Главная / Новости науки / Орнитология

Глобальное потепление создало экологическую ловушку для очковых пингвинов

Очковый пингвин

Потепление климата и интенсивный промысел значительно изменили распределение скоплений рыб в океанах, где обитает редкий очковый пингвин. Традиционно предпочитаемые пингвинами акватории теперь стали бедны кормом. В результате смертность молодых птиц существенно возросла, что ставит под угрозу существования вида в целом.

21.02 | Комментарии (13)

В пении флейтовых птиц обнаружены музыкальные принципы

Сорочья флейтовая птица

Музыка предполагает определенный баланс между повторяемостью и вариативностью. С одной стороны, чрезмерно сложная, лишенная упорядоченности мелодия плохо воспринимается слушателем, с другой — однообразное повторение одних и тех же звуков вряд ли можно назвать музыкой. Американские исследователи обнаружили в пении сорочьих флейтовых птиц сходный баланс между повторяемостью и вариативностью отдельных элементов. Возможно, это нужно, чтобы птицы-слушатели лучше запоминали песни.

Эволюция клювов демонстрирует ход адаптивной радиации у птиц

3D-сканы клювов птиц
Проанализировав форму клюва современных птиц, ученые выделили два этапа в их адаптивной радиции. На первом этапе эволюция привела к быстрому освоению всего адаптивного пространства. При дальнейшей эволюции адаптивное пространство перераспределялось и дробилось на более узкие экологические ниши

Многолетнее исследование черных ворон в Испании выявило преимущества коммунального гнездования

Черная ворона

Для серых и черных ворон характерно гнездование парами, однако на севере Испании обитает популяция, практикующая коммунальное гнездование. Такой тип гнездования оказывается для ворон чрезвычайно выгодным: они выращивают больше птенцов, меньше сил тратят на их выкармливание, да и живут дольше.

13.12.2016 | Комментарии (40)

В птичьей песенке наследуются интервалы, а сами звуки выучиваются

Юный самец зебровой амадины со своим приемным отцом, японской амадиной

Японские ученые создали экспериментальные условия, в которых птенцы зебровых амадин учились пению у своих приемных отцов другого вида — японских амадин, а также выявили группы нейронов, отвечающих на отдельные звуковые характеристики. Выяснилось, что у зебровых амадин наследуются не звуковые проявления, а специфический звуковой сценарий. А звуковое наполнение размеченных промежутков птенцы перенимают от родителей.

25.11.2016

Самцы дроздовидных камышевок определяют качество самки по размеру ее гнезда

Пример гнезда дроздовидной камышевки (Acrocephalus arundinaceus) до увеличения

Самцы птиц могут получать информацию о репродуктивной способности самки и о качестве ее будущего потомства не в процессе личного общения, а глядя на созданные самкой гнезда. Подтверждение этому нашли исследователи из Чехии, изучавшие поведение дроздовидных камышевок. Кроме того, орнитологи попытались показать, что самки камышевок, меняя конструкцию гнезда, могут манипулировать поведением своих партнеров.

21.11.2016

Самцы коммунально гнездящихся тимелий предпочитают окружать себя родственниками

Turdoides bicolor

Cамцы-доминанты коммунально гнездящихся пегих дроздовых тимелий проявляют терпимость к своим близким родственникам того же пола, и те остаются на их территории дольше, чем неродственные самцы. Благодаря такому непотизму родственники доминанта с большой вероятностью «восходят на престол» после гибели хозяина территории или же занимают участки по соседству. Самки-доминанты не проявляют подобной снисходительности, поскольку самки-помощницы представляют реальную угрозу их потомству и доминантному статусу.

11.11.2016

Из-за засухи в Африке луговые луни позже возвращаются в Европу

Луговой лунь

Европейские орнитологи с помощью GPS-передатчиков выяснили, что изменение климата на местах африканской зимовки луговых луней приводит к более позднему их отлету на гнездовые территории, расположенные в Европе. Из-за засухи в Западной Африке уменьшается количество корма для луней, что вынуждает их готовиться к обратному полету дольше, чем обычно. Поздний же прилет птиц на гнездование может привести к падению успеха размножения.

28.10.2016 | Комментарии (3)

Арктические хищники способны переключаться на альтернативные источники питания

Арктические хищники

Во многих регионах Арктики глобальное потепление привело к нарушению циклов численности мелких грызунов (леммингов и полевок). Ученые из Германии и России в течение шести лет изучали диету и репродуктивный успех песца, лисицы и зимняка — специализированных охотников на грызунов — на острове Колгуев, где грызуны отсутствуют. Исследование показало, что все три хищника успешно переключились на питание гусями — самым обильным пищевым ресурсом на острове, причем для зимняка такая ситуация описана впервые.

06.10.2016 | Комментарии (1)

У взрослых садовых камышевок нашли второй режим пения

Садовая камышевка

Многие певчие птицы проходят в молодости режим обучения пению — начинают складывать из нот слоги и фразы, но еще в довольно хаотичной манере. Эти упражнения помогают сформировать видоспецифичную весеннюю песню взрослых птиц. Считается, что после формирования «взрослой» песни птицы больше не возвращаются к хаотичному пению молодых. Оказывается, пение садовых камышевок во время весенней миграции совсем не похоже на привычную песню, которую те исполняют на местах гнездования, и больше напоминает пластичную песню молодых птиц.

15.08.2016 | Комментарии (11)

У черно-белых ястребов больше птенцов выращивают родители с разной окраской

Темная и светлая морфа черно-белого ястреба

В популяциях африканского черно-белого ястреба присутствуют птицы темной и светлой морф. Они различаются не только цветом, но и поведением и/или физиологией. Наличие двух дискретных морфотипов дает уникальную возможность выяснить, как комбинация морф родителей влияет на успех их размножения. Что лучше: разные, взаимно дополняющие родители или одинаковые, не мешающие друг другу своими несхожими привычками? Оказалось, что наибольший репродуктивный успех достигается тогда, когда пара смешанная, то есть когда партнеры относятся к разным морфам.

15.07.2016 | Комментарии (2)

Самки синиц поют при появлении хищника

Обыкновенные лазоревки

Песни птиц не только радуют слух, но и имеют вполне утилитарные функции: прежде всего, привлечение пары и обозначение границ своего участка. В средних широтах обе задачи обычно ложатся на самцов, но это не значит, что их спутницы совсем не умеют петь. Новое исследование показывает, что самки, возможно, поют куда чаще, чем принято считать. В серии экспериментов авторы показали, что птицы обоих полов начинают петь в случае угрозы со стороны хищников.

04.07.2016 | Комментарии (3)

Песня большеклювой камышевки имеет строго упорядоченную структуру

Песня большеклювой камышевки

Исследователям с биологического факультета МГУ и из ИПЭЭ РАН удалось записать и проанализировать пение самцов большеклювой камышевки — вида, более 130 лет считавшегося вымершим. Оказалось, что их пение подразделяется на четкие стереотипные слоги, которые объединяются в песни, а те, в свою очередь, группируются в классы песен. И слоги, и песни оказались индивидуальны для каждого самца, причем каждый класс песен имел собственный набор слогов, которые в разных песнях почти не пересекались.

27.06.2016

Незамысловатая песня помогает птицам избегать хищников

Тусклая зарничка (Phylloscopus humei) — пеночка с чрезвычайно простой песней, обитающая в горах Центральной Азии

Тусклая зарничка — маленькая, неброско окрашенная птица семейства славковых, живущая в горах Центральной Азии. Ее пение — короткий, негромкий и однообразный свист — столь же непритязательно, как и внешний облик. Может ли столь простой сигнал служить показателем качества самца? Китайским орнитологам удалось подтвердить, что самки предпочитают супругов с максимально упрощенной песней — возможно, потому, что такая песня меньше привлекает хищников, разоряющих гнезда. Для оценки физического состояния партнера самки используют альтернативные визуальные признаки.

16.06.2016

В Старом и Новом Свете птицы сходно реагируют на глобальное потепление

Рис. 1. Некоторые обычные виды птиц Европы

Несмотря на то, что влияние изменений климата на экосистемы в последнее время активно исследуется в самых разных аспектах, пока довольно мало известно о воздействии климатической динамики на численность отдельных видов или целых сообществ. Недавно в журнале Science вышла статья, авторы которой проанализировали связь между распространением ряда европейских и североамериканских птиц и изменением климата за последние десятилетия. Выводы орнитологов оказались весьма тревожными: потепление оказывает усиливающееся воздействие на птиц и в недалеком будущем может привести к резкому снижению численности многих видов.

25.04.2016 | Комментарии (1)

Расшифрованы генетические основы быстрых эволюционных изменений размера клюва у дарвиновых вьюрков

Большой земляной вьюрок Geospiza magnirostris

Один из немногих детально изученных примеров того, как конкуренция за ресурсы между близкими видами способствует расхождению признаков, — это быстрое уменьшение размера клюва у среднего земляного вьюрка Geospiza fortis на маленьком острове Дафне в Галапагосском архипелаге, которое произошло на фоне засухи 2004–2005 годов из-за конкуренции с недавно поселившимся на острове большим земляным вьюрком Geospiza magnirostris. Генетический анализ показал, что этот эволюционный эпизод происхошел за счет сильного отбора по единственному локусу.

19.04.2016

Птицы учатся строить гнезда у своих знакомых

Гнездо зебровой амадины

Как выяснилось в экспериментах шотландских ученых, зебровые амадины выбирают цветовую гамму для своих гнезд, руководствуясь не столько инстинктом, сколько собственными вкусами и текущими наблюдениями. При этом если они наблюдают за действиями опытного гнездостроителя, с которым прежде были знакомы, то от его действий будет сильно зависеть их последующий выбор цвета. Но незнакомый строитель не станет для молодого ученика авторитетом, он выберет цвет в соответствии с собственными цветовыми предпочтениями.

14.04.2016 | Комментарии (3)

Аллигаторы получают плату птенцами за охрану птичьих гнезд

Большая голубая цапля и миссисипский аллигатор

В национальном парке Эверглейдс во Флориде околоводные птицы предпочитают строить гнезда над участками миссисипских аллигаторов, чтобы защититься от гнездовых хищников, которых аллигаторы отпугивают. Сравнение морфометрических характеристик тела показало, что аллигаторы, жившие вблизи колоний птиц, были гораздо упитаннее тех, у кого такого соседства не было, причем эта связь не зависела от других параметров среды. Это означает, что такие сообщества выгодны для обоих участников.

29.03.2016 | Комментарии (9)

Когда пищи мало, родители выкармливают сначала самых здоровых птенцов, а когда много — самых слабых

Голубоногая олуша с птенцом

Птенцы пользуются разными способами для привлечения родительского внимания и получения своей доли родительской заботы: они громко пищат, широко раскрывают ярко окрашенные клювы, вытягивают шеи. Ученые выяснили, что родители больше реагируют на сигналы, указывающие на здоровье и силу птенца, — яркую окраску клюва или большой размер тела. Но в стабильных условиях с изобильным кормом они кормят сначала тех, кто громче пищит, сигнализируя о своем бедственном положении.

18.03.2016 | Комментарии (2)

Зимородки вместо рыбы иногда не прочь закусить стрекозой или раком

Обыкновенный зимородок (Alcedo atthis) с пойманной лягушкой

Хотя обыкновенный зимородок (Alcedo atthis) — узкоспециализированная птица-рыболов, эти птицы не раз были замечены в нападении на взрослых водных насекомых и их личинок. Зоологи из Чехии исследовали рацион зимородков в течение 14 лет. Кроме рыб им удалось обнаружить в гнездовых погадках (отрыгнутых остатках пищи) останки не только водных насекомых, но и кузнечиков, бабочек, тритона и даже сухопутной ящерицы. Правда, такие случаи очень редки, и ученые полагают, что нерыбную добычу зимородки ловят по ошибке.