Главная / Новости науки / Александр Храмов

По годичным кольцам окаменевшего леса прочитана древнейшая летопись солнечной активности

Ствол 15-метрового каламита, найденный в Хемнице

Анализ древесины раннепермского ископаемого леса, найденного в немецком городе Хемниц, выявил впечатляющее постоянство в характере солнечной активности. Выяснилось, что 290 млн лет назад, как и сейчас, на Солнце наблюдались 11-летние циклы, связанные с динамикой его магнитного поля. Благодаря влиянию на климат Земли эти циклы отразились на толщине годичных колец деревьев той далекой эпохи.

29.11.2016 | Комментарии (94)

Муравьи способны узнавать себя в зеркале

Рабочий муравей M. ruginodis с голубой точкой на клипеусе

Бельгийские энтомологи показали, что рыжие муравьи из рода Myrmica могут идентифицировать себя с собственным отражением в зеркале. Перед зеркалом муравьи приводят себя в порядок или совершают необычные движения головой и антеннами, чего не наблюдается, когда они видят за стеклом сородичей. Это поведение говорит о том, что у муравьев могут наличествовать зачатки самосознания.

18.10.2016 | Комментарии (3)

Ископаемые пчелиные гнезда рассказали об условиях жизни австралопитека

Виртуальный срез через кусок породы из Таунга

Ученые из Великобритании и ЮАР обнаружили окаменевшие почвенные гнезда одиночных пчел в том же слое кальцитовой породы, из которого происходит череп молодого австралопитека африканского. Влажный пещерный микроклимат никак не подходит для этих насекомых, что доказывает, что захоронение останков австралопитека происходило не в пещере, а в саванне на открытом воздухе.

16.09.2016 | Комментарии (4)

В эоценовых отложениях найдена змея, проглотившая ящерицу с жуком в желудке

Змея Palaeopython fischeri с ящерицей в желудке

Немецкие палеонтологи сделали уникальную находку в эоценовых отложениях карьера Мессель (Германия). Они обнаружили змею, в желудке которой находится только что (на тот момент) проглоченная ею ящерица. Ящерица же, перед тем как стать жертвой змеи, успела закусить насекомым. Таким образом, в руки ученых попали сразу три звена древней пищевой цепи.

07.07.2016 | Комментарии (7)

В бирманском янтаре мелового периода найден вымерший убийца пауков

Предполагаемая личинка Pedanoptera arachnophila

Палеоэнтомологи обнаружили в бирманском янтаре возрастом около 99 миллионов лет необычную личинку сетчатокрылого насекомого. Судя по строению конечностей, она охотилась на пауков, разгуливая по их ловчим сетям. Помимо личинки, было найдено почти столь же необычное взрослое насекомое из этого же отряда, утратившее задние крылья. Ученые отнесли обе находки к одному и тому же виду, который получил название Pedanoptera arachnophila.

24.05.2016 | Комментарии (4)

Клещи ездили на насекомых уже 320 миллионов лет назад

Carbolohmannia maimaiphilus

Палеонтологи из Франции и России обнаружили древнейшее свидетельство взаимодействия клещей и других членистоногих. Они разглядели на отпечатке каменноугольного насекомого возрастом 320 млн лет панцирного клеща, который, по-видимому, катался на его спине. Открытие доказывает, что уже на заре своей эволюции клещи прибегали к той же стратегии расселения, что и в наши дни.