Главная / Новости науки / Вячеслав Калинин

Выяснилось, как именно ацетилирование регулирует активность белка p53

Схема регуляции активности белка р53 через ацетилирование С-концевого домена

Понижение активности главного антионкогена клетки белка р53 может приводить к развитию злокачественных опухолей. Ученым удалось описать новый механизм регуляции активности р53: ацетилирование его С-концевого домена мешает образованию комплекса с белком SET, который способен подавить активность р53 в норме. Механизм регуляции посредством ацетилирования может быть свойственен и ряду других белков.

19.01

Чтобы ослабить атаку Т-клеток, опухоль меняет набор неоантигенов

Т-лимфоцит человека

Исследование двух случаев меланомы показало, что неоантигены раковых клеток и Т-клетки против них находятся в постоянном взаимодействии: Т-клетки заставляют опухоли избавляться от неоантигенов, а затем и сами исчезают, если исчезли соответствующие неоантигены. Это означает, что для предотвращения развития устойчивости опухолей следует применять индукцию Т-клеточного ответа против нескольких неоантигенов.

27.10.2016 | Комментарии (2)

Моллюски разных видов могут заражать друг друга раком

<i>Polititapes aureus</i>, пораженный чужими раковыми клетками

Онкологические заболевания возникают в результате мутаций в соматических клетках. Ставшие раковыми клетки способны распространяться по организму, но случаи передачи рака между организмами, хотя и известны, пока еще могут считаться исключительными. Тем не менее, недавно к числу видов, уязвимых к «заразному» раку, добавились моллюски Mya arenaria. В новой работе ученые показывают, что заражение раком возможно и между различными видами моллюсков.

01.09.2016 | Комментарии (6)

Т-клетки здоровых людей научили распознавать чужой рак

Т-клетки натаскивают на неоантигены

Один из перспективных подходов к лечению рака — применение Т-клеток, реагирующих на новые антигены, которые возникают вследствие мутаций в генах опухолей. Проблема в том, что лишь малая доля этих неоантигенов распознается собственными Т-клетками больного. Ученые отобрали из клеток трех пациентов, больных меланомой, несколько десятков потенциальных антигенов. С помощью манипуляций in vitro им удалось научить Т-клетки, взятые у здоровых доноров, нападать на 11 из 57 антигенов. Такой «иммунный ответ извне» открывает новые возможности для усовершенствования иммунотерапии рака.

29.07.2016 | Комментарии (4)

Систему противовирусной защиты можно применить для эффективной иммунотерапии рака

Схематическое изображение липоплекса

Немецким ученым удалось создать принципиально новую противораковую вакцину. Они запаковали матричную РНК генов, специфичных для раковых клеток, в особые наночастицы и заставили их адресно проникать в дендритные клетки лимфоидных тканей. Дендритные клетки «инструктировали» Т-лимфоциты и направляли их в атаку на раковый антиген, то есть на раковые клетки. Испытания на мышах и даже на пациентах, больных меланомой, показали высокую терапевтическую и профилактическую эффективность новой вакцины.

10.06.2016 | Комментарии (1)

Удалось выяснить, почему рак может уснуть и проснуться через много лет

Основные события и механизмы отбора и поддержания раковых клеток в латентном состоянии

После успешного удаления раковой опухоли даже на ранних стадиях ее роста через несколько месяцев или лет часто развиваются удаленные метастазы. Это серьезная проблема в лечении онкологических заболеваний. Недавно ученым удалось сделать шаг к ее решению: найдены клоны клеток раков легких и молочной железы человека, которые при инъекции подопытным мышам образуют опухоли очень нескоро — через несколько месяцев. Удалось определить механизмы, с помощью которых эти клетки «впадают в спячку» и скрываются от иммунной системы.

13.05.2016

Удалось проследить зарождение и развитие меланомы от первой раковой клетки

Экспрессия репортера специфичного для нервного гребня при меланоме

С помощью флуоресцентного маркера, сконструированного на основе регуляторной области гена crestin рыбок данио-рерио, ученые проследили самые ранние стадии зарождения и развития меланомы. Оказалось, что при возникновении злокачественной опухоли отдельные меланоциты перепрограммируются в состояние своих ранних эмбриональных предшественников. Удалось также определить транскрипционные факторы и перестройки хроматина, связанные с превращением предрасположенных к раку доброкачественных клеток в злокачественные.

07.04.2016 | Комментарии (19)

Клетки глиобластомы соединены сетью микротрубок, обеспечивающих рост опухоли и ее устойчивость к терапии

Рост в течение 60 дней клеток глиобластомы трансплантированных в мозг мыши

Большая группа европейских исследователей открыла важную особенность строения некоторых глиом (неизлечимых раковых опухолей мозга). Опухолевые клетки оказались соединены в единый «орган» длинными микротрубками, облегчающими их проникновение в окружающие ткани и повышающими устойчивость опухоли к радиотерапии. Ученые изучили механизмы формирования опухолевых микротрубок, их свойства и функции, а также их связь с устойчивостью опухолей к терапии и определили потенциальные мишени для лечения таких глиом.

16.02.2016 | Комментарии (7)

Биспецифические антитела могут уничтожать скрытые резервуары ВИЧ-инфекции

Схема строения искусственно сконструированных биспецифических антител

Одна из проблем современных методов лечения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) заключается в том, что часть пораженных вирусом клеток не погибает, оставаясь латентным (скрытым) резервуаром вируса в организме. Если лечение приостановить, то болезнь может вновь вступить в активную фазу. Ученые из США разработали специальные антитела, направляющие цитотоксичные Т-клетки на атаку латентных ВИЧ-клеток. Полученные результаты могут оказаться важным шагом на пути разработки средств и методов полного излечения от СПИДа.

12.01.2016 | Комментарии (9)

Локализацию метастазов определяют интегрины опухолевых экзосом

Легкое, в котором скапливаются раковые экзосомы

Получены данные, впервые объясняющие давно известный эффект: у каждого типа раковых опухолей есть излюбленные органы для местазирования — так называемый органотропизм. Выяснилось, что это связано с различными наборами трансмембранных рецепторов интегринов на поверхности экзосом опухолей. В клинической практике с помощью определения интегринов на экзосомах, вероятно, можно будет предсказывать пути распространения метастазов.

03.12.2015 | Комментарии (8)

Рибопереключатели — новая мишень для антибиотиков

Блокирование синтеза рибофлавина в бактериях

Скрининг почти 57 000 токсичных для бактерий синтетических соединений позволил выявить высокоспецифический регулятор трансляции мРНК одного из генов пути синтеза рибофлавина, жизненно важного для батерий. Несмотря на отличие структуры этого регулятора (его назвали рибоцилом) от структуры естественного регулятора флавинмононуклеотида, рибоцил тоже оказался способным блокировать этот путь, выключая рибопереключатель гена ribB и подавляя таким образом трансляцию мРНК.

11.11.2015 | Комментарии (30)

Главный борец с опухолями ген ТР53 может превращаться в онкоген

Схема работы гена ТР53 с GOF-мутациями

Некоторые замены аминокислот в белке ТР53 могут не только лишить его функции супрессора опухолей, но и превратить его в онкоген. Недавно удалось описать новый механизм, посредством которого происходит эта трансформация. Мутантный ТР53 активирует экспрессию генов, осуществляющих модификацию гистонов, и, как следствие, вызывает перестройку хроматина. Полученные результаты открывают перспективы для так называемой эпигенетической терапии — разработки противораковых средств, влияющих на структуру хроматина.

14.10.2015 | Комментарии (20)

Есть ли у нас шансы на победу над гепатитом C?

Модель вируса гепатита С

Вирусом гепатита C заражено уже около 3% населения Земли, и количество заболевших растет. Коварство вируса состоит в том, что болезнь часто начинается практически без симптомов, но затем переходит в хроническую форму и заканчивается циррозом или раком печени. В последнее время разработаны достаточно эффективные противовирусные средства, но они очень дороги и не дают гарантии от рецидива. Вакцины против вируса пока нет.

26.08.2015 | Комментарии (1)

Модифицированные нуклеозиды могут стать лекарством от рака

Реутилизация нуклеотидов ДНК

В работе английских ученых открыт и описан механизм, посредством которого предотвращается включение в ДНК модифицированных производных цитозина. Но главное, показана принципиальная возможность использовать усиленную экспрессию цитидиндезаминазы при ряде злокачественных опухолей — известный механизм устойчивости к противораковым препаратам — для лечения рака.

13.08.2015

Белок глипикан-1 в экзосомах — перспективный маркер для ранней диагностики рака поджелудочной железы

МРТ развивающейся раковой опухоли поджелудочной железы у модельной мыши. Границы опухоли обведены красной чертой

Разработан неинвазивный метод диагностики рака поджелудочной железы, который позволяет с вероятностью до 100% распознать заболевание на различных стадиях, включая предраковое состояние. Принцип метода состоит в обнаружении в крови экзосом (микрочастиц, которые продуцируются раковыми клетками), несущих белок глипикан-1.

30.07.2015

Фермент лизилоксидаза создает в костях «ниши» для метастазов

Формирование остеолитических полостей в костях мыши зависит от лизилоксидазы

В результате совместной работы датских и английских исследователей открыт новый механизм регуляции гомеостаза костной ткани с участием лизилоксидазы. На модельных мышах показано, что избыток лизилоксидазы, секретируемой раковыми клетками, приводит к образованию в костях локальных полостей. Эти полости служат «нишами» для поселения клеток первичной опухоли и формирования метастазов. Ученые описали ряд подходов, позволяющих подавить образование полостей.

01.07.2015 | Комментарии (1)

«Молекулярный штрих-код» помог прояснить механизм метастазирования

Псевдососуды

На модели рака молочной железы мышей американские и английские ученые применили систему «молекулярных штрих-кодов», позволившую проследить судьбу различных клонов первичной гетерогенной раковой опухоли и понять их роль в развитии заболевания. Одни клоны остаются в первичной опухоли и способствуют ее росту, а другие выявляются в основном в метастазах, куда они попадают через систему «псевдососудов». Полученные данные могут оказаться очень полезными для разработки антиметастазных противораковых средств.

08.06.2015 | Комментарии (4)

Побочное следствие от потери гена ТР53 при раке подсказало новую стратегию его лечения

Колоректальный рак у мышей

При раках многих форм на одной из двух хромосом часто теряется ген супрессора опухолей ТР53. Вместе с ТР53 обычно выпадают и соседние гены, в том числе ген главной субъединицы РНК-полимеразы II POLR2A. На культурах клеток колоректального рака и на модельных мышах показано, что адресное подавление в раковых клетках полимеразной активности эффективно ингибирует рост таких клеток вплоть до полной регрессии опухоли. Описанный подход — подавление активности POLR2A — может стать новой стратегией для лечения многих форм рака с указанной потерей ТР53/POLR2A.

02.06.2015 | Комментарии (4)

Ученые проследили эволюцию клеток летального метастатического рака простаты

Схема распространения метастазов при раке простаты

В раковой опухоли постоянно происходит эволюция, приводящая к возникновению в первичной опухоли различных клонов клеток — в том числе и способных образовывать метастазы в других органах и тканях. В новой статье описан сложный процесс метастазирования при раке простаты. Получены новые данные о молекулярных механизмах развития устойчивости к терапии, которые могут быть полезны для разработки новых лекарственных средств, блокирующих пути развития устойчивости.

26.05.2015 | Комментарии (5)

Подавление метилтрансферазы EZH2 может повысить эффективность противораковой терапии

Биологические эффекты двойной терапии NSCLC

В поисках новых лекарств для лечения немелкоклеточного рака легких изучен эффект подавления метилтрансферазы EZH2. В раковых клетках из опухолей с инактивированным продуктом гена BRG1 или с гиперактивированным EGFR ингибиторы EZH2 существенно повышали чувствительность к химиотерапевтическому препарату этопозиду. Результаты работы открывают новые возможности для прецизионной терапии рака.