Главная / Новости науки / 11.2006

Как земноводные учились превращаться

Три пары наружных жабр — самый броский из отличительных признаков личинок хвостатых амфибий (фото © Javier Fuentes с сайта www.sierradebaza.org)
У примитивных земноводных изменения строения животного при переходе от водной жизни к наземной были растянуты во времени. В ходе эволюции они сконцентрировались на коротком этапе индивидуального развития, что и привело к появлению настоящего метаморфоза. Отдельные преобразования постепенно перешли под контроль единого регулятора — гормонов щитовидной железы.

Люди отличаются от шимпанзе не тем, чем хотели

По-видимому, превосходство умственных способностей человека перед шимпанзе закодировано очень малым числом генов (изменением их последовательности или уровня экспрессии), и найти эти гены непросто. Фото с сайта thegreenman.net.au
Сравнение геномов человека и шимпанзе в поисках генетической причины различий между их умственными способностями показало, что быстрой молекулярной эволюции генов нервной системы у человека не наблюдалось. Напротив, гены, участвующие в функционировании семенников, демонстрируют массовое и быстрое накопление благоприятных мутаций — как у человека, так и у шимпанзе.

Деньги воспитывают целеустремленных эгоистов

Это фрагмент заставки с детского сайта www.communitycorner.org, дающего начальные представления о том, откуда берутся деньги
Команда экономистов и психологов, проведя серию экспериментов, показала, что одно лишь напоминание о деньгах приносит людям ощущение независимости и самодостаточности. Оборотной стороной этого явления оказался эгоизм: вспомнив о деньгах, испытуемые отказывались от помощи и переставали помогать другим.

Великое вымирание 250 миллионов лет назад привело к резкому усложнению морских экосистем

Изменение числа родов морских животных в течение фанерозоя. По горизонтальной оси — время в млн лет назад. Слева — начало фанерозоя, справа — современность. Синими точками отмечены два наиболее катастрофических вымирания — на рубеже палеозоя и мезозоя (250 млн лет назад) и на рубеже мезозоя и кайнозоя (65 млн лет назад). По данным Дж. Сепкоски (1996)
Статистический анализ 1176 палеонтологических коллекций подтвердил, что массовое вымирание на рубеже палеозойской и мезозойской эр привело к радикальному изменению структуры морских сообществ. В обновленных, более сложных и разнообразных сообществах стали преобладать подвижные животные, а экологические связи между видами стали более тесными.

Открыта полезная роль «вредных» активных форм кислорода

Схема клеточной дыхательной цепи, встроенной во внутреннюю мембрану митохондрии. I–V — ферментные комплексы дыхательной цепи, Q — убихинон, C — цитохром С, ATP — АТФ. Ферментные комплексы I и III индуцируют выработку АФК (ROS, reactive oxygen species — активные формы кислорода). АФК имеет не только патологические функции (оксидация липидов и белков, повреждение мтДНК), но и регуляторные (передача сигналов роста, активация разобщающих белков, активизация репликации мтДНК). Рис. из статьи Baughman & Mootha в Nature Genetics
Считается, что активные формы кислорода (АФК), образующиеся как побочный продукт клеточного дыхания в митохондриях, повреждают белки, липиды и ДНК, приводя к старению клеток. Однако испанские ученые обнаружили, что АФК внутри клетки выполняют также важную компенсаторную сигнальную функцию, активируя синтез мтДНК и регулируя дыхательную активность клетки.

Разгадан механизм регенерации конечностей

Аксолотль — земноводное, сохраняющее способность к восстановлению утраченных конечностей в течение всей жизни. Это сделало его излюбленным объектом биологов, изучающих механизмы регенерации (фото © А. Кропотова с сайта www.vitawater.ru)
Процесс регенерации утраченных конечностей сходен с их формированием во время эмбрионального развития. Включая и выключая определенные гены, можно не только отключить регенерацию у животных, способных к ней, но и включить ее у тех, которые эту способность потеряли. В частности, удалось включить процесс регенерации утраченного крыла у цыпленка.

Насколько опасно для квантовой системы взаимодействие с окружающим миром?

Типичный график изменения квантовой точности многоэлектронной системы во времени (изображение из статьи quant-ph/0610169)
Оказывается, электронам тоже свойственно «чувство плеча»: многоэлектронная квантовая система гораздо лучше сопротивляется дестабилизирующему воздействию окружающего мира, чем одна-единственная квантовая частица.

Развитие червей начинается с хвоста

Червь Caenorhabditis elegans — любимец генетиков и эмбриологов (фото с сайта www.space.gc.ca)
Германские биологи расшифровали механизм, управляющий делением клеток развивающегося эмбриона червя Caenorhabditis elegans. Оказалось, что одна из клеток эмбриона выделяет сигнальное вещество, которое заставляет остальные клетки делиться в определенном направлении. Та часть зародыша, где расположена клетка P2, становится его задним концом.

Лесные пожары скорее приводят не к потеплению климата, а к похолоданию

Верховой пожар в Йеллоустонском парке. Ночной снимок. Фото с сайта www.nps.gov
Участившиеся лесные пожары, казалось бы, должны способствовать дальнейшему потеплению, ведь в атмосферу выбрасывается СО2 и другие парниковые газы. Однако в долгосрочном плане они приводят скорее к похолоданию: после уничтожения древесной растительности больше солнечного света отражается от земной поверхности.

Полный геном неандертальца будет прочтен через два года

Неандерталец (реконструкция Николая Ковалева с сайта macroevolution.narod.ru)
Сразу две международные команды ученых сообщили о начале работы по прочтению полного генома неандертальца. На сегодняшний день удалось прочесть фрагменты общей длиной около миллиона нуклеотидов, что составляет 0,04% полного генома. Свидетельств гибридизации между нашими предками и неандертальцами пока не найдено.

Люди древнекаменного века хоронили новорожденных младенцев с почестями

Палеолитическое захоронение новорожденных близнецов в Кремс-Вахтберге, восточная Австрия. Фото из цитируемой статьи в Nature
В Австрии обнаружены останки трех новорожденных младенцев, погребенных с соблюдением сложных обрядов 27 000 лет назад. Это первое известное науке палеолитическое погребение новорожденных. Оно показывает, что уже в то время наши предки относились к новорожденным с определенным уважением и считали их в каком-то смысле полноценными членами общества.

Бойцы и проныры имеют равные шансы на успех в личной жизни

Когда в Австралии расплодились завезенные овцы, пастбища превратились в бескрайние отхожие поля. С этой бедой удалось справиться, только переселив туда из Африки жуков-навозников Onthophagus gazella, способных утилизировать овечий помет (фото с сайта k53.pbase.com)
У жуков-навозников есть две породы самцов — крупные сражаются друг с другом за самку и помогают ей заботиться о потомстве, а мелкие спариваются с самками украдкой, компенсируя низкие шансы на спаривание большим количеством производимой спермы. Оказалось, что обе стратегии дают примерно одинаковые шансы оставить потомство и требуют одинаковых затрат энергии.

Хищные насекомые помогают растениям добывать азот

В скоплениях воды в пазухах листьев бромелии и развивается целое сообщество мелких беспозвоночных, живущих за счет попадающих извне растительных остатков — детрита. Фото с сайта www.zoology.ubc.ca
Бромелии — тропические растения, живущие на стволах деревьев, — питаются за счет обитающих в скоплениях воды у основания их листьев беспозвоночных, которые разлагают необходимые им органические вещества. Питание бромелий заметно улучшается, если в воде живут хищные личинки стрекоз: они не дают «мирным» личинкам завершить свое развитие и вылететь наружу, унося с собой дефицитный азот.

Получено генетическое подтверждение скрещивания наших предков с неандертальцами

Неандертальцы (рисунок Николая Ковалева с сайта macroevolution.narod.ru)
Американские генетики показали, что самый распространенный вариант важного для роста мозга гена microcephalin появился в популяции Homo sapiens 37 000 лет назад в результате скрещивания наших предков с неандертальцами или другими архаичными представителями человеческого рода и не мог возникнуть просто в результате мутаций.

Возможность существования плаща-невидимки сведена к математической теореме

Создание маскирующей оболочки, делающей предметы невидимыми для посторонних глаз, по-видимому, вполне реально (изображение с сайта msnbc.msn.com)
Математики доказали, что любой объект можно сделать полностью невидимым для постороннего наблюдателя на всех длинах волн. По крайней мере, в принципе.

Хладнокровные мыши живут дольше

Американским биологам удалось обмануть нейроны преоптической области гипоталамуса (на рисунке), отвечающие за терморегуляцию, заставив их постоянно снижать на полградуса температуру тела трансгенных мышей (изображение с сайта www.colorado.edu)
Мудрость предков говорит, что хладнокровие предохраняет от преждевременной старости. Американские биологи доказали, что это поучение можно понимать буквально. Снизив температуру тела трансгенных мышей на 0,3-0,5 градуса, они добились продления жизни самцов на 12%, а самок — на 20% по сравнению с их обычными сородичами.

В океане обнаружены сотни тысяч новых видов вирусов

Точки, где были взяты пробы для вирусологического метагеномного анализа (Арктика, Саргассово море, Мексиканский залив, Британская Колумбия). Рис. из обсуждаемой статьи в PLoS Biology
Метагеномный анализ — тотальное выделение ДНК из проб морской воды и ее сравнение с имеющимися генетическими базами данных — показал, что в океане живут сотни тысяч видов ДНК-содержащих вирусов, большинство из которых неизвестны науке. Морские вирусы могут играть важную роль в планетарном круговороте генов, вещества и энергии.

Распутство матерей идет на пользу потомству

Самец и самка австралийской сумчатой мыши Antechinus stuartii (фото с сайта www.iabc.cz)
Австралийские биологи показали, что полиандрия (скрещивание самки со многими самцами) резко повышает жизнеспособность потомства у сумчатых мышей. Этот эффект объясняется тем, что в половых путях самки происходит отбор сперматозоидов: сперматозоиды с «лучшими» генами имеют больше шансов оплодотворить яйцеклетку.

Пламя может сложиться в гармошку под действием собственного эха

Структура фронта пламени в разные моменты времени вблизи закрытого конца трубы. Синим цветом показана холодная смесь, красным — продукты горения (изображение из статьи Phys. Rev. Lett., 97, 164501)
Горение газовой смеси в закрытых трубах порождает эхо, которое приводит к полной перестройке фронта пламени. Детали этого явления впервые были воспроизведены при численном моделировании.

Альтруизм общественных насекомых поддерживается полицейскими методами

Крупнейший из группы «общественных» ос — шершень Vespa crabro, один из десяти участников эксперимента (фото ©E.Billig из цитируемой статьи в Nature)
Энтомологи из берлинского Института передовых исследований показали, что альтруистическое поведение у пчел и ос является не добровольным, а вынужденным. Рабочие особи воздерживаются от откладывания своих яиц не потому, что им выгоднее заботиться о потомстве царицы, чем о собственном, а потому, что их яйца уничтожаются товарищами по гнезду.