладает лучшей противораковой активностью

Схема связывания интерлейкина 2 с рецептором
Группа исследователей из США и Швейцарии смогла так модифицировать белок интерлейкин 2, регулирующий жизнедеятельность некоторых видов иммунных клеток, что он смог гораздо крепче связываться с соответствующим рецептором. Полученная в результате группа белков обладает лучшей, чем интерлейкин 2, противораковой активностью.

14.03.2012 | Комментарии (18)

Брачная песня дрозофилы запускает экспрессию генов иммунной защиты

В процессе ухаживания за самкой самец Drosophila melanogaster издает акустический сигнал, отводя одно крыло в сторону и вибрируя им
Какие генетические изменения происходят в организме самки, когда она слушает любовную песню самца? Английские биологи сравнили уровень активности генов у самок дрозофилы, прослушавших песенку своего и чужого видов, и выявили группы генов повышенной экспрессии. Среди этих генов оказались гены иммунной защиты, функции которых обсуждаются в контексте брачного поведения.