Главная / Новости науки / 12.2006

Как приготовить пули из медленного света

Теоретический расчет распространения светового сгустка сквозь метаматериал с подавлением дифракции и продольного расплывания. Изображение из обсуждаемой статьи в Physical Review Letters
Теоретические расчеты показали, что можно создать метаматериал, поддерживающий распространение световых пуль — локализованных, нерасплывающихся и легко управляемых сгустков света.

Самки гигантского комодского варана размножаются без участия самцов

Детеныш комодского варана вылупляется из яйца. Если это потомство партеногенетическое, то это наверняка самец, если же детеныш произведен по правилам самкой и самцом, то это может быть и самка, и самец. Фото с сайта nationalzoo.si.edu
Оказывается, комодские вараны — редчайшие и самые большие в мире ящерицы — способны размножаться партеногенетически, то есть без участия самцов. Две самки в зоопарках Великобритании отложили яйца, из которых благополучно вылупились нормальные детеныши. В отличие от других однополых ящериц, партеногенетическое потомство варанов — самцы.

Ожирение может быть заразным

У толстых мышей в кишечнике преобладают бактерии из группы Firmicutes, а у худых — Bacteroidetes (фото с сайта www.search.com)
Микробиологи из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе установили, что между ожирением и микробным населением кишечника имеется тесная связь. Кишечная флора заметно различается у толстых и худых индивидуумов. Изменения кишечной флоры могут быть, в зависимости от конкретной ситуации, как следствием, так и причиной ожирения.

Июньский гамма-всплеск не желает вписываться в теорию

Изображение галактики (показана красным крестиком), в которой произошел «гибридный» гамма-всплеск GRB 060614, сделанное космическим телескопом «Хаббл» (сайта www.physorg.com. Credit: K.Sharon, A.Gal-Yam, Caltech)
21 декабря журнал Nature опубликовал сразу четыре статьи, посвященные одному астрофизическому открытию. В этих работах был подведен итог полученным к настоящему времени результатам анализа необычного гамма-всплеска GRB 060614, зарегистрированного американской орбитальной обсерваторией Swift 14 июня этого года.

Некоторые млекопитающие умеют нюхать под водой

Находясь под водой, крот-звездонос постоянно выдыхает и сразу же вдыхает обратно небольшие пузыри воздуха (фото из обсуждаемой статьи в Nature)
Считалось, что млекопитающие не могут ощущать запахи, находясь в воде. Однако несложный эксперимент, поставленный на кротах-звездоносах и водяных бурозубках, показал, что обоняние под водой у них работает. Зверьки выдыхают маленькие пузырьки воздуха, впитывающие запахи из воды, а затем вдыхают их обратно.

Хассий-долгожитель

Часть ускорителя UNILAC, в котором в результате бомбардировки ионами магния-26 мишени из кюрия-248 родился дважды магический хассий-270 с периодом полураспада около 22 секунд (фото с сайта focus.aps.org)
Интернациональный коллектив исследователей сообщил о получении чрезвычайно долгоживущего тяжелого изотопа хассия, 108-го элемента периодической системы. Синтез этого дважды магического изотопа с массовым числом 270 (108 протонов и 162 нейтрона) и периодом полураспада 22 секунды еще на один шажок приблизил физиков к заветному острову ядерной стабильности.

Азиаты заселили Северную Африку 40–45 тысяч лет назад

Один из позднепалеолитических наскальных рисунков, найденных в пещере Шове (Chauvet) на юго-востоке Франции (департамент Ардеш) в 1994 году. Фото © J. Clottes с сайта www.bradshawfoundation.com
Анализ митохондриальной ДНК 81 жителя северной и восточной Африки показал, что 40–45 тысяч лет назад некоторые из потомков тех людей, которые вышли из Африки 60-80 тысяч лет назад и заселили Азию, вернулись на свою африканскую прародину. Не исключено, что первые позднепалеолитические культуры Европы и Африки имеют единое западноазиатское происхождение.

Умные алгоритмы помогли совершить открытие в физике элементарных частиц

Так выглядит с точки зрения детектора процесс рождения одиночного топ-кварка (изображение с сайта www-d0.fnal.gov)
Впервые надежно зарегистрирован процесс одиночного рождения топ-кварка, за которым физики охотятся уже много лет. Ключевую роль сыграли «умные» алгоритмы обработки информации. Разработанные методы должны помочь в поиске бозона Хиггса.

Найден самый древний летун из класса млекопитающих

Так выглядел, по представлениям китайских палеонтологов, древнейший летающий зверек. Изображение © Chuang Zhao, Lida Xing с сайта www.nytimes.com
Китайские палеонтологи вновь порадовали мир удивительной находкой. На этот раз им посчастливилось обнаружить великолепно сохранившиеся остатки древнейшего млекопитающего, способного к планирующему полету. Эта находка показала, что способность летать появилась у млекопитающих на 70 млн лет раньше, чем считалось, — уже на начальных этапах их эволюции.

Чтобы никогда не чувствовать боли, человеку достаточно отключить один ген

Ампутация ноги без анестезии в Лондонской больнице Святого Фомы, ок. 1775 (изображение с сайта www.general-anaesthesia.com)
Обнаружен ген, отключение которого у мышей приводит к смерти, а у человека — к полной потере болевой чувствительности. Этот ген кодирует белок, участвующий в транспорте ионов натрия через мембраны нейронов, отвечающих за болевые ощущения. Открытие дает возможность фармакологам разработать новые высокоэффективные анальгетики.

В древнем янтаре найдены микроорганизмы, жившие 220 миллионов лет назад

Каплевидный кусочек древнего янтаря (фото из цитируемой статьи в Nature)
В окаменевших капельках смолы хвойных деревьев, росших 220 миллионов лет назад на территории южных Альп, обнаружены прекрасно сохранившиеся микроорганизмы, многие из которых очень близки к современным родам и даже видам. Открытие показывает, что сообщество обитателей крошечных капель воды на коре деревьев практически не изменилось со времен первых динозавров.

Разгадана тайна быстрого звука в воде

Аномальная высокая скорость распространения высокочастотного ультразвука в воде 20 лет не давала физикам покоя. Сейчас это явление окончательно объяснено (изображение с сайта otsuka-lab.ee.cit.nihon-u.ac.jp)
Эксперименты итальянских физиков позволили наконец-то дать окончательное объяснение явлению быстрого звука в воде. Из двух существующих сегодня теорий — вискоэластичной и двухкомпонентной — эти эксперименты подтвердили первую и опровергли вторую.

В «неслабом» мире жизнь тоже возможна

Слабое взаимодействие, отсутствующее в гипотетическом мире Харника (изображение с сайта hyperphysics.phy-astr.gsu.edu)
Американские физики рассмотрели модель эволюции вселенной, которая похожа на нашу во всех отношениях, кроме одного — в ней нет слабого взаимодействия. Оказывается, что и в таком «обедненном» мире возможен первичный нуклеосинтез, приводящий к рождению водорода и гелия в «нашей» пропорции. В «неслабой» вселенной теоретически возможно даже возникновение жизни.

Открыт новый механизм регуляции работы генов у бактерий

Нейлоновая модель фермента РНК-полимеразы, застигнутой в тот момент, когда она уже присоединилась к промотору, расплела двойную спираль ДНК и собирается приступить к прочтению генетической информации. Фото с сайта www.pingrysmartteam.com
Американские биологи расшифровали механизм, при помощи которого кишечная палочка приостанавливает работу своих генов при недостатке ресурсов и снова включает их, когда условия улучшаются. Данная регуляторная система, основанная на конкуренции между ДНК и РНК за контроль над ферментом РНК-полимеразой, возможно, является одним из отголосков эпохи РНК-мира.

Черную дыру поймали с поличным

Поглощение звезды черной дырой в представлении художника (изображение с сайта www.nasa.gov)
Группе астрономов, работающих на новом ультрафиолетовом телескопе GALEX, запущенном 28 апреля 2003 года, удалось с самого начала наблюдать процесс поглощения звезды черной дырой в одной из отдаленных галактик в созвездии Волопаса. Наблюдение продолжается, поскольку «трапеза» черной дыры еще не закончена.

Найден самый древний из ферментов

Эта схема показывает сходство структуры активного центра РНК-зависимой РНК-полимеразы (фиолетовые участки) и ДНК-зависимой РНК-полимеразы (зеленые участки). Рис. из статьи в PLoS Biology
Изучив структуру фермента РНК-зависимой РНК-полимеразы, размножающей короткие молекулы РНК у гриба Neurospora crassa, британские и финские биологи пришли к выводу, что этот белок, способный размножать молекулы РНК без участия ДНК, представляет собой реликт эпохи РНК-мира. На его древность указывают результаты сравнения с другими изученными РНК-полимеразами.

Экзотический магнетизм в диоксиде нептуния получил объяснение

Диоксид нептуния NpO2 при относительно простой кристаллической решетке обладает чрезвычайно необычными электронными и магнитными свойствами (изображение из статьи cond-mat/0505548)
Происхождение магнетизма в диоксиде нептуния долгое время оставалось загадкой. Недавние вычисления показали, что он возникает, скорее всего, из-за магнитного триаконтадипольного взаимодействия, примеров которого физика еще не знала.

Не все красные вина одинаково полезны для сосудов

«Каберне Совиньон» — один из популярных сортов винограда, используемый для приготовления красного вина. Вещества, полезные для поддержания здоровья кровеносных сосудов, содержатся в основном в семенах (косточках). Снимок сделан в США. Фото с сайта chibitaryn.net
Регулярное умеренное потребление сухого красного вина снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Это происходит из-за того, что содержащиеся в вине особые вещества из группы фенолов тормозят образование эндотелина — пептида, вырабатываемого внутренними стенками самих кровеносных сосудов и вызывающего их сужение.

Рыбы-груперы зовут на охоту мурен в качестве помощников

Эти два хищника — коралловый групер (вверху) и мурена — к взаимной пользе обоих часто охотятся вместе. Считалось, что кооперация и взаимопомощь в охоте — это нечастое явление в мире животных. Будущее покажет, так ли это (фото с сайта filaman.ifm-geomar.de)
Подводные исследования интернациональной команды биологов показали, что два вида рыб — груперы и мурены — часто охотятся вместе. Совместная охота выгодна обоим хищникам. В случае удачной охоты добыча достается либо груперу, который без мурены не смог бы выгнать рыбку из узкого укрытия, либо мурене, которая без групера не нашла бы рыбку.

Хороший забор — главное условие восстановления мамонтовых степей

Знаменитый забор, отделяющий территорию «Плейстоценового парка» от окружающих «естественных» ландшафтов (фотография предоставлена С.А.Зимовым)
Закончено сооружение 20-километрового забора вокруг «Плейстоценового парка» на севере Якутии. Теперь можно переселить в заказник (к уже живущим там лошадям, лосям, оленям и медведям) остальных уцелевших представителей мамонтовой фауны. Так Сергей Зимов рассчитывает восстановить экосистему мамонтовых степей, превосходившую по продуктивности нынешнюю тайгу и тундру.