Главная / Новости науки / Антон Морковин

Глобальное потепление создало экологическую ловушку для очковых пингвинов

Очковый пингвин

Потепление климата и интенсивный промысел значительно изменили распределение скоплений рыб в океанах, где обитает редкий очковый пингвин. Традиционно предпочитаемые пингвинами акватории теперь стали бедны кормом. В результате смертность молодых птиц существенно возросла, что ставит под угрозу существования вида в целом.

21.02 | Комментарии (13)

В пении флейтовых птиц обнаружены музыкальные принципы

Сорочья флейтовая птица

Музыка предполагает определенный баланс между повторяемостью и вариативностью. С одной стороны, чрезмерно сложная, лишенная упорядоченности мелодия плохо воспринимается слушателем, с другой — однообразное повторение одних и тех же звуков вряд ли можно назвать музыкой. Американские исследователи обнаружили в пении сорочьих флейтовых птиц сходный баланс между повторяемостью и вариативностью отдельных элементов. Возможно, это нужно, чтобы птицы-слушатели лучше запоминали песни.

21.11.2016

Самцы коммунально гнездящихся тимелий предпочитают окружать себя родственниками

Turdoides bicolor

Cамцы-доминанты коммунально гнездящихся пегих дроздовых тимелий проявляют терпимость к своим близким родственникам того же пола, и те остаются на их территории дольше, чем неродственные самцы. Благодаря такому непотизму родственники доминанта с большой вероятностью «восходят на престол» после гибели хозяина территории или же занимают участки по соседству. Самки-доминанты не проявляют подобной снисходительности, поскольку самки-помощницы представляют реальную угрозу их потомству и доминантному статусу.

15.07.2016 | Комментарии (2)

Самки синиц поют при появлении хищника

Обыкновенные лазоревки

Песни птиц не только радуют слух, но и имеют вполне утилитарные функции: прежде всего, привлечение пары и обозначение границ своего участка. В средних широтах обе задачи обычно ложатся на самцов, но это не значит, что их спутницы совсем не умеют петь. Новое исследование показывает, что самки, возможно, поют куда чаще, чем принято считать. В серии экспериментов авторы показали, что птицы обоих полов начинают петь в случае угрозы со стороны хищников.

27.06.2016

Незамысловатая песня помогает птицам избегать хищников

Тусклая зарничка (Phylloscopus humei) — пеночка с чрезвычайно простой песней, обитающая в горах Центральной Азии

Тусклая зарничка — маленькая, неброско окрашенная птица семейства славковых, живущая в горах Центральной Азии. Ее пение — короткий, негромкий и однообразный свист — столь же непритязательно, как и внешний облик. Может ли столь простой сигнал служить показателем качества самца? Китайским орнитологам удалось подтвердить, что самки предпочитают супругов с максимально упрощенной песней — возможно, потому, что такая песня меньше привлекает хищников, разоряющих гнезда. Для оценки физического состояния партнера самки используют альтернативные визуальные признаки.

16.06.2016

В Старом и Новом Свете птицы сходно реагируют на глобальное потепление

Рис. 1. Некоторые обычные виды птиц Европы

Несмотря на то, что влияние изменений климата на экосистемы в последнее время активно исследуется в самых разных аспектах, пока довольно мало известно о воздействии климатической динамики на численность отдельных видов или целых сообществ. Недавно в журнале Science вышла статья, авторы которой проанализировали связь между распространением ряда европейских и североамериканских птиц и изменением климата за последние десятилетия. Выводы орнитологов оказались весьма тревожными: потепление оказывает усиливающееся воздействие на птиц и в недалеком будущем может привести к резкому снижению численности многих видов.