Главная / Новости науки / Юлия Кондратенко

15.03.2016 | Комментарии (3)

Регуляторные элементы вирусного происхождения помогают работе нашего иммунитета

Схема возникновения ретровирусных участков ДНК

Известно, что регуляторные элементы вирусов, встроившиеся в геном предков человека миллионы лет назад, могут работать нам на благо. Такие примеры есть в совершенно разных системах организма: это может быть и регуляция синтеза некоторых нейромедиаторов, и управление процессами, происходящими в матке во время беременности. В новом исследовании показано, что это происходит и в иммунной системе человека: благодаря последовательностям ДНК ретровирусов человеческие клетки управляют активностью ответа на интерферон.

05.02.2016 | Комментарии (52)

Удаление стареющих клеток продлевает мышам жизнь

Мыши двух генетически модифицированных линий, у которых можно уничтожать стареющие клетки, если давать им лекарство AP20187

С помощью технологии, сложной в реализации, но простой по смыслу, американские ученые получили две линии мышей, у которых можно уничтожать стареющие клетки. Благодаря такой терапии удалось отсрочить у экспериментальных животных развитие старческих болезней, оздоровить их, а также увеличить их среднюю продолжительность жизни на 17–35%.

25.01.2016 | Комментарии (2)

Ящерицы тегу в период размножения становятся теплокровными

Горячие ящерицы

Как показали наблюдения за обменом веществ у ящериц тегу, теплокровность может быть сезонной. В период размножения температура тела этих рептилий поддерживается выше температуры окружающей среды на целых десять градусов, что для холоднокровных животных раньше считалось невозможным. Это открытие позволяет предположить, что теплокровность могла возникнуть у предков птиц и млекопитающих как приспособление к высоким энергозатратам в период размножения.

16.12.2015 | Комментарии (12)

Плохая пространственная память способствует изменам

Даже у такого моногамного вида, как желтобрюхие полёвки (Microtus ochrogaster), четверть зачатий происходит не с постоянным партнером

Размер территории, по которой гуляет самец желтобрюхой полёвки, зависит от того, какой у него вариант гена вазопрессинового рецептора — «слабый» или «сильный». Всего несколько замен в последовательности этого гена меняют уровень его активности в областях мозга, связанных с пространственной памятью. Ученые полагают, что «ветреные» самцы полёвок, гуляющие по большим территориям и встречающие там чужих самок, просто плохо помнят, где им доставалось от других самцов.

30.11.2015 | Комментарии (10)

Змеи отказались от конечностей, чтобы приспособиться к роющему образу жизни

Структура внутреннего уха у змей, ведущих роющий образ жизни

Змеи утратили конечности, чтобы вести роющий образ жизни или чтобы приспособиться к водной среде? В пользу первой точки зрения появился новый аргумент. Исследователи продемонстрировали, что внутреннее ухо змеи, жившей 90 миллионов лет назад, похоже на внутреннее ухо современных змей, ведущих роющий образ жизни, а не наземный или водный. Особая структура внутреннего уха роющих змей помогает им лучше чувствовать низкочастотные вибрации почвы.

23.11.2015 | Комментарии (14)

Минеральные глаза моллюсков хитонов способны различать форму объекта

Рыба в видении хитона

Панцирь моллюсков хитонов Acanthopleura granulata уникален — прямо в его защитную броню встроены сотни крошечных глаз с линзами из минерала арагонита, позволяющих моллюску видеть во всех направлениях. Ученые не только выяснили, как устроены эти глаза, но и восстановили то, что с их помощью видит моллюск. Наличие арагонитовых зрительных линз у хитонов показывает, что моллюски — это уже третий тип животных (после трилобитов и офиур), обошедших обязательность органических хрусталиков.

10.11.2015 | Комментарии (2)

Пол цветка определяется взаимодействием трех генов

Цветок огурца

Исследователи из Франции и Израиля установили, как взаимодействие трех генов определяет пол цветка. Модификации активностей этих генов приводят к появлению разных типов растений — гермафродитов с обоеполыми цветками, растений, на которых есть цветки мужского и женского пола, или же растений, все цветки которых однополые. Благодаря этим знаниям можно будет получать растения с цветками определенного пола.

23.10.2015 | Комментарии (7)

Родина собак — Центральная Азия

Собачка

Давно известно, что человечество вышло из Африки, а вот откуда появились лучшие друзья человека — то есть, где именно произошло одомашнивание собак, ученые до сих пор не могли определиться. Чтобы внести ясность в этот вопрос, исследователи проанализировали ДНК собак со всего света, и тем же методом, что позволил установить происхождение людей, выявили регион появления первых собак. Им оказалась Центральная Азия.

01.10.2015 | Комментарии (7)

Способность к эмпатии зависит от чувствительности к боли

Схема эксперимента

Уже давно известно, что сочувствие другому человеку, испытывающему боль, активирует в мозге те же области, которые отвечают за чувство нашей собственной боли. Поэтому давно существует гипотеза о том, что «абстрактные» ощущения (представления о чужой боли, на которых основана эмпатия) обеспечиваются теми же нейронными контурами, которые отвечают за «истинные» чувства (собственное ощущение боли). Ученым из Австрии и Швеции удалось показать, что это действительно так.

28.08.2015 | Комментарии (22)

Выбор брачного партнера у лягушек может быть иррациональным

Издавая брачные крики, самец тунгарской лягушки надувает горловой мешок

Лягушки, как и люди, часто делают нерациональный выбор: дополнительная альтернатива может повлиять на их предпочтения. Например, если при выборе из двух вариантов лягушки предпочитают самца А самцу Б, то с появлением третьего, наименее привлекательного самца, они переключаются на вариант Б. Такое странное поведение — так называемый «эффект приманки» — раньше считалось характерным исключительно для людей.

17.08.2015 | Комментарии (12)

Детские игры ускоряют развитие моторных навыков ценой замедления роста

Помимо ускорения развития моторных навыков игры могут давать и другие преимущества — например, тренировать навыки общения или способность быстро принимать решения в неожиданных ситуациях

Чем больше времени детеныши ассамских макак проводят за играми, тем быстрее развиваются их моторные навыки, но тем медленнее они растут. Эти наблюдения говорят о том, что животные могут уделять время игре, даже если ради нее придется пожертвовать частью ресурсов, необходимых для роста. Такое поведение могло закрепиться, только если выгода от навыков, развитию которых помогают игры, очень велика.

10.08.2015 | Комментарии (26)

Форма зрачка зависит от образа жизни

Зрачок рыси

У наземных хищников, нападающих из засады, чаще всего встречается вертикальная щель зрачка, а у травоядных животных щель зрачка чаще ориентирована горизонтально. Эта закономерность объясняется различными целями животных двух групп. Вертикальный зрачок позволяет хищникам резче видеть вертикально ориентированные объекты — как раз такие, как их жертвы, а травоядным животным, наоборот, нужно обозревать широкие горизонты, чтобы вовремя заметить хищника.

06.08.2015 | Комментарии (9)

Мимика лошадей похожа на человеческую

У лошадей нет бровей, но они приподнимают кожу над внутренним уголком глаза, как человек, когда поднимает бровь

Ученые из Великобритании и США подробно исследовали строение и движения мимических мышц лошадей, проанализировав 15 часов видео с записью выражения 86 лошадиных морд. Мимика лошадей оказалась богаче, чем у некоторых приматов, а набор элементарных единиц их мимики во многим схож с человеческим.

03.08.2015 | Комментарии (6)

Новый сорт риса поможет уменьшить выбросы парниковых газов

Флуоресценция метанобразующих бактерий на корнях риса

Ученые из Швеции получили генетически модифицированный рис, плантации которого почти не выбрасывают в атмосферу метан. Для этого рис снабдили одним из генов ячменя, стимулирующим отложение крахмала в стеблях и семенах растения. Зерна такого риса более питательные, а в корнях, наоборот, запасается меньше углеводов.

21.07.2015 | Комментарии (9)

Биоразнообразие полезно для здоровья

Биоразнообразие помогает противостоять паразитам

Ученые с факультета интегративной биологии Южно-Флоридского университета в Тампе (США) обобщили все научные работы, в которых исследовалась зависимость заражения паразитами от факторов среды. Анализ этих работ показал, что чем выше разнообразие видов в сообществе, тем меньше страдают от инфекционных болезней его участники.

16.07.2015 | Комментарии (1)

Антитела к тау-белку смягчают последствия черепно-мозговых травм

Препараты нейронов коры и гиппокампа мышей

Ученые получили антитела, с помощью которых можно бороться с энцефалопатией — заболеванием, возникающим на фоне тяжелых черепно-мозговых травм, при котором в мозге накапливаются бляшки из тау-белка, находящегося в определенной конформации. Полученные учеными антитела мешали образованию таких бляшек после черепно-мозговых травм у мышей, благодаря чему удалось остановить патологические процессы, которые начинаются в мозге животного после травмы.

09.07.2015 | Комментарии (12)

Панды минимизируют энергетические затраты, чтобы обходиться бамбуковой диетой

Большая панда (Ailuropoda melanoleuca)

Китайские ученые выяснили, как пандам удается обходиться скромным рационом, состоящим почти исключительно из побегов бамбука. Оказалось, что панды расходуют значительно меньше энергии, чем другие наземные животные, благодаря замедленному метаболизму, которым панды обязаны поломке гена DUOX2, участвующего в синтезе гормонов щитовидной железы. Кроме этого, панды двигаются меньше и медленнее, чем другие медведи, а их мозг, печень и почки меньше по размеру, чем органы других плацентарных животных.

03.07.2015 | Комментарии (33)

Одноклеточные водоросли построили сложный глаз из хлоропластов и митохондрий

Глаз одноклеточного организма семейства Warnowiidae

Сделать камерный глаз, обладающий роговицей, радужной оболочкой, линзой и сетчаткой, можно и из компонентов единственной клетки. Для этого представители динофлагеллят семейства Warnowiidae используют сложным образом объединенные органеллы — митохондрии, эндоплазматическую сеть и бывшие хлоропласты, потерявшие способность фотосинтезировать.

27.06.2015 | Комментарии (2)

В темноте бабочки замедляют скорость зрительного восприятия

Бражник Manduca sexta

Ночным животным, в том числе насекомым, приходится приспосабливаться к условиям слабой освещенности, ведь иначе в темноте трудно найти добычу или, наоборот, легко стать ей, не заметив вовремя угрозу. Один из способов лучше видеть в темноте — это увеличить «выдержку» фоторецепторов. Правда, при этом падает скорость восприятия. Американские ученые показали, что у бражника Manduca sexta скорость восприятия в темноте уменьшается ровно настолько, чтобы он успевал следовать за качающимися на ветру цветами.

15.06.2015

В бактерию без циркадных ритмов встроили «часы» от цианобактерии

Схема работы осциллятора бактерий Synechococcus elongatus

Ученые снабдили молекулярными циркадными часами бактерию, у которой не было природных циркадных ритмов. К таким часам можно подключить любые гены, и их работа станет зависимой от времени суток. С помощью имплантации суточных часов можно будет лечить заболевания, связанные с расстройством циркадных ритмов, или наладить адресную доставку лекарств в пораженные ткани строго по расписанию.