Главная / Новости науки / 02.2006

Похороны Кенневикского человека уже состоялись

Скелет Кенневикского человека (фото Chip Clark / National Museum of Natural History с сайта Seattle Times)
Кенневикский человек, несколько лет бывший «яблоком раздора» между учеными и американскими индейцами, теперь вовсю изучается и уже раскрыл часть своих тайн. В частности, выяснилось, что этот доблестный охотник уже был однажды похоронен своими соплеменниками, а вовсе не утонул в реке.

28.02.2006 | Медицина

Хирурги смогут оперировать бьющееся сердце, не вскрывая грудную клетку

Робот da Vinci Surgical System в действии (фото с сайта robosapiens.mit.edu)
В Лондонском имперском колледже разрабатывается технология, которая позволит проводить операции аортокоронарного шунтирования без остановки сердца и вскрытия грудной клетки.

Бактерии-альтруисты помогают своим сородичам-каннибалам себя съесть

Многоклеточные агрегаты B.subtilis, образующиеся в результате сложного коллективного поведения, порой напоминают снежинки или фракталы (фото с сайта www.igmors.u-psud.fr)
Расшифрован молекулярный механизм, регулирующий взаимоотношения в сообществе почвенных бактерий Bacillus subtilis. Когда пищи становится недостаточно, одна половина этих бактерий убивает другую ядом и поедает ее. Убийцы не умирают от собственного яда благодаря особому защитному белку.

Климатическая катастрофа в Арктике: пока только модель

Фото с сайта aibek.nomadlife.org
Модель климата, созданная российскими учеными по результатам космических радиационных наблюдений, показывает, что дальнейшее потепление в Арктике может привести к тому, что тропические тайфуны достигнут дальневосточного побережья России.

Шероховатая поверхность предотвращает развитие турбулентности

Наличие на поверхности обдуваемого тела участка со специальными шероховатостями (верхняя половина) делает поток воздуха более устойчивым к развитию турбулентности (изображение с сайта focus.aps.org)
Эксперименты показывают, что воздух, обтекающий шероховатую поверхность, приобретает дополнительную устойчивость и гораздо позже переходит к турбулентности, чем в случае гладкой поверхности.

Животные способны логически мыслить

Крысы покусились на главную привилегию человеческого разума — умение выделять причинно-следственные связи (рис. с сайта www.post-gazette.com)
Животные мыслят логически — к такому выводу пришла группа исследователей из разных стран, проведя серию остроумных экспериментов на крысах. Они обнаружили, что крысы способны выделить истинную причину события из ряда ассоциативно связанных явлений. Это меняет наше представление о границах животного интеллекта.

Воздушная смазка превращает идеально шершавую поверхность в аномально гладкую

Электронная микрофотография структуры поверхности, созданной в UCLA (фото с сайта www.aip.org)
В Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе разработана поверхность, оказывающая чрезвычайно низкое сопротивление текущей по ней жидкости. Правда, в это трудно поверить, взглянув на рельеф поверхности, напоминающий уступы фантастических скалистых гор.

Рентгеновский Млечный Путь еще ждет своего Галилея

Вид Галактики в ближнем инфракрасном диапазоне по данным спутника COBE (цвет) очень напоминает ее диффузное свечение в рентгеновском диапазоне до данным спутника RXTE (контуры). Рис.: NASA/GSFC/RXTE/COBE /M Mevnivtsev et al
Новую гипотезу, объясняющую происхождение большей части галактического рентгеновского излучения, предложили российские астрофизики Михаил Ревнивцев и Сергей Сазонов.

Простейший пропеллер состоит из одного стержня

Микроскопический робот, путешествуя по кровеносным сосудам, находит поврежденные кровяные тельца и лечит их (изображение с сайта www.nanotech-now.com)
Предложен новый микродвигатель для перемещения микромашин сквозь жидкость. Он использует один-единственный прямой, но гибкий стержень, который при вращении сам изгибается в нужную сторону и толкает машину вперед.

Одними карантинами от пандемии птичьего гриппа не отгородиться

Мутирующий штамм вируса гриппа H5N1 в культуре клеток (фото CDC Public Health Library с сайта yaleglobal.yale.edu)
С помощью нехитрой математической модели американские исследователи показали, что одни только карантинные меры не смогут предотвратить возможную пандемию птичьего гриппа. Вероятность пандемии значительно повышается, если в разных регионах независимо появятся несколько «человеческих» штаммов вируса H5N1.

Переходные металлы обладают скрытой способностью окисляться

Каталитическая способность металлической пластинки изменится, если ее покрыть тонким слоем оксида (изображение с сайта smc.edu)
Американский химик Чарльз Кэмпбелл показал и теоретически обосновал, что переходные металлы способны окисляться в гораздо более мягких условиях, чем считалось ранее. Правда, такое окисление ограничивается лишь тонким слоем на поверхности металла, но оказывает существенное влияние на его каталитические свойства.

Созданы 3D-модели важнейших элементов клеточной мембраны

База данных по структурам GPCR поможет определить функции белков вроде этого, что, в свою очередь открывает перспективу создания новых лекарств (рис. с сайта www.gatech.edu)
Важный шаг, способный существенно ускорить разработку новых лекарств, сделали в Технологическом институте штата Джорджия. Исследователи построили трехмерные компьютерные модели более чем 900 белков-рецепторов, расположенных на поверхности клеток, с которыми взаимодействуют многие молекулы лекарственных препаратов.

Ядовитые жабы оккупируют Австралию

Жаба-ага (Bufo marinus) - живой пример естественного отбора в действии (фото с сайта frogs.org.au)
Жаба-ага, ввезенная 70 лет назад в Австралию для борьбы с насекомыми-вредителями, всё быстрее распространяется по стране, нанося большой урон местным экосистемам. Ускорению экспансии способствует естественный отбор, благоприятствующий самым длинноногим и быстроходным особям.

Японское космическое агентство успешно осваивает орбиты

Cтарт ракеты-носителя H-2A F9 (фото: JAXA)
В субботу, 18 февраля, с японского космодрома Танегасима успешно запущен многоцелевой японский спутник MTSAT-2. В соответствии с программой, спутник на 28-й минуте полета отделился от ракеты-носителя H-2A и теперь установлен на геостационарную орбиту.

Свет может запутаться в слишком сложной среде

Волна, попадая на замкнутые орбиты, имеет большую вероятность надолго застрять на них (изображение с сайта cops.tnw.utwente.nl)
Эксперименты немецких физиков показали, что свет, идущий сквозь среду с неоднородным показателем преломления, может попасть на замкнутые орбиты и надолго застрять в этой среде.

Кому мешает снежный барс

Снежный барс, или ирбис (фото с сайта www.treknature.com)
Индийские зоологи исследовали диету и повадки снежного барса, а также отношение к нему местного населения, на чью домашнюю скотину барс частенько нападает. Выяснилось, что отношение к зверю зависит не столько от величины наносимого ущерба, сколько от материального положения крестьян и наличия дополнительных источников заработка.

Двигатель «Венеры-Экспресс» прошел первое испытание

Сопло основного двигателя «Венеры-Экспресс» (фото: ESA)
Космический зонд «Венера-Экспресс», находящийся сейчас на расстоянии около 47 миллионов километров от Земли, в пятницу, 17 февраля, успешно испытал свой основной двигатель, таким образом пройдя один из важнейших тестов, определяющих успех миссии в целом.

Разорванный спинной мозг можно будет починить

Процесс выращивания кирпичика нервной ткани (рис. Douglas H. Smith, MD, University of Pennsylvania School of Medicine)
В Медицинской школе Пенсильванского университета отрабатывается на грызунах принципиально новый метод восстановления позвоночника после тяжелых повреждений. Новая технология позволяет в искусственных условиях вырастить нервную ткань для восстановления разорванных связей внутри позвоночного столба.

18.02.2006 | Экология

Потери гренландских ледников выросли за 9 лет в три раза

Айсберги, откалывающиеся от ледника Кангерлуссуак в восточной Гренландии (фото J.A. Dowdeswell с сайта www.newscientist.com)
Объем льда, сбрасываемого в Атлантический океан ледниками Гренландии, существенно недооценивается, утверждает гляциолог Эрик Ригнот из Лаборатории реактивного движения в Пасадене. За последние 9 лет расход льда в Гренландии увеличился с 50 до 150 куб. км в год.

Космические облака подсвечиваются космическими лучами

Внешний вид телескопа HESS (фото с сайта news.bbc.co.uk)
Работающий в Намибии гамма-телескоп HESS обнаружил неподалеку от центра Галактики газопылевой комплекс, испускающий гамма-излучение очень высокой энергии. Однако само по себе космическое облако не может быть источником гамма-лучей. Астрономы предлагают гипотезы, объясняющие странное явление.