Главная / Новости науки / 09.2005

Пауку, жившему 20 миллионов лет назад, сделают анализ крови

Пещерный прядильщик (фото с сайта kaweahoaks.com)

В куске янтаря размером со спичечный коробок доктор Дэвид Пенни из Университета Манчестера обнаружил две капли паучьей крови. Возраст янтаря — примерно 20 миллионов лет.

Venus Express готов к запуску

Venus Express (изображение с сайта www.newscientistspace.com)

Европейское космическое агентство закончило подготовку к запуску космического зонда Venus Express. Ему предстоит отправиться с исследовательской миссией к Венере, которая вот уже 15 лет как обделена вниманием землян.

Гиперион — истерзанный мир

Гиперион (фото с сайта www.newscientist.com)

Космическому аппарату Cassini, исследующему окрестности Сатурна, потребовалось всего два дня, чтобы добраться от Тефии до Гипериона — еще одного спутника этой планеты.

Первые млекопитающие появились благодаря насыщению атмосферы кислородом

Коготь гигантского ленивца (фото с сайта www.fossilsonline.com)

Первые млекопитающие воспользовались шансом, который дала им Природа 40 миллионов лет назад. Примерно в этот период в атмосфере произошел стремительный подъем удельной доли кислорода.

29.09.2005 | Астрономия

Древняя галактика в восемь раз больше Млечного Пути

Изображение с сайта hubblesite.org

Воспользовавшись мощной оптикой орбитальных телескопов Hubble и Spitzer, американские астрономы обнаружили обширную древнюю галактику, с помощью которой можно представить себе, как выглядела Вселенная, когда ее возраст составлял лишь 6% от нынешнего.

Как довести рак до самоубийства

Ученые из Казани, Москвы и Берлина провели эксперимент: они обработали раковые клетки специальным ферментом биназой, запускающим механизм апоптоза, или самоубийства, клеток. За двое суток погибло до половины раковой популяции. Причем здоровые клетки биназа не повреждала.

SMART-1 оставляют на лунной орбите

SMART-1 (изображение с сайта astro.zeto.czest.pl)

Согласно решению Европейского космического агентства, автоматический зонд на ионной тяге SMART-1 продолжит свою лунную вахту до своей «естественной кончины».

«Вояджер-1» продолжает удивлять

«Вояджер-1» (фото с сайта science.nasa.gov)

Космический аппарат «Вояджер-1», исследующий нашу Солнечную систему уже 28 лет, преподнес ученым три новых сюрприза.

28.09.2005 | Биология

Стало ясно, как кормятся китовые акулы

Китовая акула (фото с сайта files.turbosquid.com)

Американским исследователям пришлось воспользоваться электронными системами слежения, чтобы выяснить, наконец, каким образом двадцатиметровым чудовищам — китовым акулам — удается утолять свой вечный голод.

Cassini обнаружил на Тефии «забытое кем-то копье»

Тефия (фото с сайта www.newscientistspace.com)

Автоматический зонд Cassini, продолжающий исследовать окрестности Сатурна, преподнес астрономам очередную загадку. На этот раз источником слухов и домыслов может стать спутник Сатурна Тефия.

28.09.2005 | Энергетика

На смену гигантским электростанциям придут энергетические микроузлы

Комплекс Мон-Сени (фото с сайта www.isb.rwth-aachen.de)

По мнению сотрудника Университета Саутгемптона Тома Маркварта, идея гигантских электростанций, питающих целые города и районы, себя изжила. На смену этим монстрам должны прийти маленькие, но чистые генераторы, обеспечивающие автономную работу небольших деревень, заводов или университетских зданий.

«Ходячая молекула» идет к молекулярному компьютеру

Изображение с сайта www.ucr.edu

Исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде создали молекулу, способную передвигаться по ровной поверхности строго по прямой линии. Почти как человек.

Потушить пожар в космосе поможет звук

Сотрудники Университета Западной Джорджии разработали новый метод тушения пожаров для Международной космической станции, поскольку в условиях пониженной гравитации обычные пенные огнетушители бесполезны: пена выбрасывается не направленным потоком, а беспорядочно распределяется по всему помещению.

Нанопроволока на службе у онколога

Кремниевая нанопроволока (изображение с сайта www.harvard.edu)

Исследователи из Гарвардского университета обнаружили, что присутствие раковых клеток в организме можно определять, сканируя кровь с помощью специального массива кремниевой нанопроволоки. Этот высокоточный и высокочувствительный метод, возможно, позволит распознавать и конкретный тип раковых клеток.

Предложен новый взгляд на природу элементарных частиц

Струнный конденсат в дискретной модели (изображение с сайта arxiv.org)

Может ли оказаться так, что элементарные частицы — это лишь колебания какой-то среды? В принципе, да, однако такие теории должны быть заведомо сложнее простой эфирной гипотезы. Успешная теория такого типа была разработана физиками из Массачусетского технологического института.

26.09.2005 | Астрономия

На нейтронных звездах тоже бывают «землетрясения»

Так художник представляет себе трещины на поверхности нейтронной звезды SGR 1806-20 (изображение с сайта www.astronomy.com)

27 декабря 2004 года Земли достиг поток излучения, выброшенный в ходе крупнейшего «звездотрясения» на одной из нейтронных звезд. Европейские ученые впервые заговорили о возможности возникновения трещин на поверхности нейтронной звезды.

Спортивные команды несут ответственность за здоровье своих болельщиков

Бейсбольная команда «Красные носки» (фото с сайта www.boston.com)

В октябрьском номере журнала Annals of Emergency Medicine опубликовано любопытное исследование, в очередной раз подтверждающее, что при наличии острого желания и выборе правильного объекта исследования можно найти корреляцию чего угодно с чем угодно.

25.09.2005 | Астрономия

Сверхновые звезды — главные поставщики космических лучей в нашей Галактике

Останки сверхновой Тихо Браге (фото с сайта chandra.harvard.edu)

Очередное исследование останков сверхновой Тихо Браге, взрыв которой датский астроном наблюдал в 1572 году, предоставило доказательства того, что значительный объем космического излучения, бомбардирующего Землю, произведен ударной волной, распространившейся после взрыва сверхновой.

Древних галактик оказалось слишком много

Фото с сайта www.eso.org

Инвентаризация галактик, проведенная французскими и итальянскими астрономами, показала, что древнейших галактик, возникших 9-12 млрд лет назад, в несколько раз больше, чем считалось ранее, и звезды в них формировались намного быстрее.

Брюква и турнепс — двигатели эволюции

Брюква (фото с сайта edis.ifas.ufl.edu)

Американские антропологи считают, что одним из важных факторов, сыгравших роль в эволюционном разделении наших предков и человекообразных обезьян стали ... обычные корнеплоды вроде турнепса и брюквы.