Главная / Новости науки / Алексей Опаев

09.03

При помощи вибрационных сигналов гусеницы зазывают товарищей и прогоняют конкурентов

Drepana arcuata

Детальные исследования гусениц бабочки-серпокрылки показали, что они используют вибрационные сигналы в общении с себе подобными. Так гусеницы привлекают (или, наоборот, отгоняют) своих собратьев. Вибрации возникают, когда гусеница скребет или стучит по листу мандибулами (верхними челюстями) и специальным выростом на последнем, анальном, сегменте тела, а также вибрирует телом.

23.12.2016 | Комментарии (1)

Капуцины, как и люди, лучше узнают знакомые лица

Cebus apella

Эксперименты с фотографиями показали, что капуцины-фавны лучше узнают знакомых, чем виденных ранее незнакомцев. Такой эффект знакомства, подразумевающий запоминание черт лица, ранее был известен только для людей и человекообразных обезьян.

21.12.2016 | Комментарии (2)

У пауков Manogea porracea самцы при необходимости заменяют паучатам мать

Самка паука Manogea porracea

Южноамериканские пауки Manogea porracea необычны тем, что у них самец участвует в заботе о потомстве наравне с самкой. Такое нетипичное поведение является жизненной необходимостью: ведь к концу сезона размножения многие самки по неизвестным причинам исчезают, и самцы охраняют потомство в одиночку. Если бы самца не было, многие яйцевые коконы и маленькие паучки стали бы жертвой хищных пауков других видов.

15.12.2016 | Комментарии (9)

Запах лягушки-свистуна делает ее незаметной для муравьев-листорезов

Lithodytes lineatus

Небольшая южноамериканская лягушка-свистун Lithodytes lineatus живет в муравейниках муравьев-листорезов из рода Atta. Отсюда самцы токуют, завлекая самок, здесь же развиваются икра и головастики. Выяснилось, что муравьи не нападают на лягушку потому, что в ее коже содержатся специфические вещества, благодаря которым посетительницу принимают за свою.

08.12.2016 | Комментарии (7)

Европейская мышь и рыжая полевка не обмениваются блохами

Европейская лесная мышь

Многие опасные для человека болезни передаются грызунами, причем обычно возбудители переносятся сразу несколькими видами грызунов, обитающими на одной территории. В недавней статье показано, что в крови европейской лесной мыши и рыжей полевки встречаются разные наборы генетических линий одних и тех же видов бактерий из рода Bartonella, то есть смешивание при передаче от мыши к полевке и наоборот происходит редко, хотя те и другие обитают бок о бок в одном лесу.

11.11.2016

Из-за засухи в Африке луговые луни позже возвращаются в Европу

Луговой лунь

Европейские орнитологи с помощью GPS-передатчиков выяснили, что изменение климата на местах африканской зимовки луговых луней приводит к более позднему их отлету на гнездовые территории, расположенные в Европе. Из-за засухи в Западной Африке уменьшается количество корма для луней, что вынуждает их готовиться к обратному полету дольше, чем обычно. Поздний же прилет птиц на гнездование может привести к падению успеха размножения.

07.11.2016 | Комментарии (2)

Узкая пищевая специализация бывает эволюционно невыгодной

Кокциды

Одни виды животных потребляют широкий спектр кормов (полифаги), а другие — узкий (монофаги). Полифаги менее чувствительны к изменениям условий среды, монофаги же оказываются в выигрыше в конкурентной борьбе. Считается, что если много близких видов живет в одном месте, более выигрышной для них стратегией будет монофагия. Однако для двух групп насекомых — кокцид и бабочкек-нимфалид — узкая кормовая специализация оказалась эволюционно невыгодной и даже тупиковой.

14.10.2016 | Комментарии (3)

На предпочтения колюшек влияют свободные аминокислоты

Трехиглая колюшка (Gasterosteus aculeatus)

Рыбы широко используют в своем общении химические сигналы. Состав выделяемых веществ зависит от видовой, половой принадлежности особи и ее физиологического состояния. Ученые из Британии на примере трехиглых колюшек подтвердили, что химический состав выделений может зависеть и от внешних факторов, в частности от питания. Они держали две группы рыбок на разных диетах, которые отличались только добавляемой к основному ингредиенту аминокислотой. Выяснилось, что рыбки способны распознавать, кто из их соседей что ел, и больше взаимодействовали с теми, кто был на такой же диете.

05.10.2016 | Комментарии (2)

При недостатке самок самцы термитов образуют однополые пары

Пара бескрылых самцов термита

Формирование однополых пар самцов известно примерно у ста видов насекомых. Считать ли это просто ошибкой в распознавании или же такое поведение может иметь самостоятельное значение? На примере термитов Reticulitermes speratus японские ученые показали, что образование однополых пар — это стратегия, реализуемая при недостатке самок и позволяющая самцам увеличить свою выживаемость и получить шанс (одному из пары) размножиться в будущем. То есть это своеобразная смесь кооперации и конкуренции.

26.09.2016 | Комментарии (1)

Муравьи-листорезы при уходе за потомством используют противогрибковый препарат

Муравьи Acromyrmex echinatior в своей грибнице

Американские муравьи-листорезы выращивают в своих муравейниках грибные сады, в которых живут личинки муравьев. Грибы служат личинкам основной пищей и важным дополнением к рациону взрослых. Но грибы нужны муравьям не только для пропитания: гифами гриба они покрывают свои личинки и куколки. Выяснилось, что функция такого «покрывала» — защита от заражения микроскопическими патогенными грибками, то есть оно играет роль своеобразного противогрибкового препарата.

15.08.2016 | Комментарии (11)

У черно-белых ястребов больше птенцов выращивают родители с разной окраской

Темная и светлая морфа черно-белого ястреба

В популяциях африканского черно-белого ястреба присутствуют птицы темной и светлой морф. Они различаются не только цветом, но и поведением и/или физиологией. Наличие двух дискретных морфотипов дает уникальную возможность выяснить, как комбинация морф родителей влияет на успех их размножения. Что лучше: разные, взаимно дополняющие родители или одинаковые, не мешающие друг другу своими несхожими привычками? Оказалось, что наибольший репродуктивный успех достигается тогда, когда пара смешанная, то есть когда партнеры относятся к разным морфам.

02.08.2016 | Комментарии (10)

Гибридизация однодомных и двудомных растений увеличивает разнообразие половых фенотипов

Стрелолист широколистный

В последнее время накапливается всё больше сведений в поддержку так называемой «сетчатой эволюции». Речь идет о происхождении новых форм путем гибридизации двух других. Первый шаг этого процесса — появление гибридных популяций с какими-то особыми свойствами. На примере стрелолиста канадские ученые показали, что гибридизация исходно однодомных и двудомных популяций может вести к формированию смешанных популяций, в которых в разных соотношениях присутствуют гермафродиты (однодомные) и мужские и/или женские растения.

23.07.2016 | Комментарии (69)

Млекопитающие с относительно крупным мозгом более уязвимы

Малая белозубка

Крупный мозг не обязательно дает своему владельцу эволюционные преимущества. В настоящее время множество животных так или иначе страдают от антропогенных факторов. Проведенный мета-анализ показал, что крупный мозг скорее мешает животным в таких условиях: чем крупнее мозг, тем меньше детенышей в выводке и больше времени требуется для их взросления. А это сокращает возможности популяции к быстрому восстановлению численности.

11.04.2016 | Комментарии (3)

Самцы стрекоз, активно ухаживающие за самками, живут меньше

Рис. 1. Cамцы стрекоз: вверху — Mnais costalis, внизу — M. pruinosa

Два близких вида стрекоз, Mnais costalis и M. pruinosa, могут жить вместе на одних и тех же ручьях. Но первый вид предпочитает более солнечные места, а второй — более затененные. Японские исследователи изучили эти два вида и показали, что активные самцы светолюбивого вида M. costalis держатся на более освещенных местах, где им удается спариться с большим количеством самок. Но живут они при этом меньше. А у M. pruinosa не выявлено связи между продолжительностью жизни самца и успехом у самок.

31.03.2016 | Комментарии (2)

Успех размножения плоских червей определяется качеством их спермы, а не количеством спариваний

Фото двух спаривающихся червей

Ученым удалось вывести линию плоских червей, все клетки всех особей которых (в том числе и сперматозоиды) содержат зеленый флуоресцентный белок. Это позволило им детально исследовать успешность размножения, прослеживая путь сперматозоидов внутри особи-реципиента. Оказалось, что итоговый успех размножения данной особи в большей степени зависит от эффективности оплодотворения — событий, которые происходят между проникновением спермы донора в половые пути реципиента и оплодотворением.

10.03.2016 | Комментарии (1)

Чтобы напиться, не намокнув, летучие мыши издают особую «питьевую трель»

Кожановидный нетопырь непосредственно перед контактом с водой для питья

Когда летучие мыши снижаются над водой, чтобы попить, они издают специфическую серию ультразвуков. С их помощью они в полете могут точно локализовать поверхность воды — чтобы коснуться воды только ртом, не намочив шкурку. Группа ученых впервые подробно описала такие «питьевые трели» у 12 видов летучих мышей, а также сравнила их с эхолокационными звуками, издаваемыми при охоте за насекомыми.

24.02.2016 | Комментарии (1)

Борнео — центр эндемизма птиц современной Индонезии

Белопоясничный шама-дрозд

Группа американских ученых обобщила последние данные по происхождению и филогеографии птиц Индонезии. Они показали, что ключевым районом для индонезийских птиц является остров Калимантан, особенно его малайзийская часть — Борнео. Здесь многие птицы переживали неблагоприятные для них прохладные сухие эпохи, когда площади тропических лесов значительно сокращались. Поэтому именно на Борнео живет наибольшее число эндемиков.

22.01.2016

Дельфины помогают олушам ловить сардин

Олуши охотятся во время хода сардин

Каждый год у побережья ЮАР наблюдается миграция сардин, движущихся сплоченными косяками. Такие скопления — лакомая добыча как для водных хищников (в основном дельфинов), так и для морских птиц олушей. Извлекают ли хищники разных видов выгоду из совместной охоты? Оказалось, что да, и чем больше хищников, тем им лучше: успешнее всего атаки, которые идут через небольшое время после нападения другого хищника на косяк. Это объясняет, почему специализирующиеся на стайных рыбах хищники часто держатся группами.

13.01.2016 | Комментарии (7)

Мимикрирующие друг под друга бабочки-нимфалиды научились при выборе партнера использовать запах

Слева – Heliconius timareta thelxinoe, справа – H. melpomene amaryllis

У американских бабочек-нимфалид рода Heliconius распространена мюллеровская мимикрия: несколько ядовитых видов копируют друг друга окраской. Кроме того, окраска крыльев имеет большое значение при выборе партнера. В эволюции Heliconius прежде единый вид нередко разделялся на два, когда разные его популяции начинали подражать разным видам. Однако бывает и так, что близкие виды Heliconius внешне очень схожи, но при этом в природе почти не гибридизируют. Французские ученые детально разобрались в одной такой ситуации.

06.12.2015 | Комментарии (5)

Существованию тасманийского пардалота угрожает конкуренция с более крупным родственником

Тасманийский пардалот

Пардалоты, или радужные птицы, — небольшие ярко окрашенные птички. Их всего четыре вида, и все они эндемики Австралии. Существованию трех видов ничего не угрожает, а один, тасманийский пардалот, стал очень редок — сохранилось всего около 1500 особей. Такие маленькие популяции очень уязвимы. Проведенное исследование показало, что отрицательное влияние на численность этого вида может оказывать и его более крупный родственник — полосатый пардалот.