Главная / Новости науки / 09.2006

Плазменные ускорители преодолели рубеж в 1 ГэВ

Высококачественные электронные сгустки с энергией 1 ГэВ, полученные в недавних экспериментах группы LOASIS (изображение с сайта www.lbl.gov)
Физики из Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли и Оксфордского университета существенно повысили эффективность лазерно-плазменного ускорения электронов. Эти исследования приближают создание нового поколения мощных и в то же время компактных электронных ускорителей высоких энергий, разгоняющих эти частицы не в глубоком вакууме, а в плазме.

Юные австралопитеки были добычей хищных птиц

Австралопитек африканский. Его череп ближе к человеческому, а строение конечностей более примитивно, чем у австралопитека афарского. Фото с сайта www.mnh.si.edu
Южноафриканский антрополог Ли Бергер, переисследовав найденный в 1924 году череп знаменитого «ребенка из Таунгса», пришел к выводу, что юный австралопитек стал жертвой крупной хищной птицы. Об этом свидетельствуют характерные повреждения глазниц. Ранее считалось, что убийцей «Таунгс-бэби» был крупный хищник из семейства кошачьих.

Водородные связи можно изучать с помощью силы трения

Водородные связи определяют строение и свойства многих веществ — от обычной воды до биологических макромолекул. Оказывается, динамику водородных связей можно изучать, измеряя зависимости силы трения скольжения от скорости (изображение с сайта ruppweb.dyndns.org)
Между двумя твердыми поверхностями может образовываться сеть из водородных связей, которая живет по своим особым законам. Измеряя зависимость силы трения от скорости, можно изучать плавление и рекристаллизацию этой сети.

Одна из «стандартных свеч» астрономов оказалась в два раза ярче

Сверхновая SNLS-03D3bb в пике своего энерговыделения (изображение с сайта www.lbl.gov)
Считается, что критическая масса и мощность взрыва любой сверхновой типа Ia примерно одинаковы, а значит, неизменна и их яркость. Отыскав в далекой галактике сверхновую типа Ia и сравнив наблюдаемую яркость вспышки с расчетной, астрофизики определяют расстояние до галактики. Однако относящаяся к этому типу сверхновая SNLS-03D3bb, открытая в 2003 году, оказалась в два раза ярче «общепринятой» нормы.

Гренландия всё быстрее теряет свой лед

Айсберг, отколовшийся от одного из ледников Гренландии. Фото Конрада Стеффена из Колорадского университета с сайта news.mongabay.com
Ежегодно около 250 миллиардов тонн гренландского льда превращается в воду, которая стекает в Атлантический океан. Оценить масштаб этого явления позволили регулярные наблюдения за массой ледового покрова острова, проводимые с 2002 года при помощи двух искусственных спутников, расстояние между которыми меняется в зависимости от аномалий гравитации.

«Дочка Люси» ходила как человек, а лазила по деревьям и думала как обезьяна

Череп доисторической девочки, найденный в Дикике (фото из статьи в Nature)
Изучение самого древнего и самого полного скелета детеныша австралопитека, обнаруженного в декабре 2000 года в Восточной Эфиопии, подтвердило, что афарские австралопитеки были двуногими существами с почти человеческой нижней частью тела, сохранившими много обезьяньих черт в строении рук и черепа.

Плавление атомных ядер происходит в два этапа?

При лобовом столкновении двух тяжелых ядер на мгновение происходит плавление ядерного вещества с образованием кварк-глюонной плазмы, а затем осколки ядер разлетаются в разные стороны. Теоретические исследования свидетельствуют о том, что такое плавление может происходить в два этапа (изображение с сайта www.star.bnl.gov)
Применение голографической дуальности между теорией сильных взаимодействий и теорией гравитации привело к поразительному открытию: плавление атомных ядер может происходить в два этапа.

Анализ митохондриальной ДНК подтвердил древнее происхождение и долгую изоляцию коренных австралийцев

Загадка происхождения австралийских аборигенов продолжает волновать антропологов (фото © Annie Griffiths Belt с сайта www.nationalgeographic.com)
Анализ митохондриальной ДНК австралийских аборигенов подтвердил, что Австралия была заселена уже не менее 40 тысяч лет назад. Но в последующие эпохи австралийцы были отрезаны от остального человечества. Никаких свидетельств позднейших миграций из соседних регионов в Австралию или в обратном направлении исследователи не обнаружили.

Вселенная открылась для школьников

Изображение Крабовидной туманности (M1), полученное с помощью Телескопа Фолкеса (© Nik Szymanek)
В России стартовала британско-российская образовательная программа «Привлечение молодежи в науку: Телескопы Фолкеса». 24 школьных коллектива в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре получили бесплатный дистанционный доступ к телескопам Фолкеса, чтобы вести наблюдения за Вселенной.

Зачем студенту зеленый шарик Вольвокса?

Колонии Вольвокса — это сферы из тысяч одинаковых клеток, объединенных слизистым матриксом. Внутри полых сфер шарики дочерних колоний, а в них уже начали расти крошечные внучки (фото с сайтаwww.microscopy-uk.org.uk)
Колониальная зеленая водоросль вольвокс — хрестоматийный объект, на примере которого студентам и школьникам объясняют, каким образом из одноклеточных организмов получились многоклеточные. Профессор МГУ Н. А. Заренков оспаривает правомочность такой интерпретации этого необычного организма.

Вспышка внегалактического магнитара или короткий гамма-всплеск?

Радиокарта (на волне 21 см) галактики М81 и ее ближайших окрестностей. Ромб обозначает область локализации всплеска согласно межпланетной сети (IPN). Изображение из обсуждаемой статьи D. D. Frederiks et al.
С момента своего открытия 27 лет назад и до настоящего времени источники мягких повторяющихся гамма-всплесков (позже их стали относить к магнитарам) наблюдались только в нашей Галактике или у ее спутников. И вот группа ученых из Физико-технического института им. Иоффе в Санкт-Петербурге, похоже, обнаружила ультрамощный всплеск магнитара вне Местной группы галактик.

Гипотеза миллизарядов обретает второе дыхание

Обычная материя состоит из кварков и электронов, и потому электрический заряд обычных тел кратен заряду электрона (изображение с сайта superphysics.tripod.com)
В некоторых квантово-полевых моделях нашего мира могут возникать частицы со сверхмалыми электрическими зарядами — «миллизаряды». Недавно выяснилось, что легкие миллизаряды способны объяснить загадочные результаты эксперимента PVLAS.

Бактерии-симбионты заменили морскому червю органы пищеварения и выделения

Уникальный морской червь Olavius algarvensis, перепоручивший заботу о своем пропитании и удалении отходов бактериям-симбионтам (фото с сайта www.mpi-bremen.de)
С помощью метагеномного анализа удалось выяснить, что под наружными покровами морского червя Olavius algarvensis обитают симбионты — бактерии четырех видов. Они не только обеспечивают червя и друг друга всем необходимым, но и утилизируют продукты жизнедеятельности червя, позволяя ему обходиться без выделительной системы.

Раньше, дальше, краснее

Галактики, претендующие на возраст 750 млн лет после Большого взрыва. Изображение с сайта firstgalaxies.ucolick.org
Американские и японские астрономы сообщили об открытии нескольких галактик, которые сформировались менее чем через 750 лет после Большого взрыва. Однако в зонах наблюдений таких ранних галактик оказалось заметно меньше, чем можно было предположить. О том, как велись их поиски, можно прочитать в последнем выпуске журнала Nature.

Пациенты в вегетативном состоянии понимают, что им говорят

Томограммы мозга пациентки—овоща (вверху) и здоровых волонтеров (внизу). Слева — выполнение мысленного задания «играть в теннис», справа — воображаемое путешествие по комнатам дома. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Так называемые люди-«овощи» с полным отсутствием реакции на внешние стимулы способны осознавать себя, мыслить, сотрудничать с врачами. 23-летняя пациентка-«овощ» смогла по просьбе врачей представить заданную последовательность действий, при этом магнитные томограммы ее мозга не отличались от томограмм здоровых добровольцев.

Пирамидальная форма некоторых атомных ядер подтверждена детальными расчетами

Молекулы в форме пирамидки — явление обыденное. Расчеты показывают, что пирамидальной формой могут обладать и некоторые ядра (изображение с сайта www.physchem.co.za)
Вычисления показывают, что некоторые атомные ядра могут иметь вид правильных многогранников со скругленными углами. В частности, получившаяся в вычислениях пирамидальная форма ядра помогает понять одну из загадочных черт изотопа гадолиния-156.

Метеориты — все-таки осколки астероидов

Фото астероида Итокава, полученное камерой AMICA с борта зонда «Хаябуса». Изображение с сайта www.physorg.com
Всем известно, что метеориты — это осколки астероидов. Однако до недавнего времени полученные с Земли отражательные спектры многих астероидов в ближнем инфракрасном диапазоне значительно отличались от спектров найденных на Земле метеоритов. Исследование ученых, работающих по программе «Хаябуса», объяснило эту разницу и подтвердило устоявшееся мнение.

Еще раз о пользе кофе

21-я Международная конференция по кофеведению (изображение с сайта www.cirad.fr)
Проходившая с 11 по 15 сентября во французском городе Монпелье 21-я Международная конференция по кофеведению — пожалуй, только так можно перевести название International Conference on Coffee Science — сегодня закончила свою работу. За прошедшие пять дней участники очередной встречи специалистов по кофейным делам заслушали немало сообщений о пользе великого напитка.

Плутон лишили собственного имени

Так художник изобразил когда-то поверхность Плутона. Не исключено, что объект 134340 выглядел бы менее романтично (изображение с сайта www.universetoday.com)
Бывшей самой далекой планете Солнечной системы — Плутону — присвоили имя, скорее напоминающее телефонный номер небольшого города. Это произошло после двухнедельного томительного ожидания дальнейшей судьбы разжалованной планеты.

Эволюция на островах идет быстрее

Гигантский варан, обитающий на островах Комодо, Ринджа, Падар и Флорес (Индонезия), — один из самых известных случаев «островного гигантизма» (фото с сайта www.elalmanaque.com)
Анализ большого массива палеонтологических данных позволил канадской исследовательнице показать, что обитатели изолированных островов эволюционируют в среднем быстрее, чем их континентальные родичи. Это предполагалось давно, но надежные статистические подтверждения данной закономерности удалось получить впервые.