Главная / Новости науки / Марат Мусин

09.02.2016 | Комментарии (12)

Сверхъяркие спиральные галактики — недостающее звено в теории эволюции

Одна из 53

Американские астрономы обнаружили 53 спиральные галактики с необычными свойствами — они ярче и больше, чем предписывают теории. Вероятно, такие галактики могут оказаться переходной стадией между спиральными и линзовидными галактиками, а результаты этой работы помогут улучшить наше понимание процессов развития и эволюции галактик.

25.12.2015 | Комментарии (105)

Сверхновая вспыхнула еще раз в назначенное время в назначенном месте

Четверное изображение суперновой Refsdal

Год назад случайно была обнаружена сверхновая, свет от которой дошел до нас через гравитационную линзу, в роли которой выступило большое скопление галактик. Расчеты, основанные на моделях распределения массы в скоплении и на Общей теории относительности, предсказывали, что часть света взорвавшейся звезды достигнет Земли примерно через год. Наблюдения блестяще подтвердили теоретические выкладки.

11.12.2015 | Комментарии (32)

Большинство ультрамощных рентгеновских источников в галактиках — обычные черные дыры

Ультрамощный рентгеновский источник XMMU J004243.6+412519

Последние три года были очень плодотворными для изучения астрономических объектов в рентгеновском диапазоне. В основном это связано с запуском рентгеновского телескопа NuSTAR, но кроме того, были обработаны данные телескопов предыдущих поколений. Из двух моделей возникновения ультрамощных рентгеновских источников — оставшиеся в результате взрыва сверхновой черные дыры, окруженные плотным слоем пыли и газа, который падает на них в суперэддингтоновском режиме, или черные дыры промежуточной массы — новые данные заставляют склоняться склоняться к первой.

22.10.2015 | Комментарии (23)

Гравитационная линза помогла открыть новую экзопланету

Планета, вращающаяся вокруг красного карлика, в представлении художника

Сейчас счет открытым экзопланетам идет на тысячи, причём подавляющее большинство из них были обнаружены методом транзитов или методом радиальных скоростей. Недавно астрономы, ищущие экзопланеты на телескопах в Новой Зеландии и Чили, выпустили статью, в которой описали открытие новой планеты пока еще довольно экзотическим методом гравитационного микролинзирования. Эта планета имеет массу порядка Сатурна и обращается вокруг красного карлика, находящегося на расстоянии 6,43 килопарсека от нас.

25.09.2015 | Комментарии (15)

Ученые из САО РАН продолжают поиск изолированных карликовых сфероидальных галактик

Типичная карликовая сфероидальная галактика

Группа учёных из Специальной астрофизической обсерватории в Карачаево-Черкессии провела наблюдения еще трёх карликовых сфероидальных галактик за пределами Местной группы и определила их скорости и точное положение. Все три галактики имеют такие же радиальные скорости, как и находящиеся рядом более массивные галактики, а значит, они скорее всего входят в состав небольших групп галактик, то есть не являются изолированными.

15.09.2015 | Комментарии (10)

Плотное ядро галактики — индикатор скорого прекращения звёздообразования

Рис. 1. Спиральная галактика NGC 300

Астрофизики проанализировали большую выборку галактик в диапазоне красного смещения от 0,5 до 3. Их интересовало, связаны ли структурные особенности распределения звезд в галактике с активностью звездообразования в этой галактике. Выяснилось, что в «старых» галактиках, в которых звезды уже не рождаются, плотность центральной части повышенная. Это открытие даёт возможность относительно просто предсказывать эволюцию галактики.