Главная / Новости науки / 06.2007

Чтобы хищных рыб в озере стало больше, надо выловить часть их добычи

Эта кумжа, выловленная в Норвегии, весит целых 6 кг (фото с сайта www.arcoutfitters.com)
Группа скандинавских ученых обнародовала результаты долгосрочного эксперимента по регулированию рыбных запасов в закрытой озерной системе. Им удалось восстановить подорванную интенсивным рыболовством популяцию озерной форели, применив оригинальную технологию селективного вылова другого вида рыб — потенциальной добычи для кумжи.

«Надеюсь, что фильм послужит не мракобесию, а просвещению»

Легшие в основу фильма «Великая тайна воды» равноправие и плюрализм мнений — от научно установленных фактов до легенд и слухов — привели к всплеску коммерческого спроса на «структурированную воду» и появлению научных статей нового типа. И это еще далеко не самые худшие последствия этой «беспристрастности». (Фото с сайта media.zp.ua)
«Элементам» стало известно, что РТР снимает документальный фильм о Дарвине. Концепция фильма была передана в Палеонтологический институт РАН. По мнению сотрудника института А. В. Маркова, который ознакомился с концепцией и составом экспертов фильма, он может стать столь же одиозным, как и «Великая тайна воды». Мы публикуем открытое письмо Александра Маркова к создателям фильма.

Древняя вирусная инфекция сделала людей беззащитными перед ВИЧ

Почему иммунная система человека не в силах противостоять ВИЧ (на фото), тогда как некоторые обезьяны имеют к нему врожденный иммунитет? «Археологические раскопки» в геномах приматов позволили найти ответ. (Изображение с сайта www.eleventh-avenue-south.com)
Американские ученые «воскресили» древний вирус PtERV1, который утратил инфекционность и стал частью обезьяньих геномов 3-4 млн лет назад, и показали, что человеческий антивирусный белок TRIM5α обеспечивает мощную защиту против этой доисторической инфекции. Побочным следствием выработки иммунитета к PtERV1 стала утрата белком TRIM5α способности противостоять возбудителю СПИДа.

Новые результаты эксперимента PVLAS: сенсация отменяется

Схематическое изображение квантовых электрон-позитронных флуктуаций в вакууме — один из эффектов, за которыми охотится эксперимент PVLAS (изображение с сайта www.ts.infn.it)
Новые результаты эксперимента PVLAS, ищущего влияние магнитного поля на луч лазера, не подтвердили первоначальных сенсационных заявлений. Загадочный сигнал, по-видимому, был результатом неучтенных ранее паразитных полей внутри установки.

Порядок рождения опосредованно влияет на интеллект

«У старинушки три сына, старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Рис. с сайта sheba.spb.ru
Давно замечено, что старшие дети по своим умственным способностям превосходят младших. Проанализировав большой массив данных по норвежским призывникам, ученые пришли к выводу, что эта зависимость определяется социальными, а не биологическими факторами. В семьях, где первый ребенок умер во младенчестве, вторые дети обладают уровнем интеллекта, характерным для первенцев.

Хорошее питание — залог большого ума

Мозг австралопитека (слева) был втрое меньше, чем у Homo sapiens (справа). Фото из обсуждаемой статьи в Science
Мозг — самая энергетически «дорогая» часть человеческого организма. Радикальное увеличение мозга в ходе эволюции гоминид не могло осуществиться без столь же радикального улучшения питания. Причем не только за счет увеличения доли мясной пищи в рационе — увеличению мозга, по-видимому, также способствовали приготовление пищи на огне и замедление раннего развития детей.

Нейроны учат друг друга быть внимательными

Макак лапундер (Macaca nemestrina) — модельный объект для нейробиологических исследований (фото с сайта pin.primate.wisc.edu)
Эксперименты на обезьянах показали, что в феномене внимания задействованы обратные связи между отделами коры, отвечающими за разные этапы последовательной обработки зрительной информации. Нейроны «верхних» уровней посылают модулирующие сигналы нейронам «нижних» уровней и тем самым регулируют их чувствительность.

Как написать по-настоящему скучную научную статью

Анри Матисс. «Натюрморт со спящей девушкой» (1940). Фрагмент. Изображение с сайта www.sleepeval.com
Статья со столь необычным названием открывает один из последних номеров престижного международного экологического журнала Oikos. И в ней действительно содержится ряд важнейших рекомендаций, которыми следует руководствоваться, чтобы получить желаемое, а именно — предельно скучную научную работу.

Изучение генома человека вступает в новую фазу

Схематическое изображение человеческого генома: половые хромосомы X и Y и 22 неполовые хромосомы (аутосомы). Синими черточками обозначены участки, проанализированные участниками проекта ENCODE
Участники международного научного проекта ENCODE по расшифровке информации, закодированной в геноме человека, сообщили о завершении первого этапа работы. Полученные результаты говорят о том, что механизмы функционирования генома сложнее, чем принято считать, и сам «язык», на котором записана наследственная информация, нам еще не до конца понятен.

Отвращение — основа нравственности?

Шесть основных эмоций: гнев, отвращение, страх, радость, горе, удивление (фото с сайта vnl.psy.gla.ac.uk)
Психологи и нейробиологи, изучающие природу эмоций, предполагают, что многие морально-нравственные установки человечества выросли из чувства отвращения, которое у человека, по сравнению с животными, необычайно развилось и усложнилось. Отвращение является основой многих предрассудков и мешает людям относиться друг к другу по-человечески.

Месторождения цинка возникли благодаря бактериям

Шарики цинка в пленке сульфатредуцирующих бактерий (фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science)
Американские ученые доказали участие анаэробных бактерий в формировании цинковых рудных месторождений. При распаде бактериальных клеток богатые цистеином пептиды связываются с ионами цинка, и образуются сферические агрегаты сернистого цинка — слишком большие, чтобы свободно выноситься водой за пределы бактериальной пленки.

Человек не был создан по образу Божию

Пожалуй, ни одно из достижений науки не встречало такого яростного отпора со стороны общества, как дарвиновская идея о происхождении человека от обезьян
«При всём уважении к чувствам верующих, идею о том, что человек создан по образу Божию, можно уверенно отбросить» — эта решительная фраза открывает последний номер журнала Nature. Поводом для столь серьезного заявления стали, с одной стороны, антиэволюционные высказывания американских политиков, с другой — новейшие достижения психологов и нейробиологов.

В Китае нашли кости гигантского птицеподобного динозавра

Умел ли гигантораптор стоять на одной лапке, подобно цапле, — этого никто не знает, но ноги у него и впрямь были очень похожи на птичьи (белым цветом показаны реально найденные, серым — «додуманные» части скелета; для масштаба изображен человек ростом 175 см). Рис. из обсуждаемой статьи в Nature
Китайские палеонтологи сообщили о находке необычного динозавра, близкого к предполагаемым предкам птиц и получившего название Gigantoraptor erlianensis. В отличие от других птицеподобных динозавров, вес которых редко превышал 40 кг, гигантораптор был настоящим гигантом и весил около полутора тонн.

К концу века птиц станет намного меньше

Один из видов птиц-носорогов, так называемый белошлемный носорог (Tockus albocristatus), обитающий в Африканских дождевых лесах, к концу текущего столетия может уменьшить свой ареал более чем в два раза. (Фото © Walter Jetz с сайта www-biology.ucsd.edu)
Около тысячи видов птиц в текущем столетии окажутся под угрозой вымирания. К такому выводу пришли экологи, рассмотрев судьбу 8750 видов птиц при реализации четырех возможных сценариев глобального развития общества и экономики. Особенно пострадают птицы тропических районов.

Полинезийцы привезли в доколумбовскую Америку домашних кур

Куры арауканской породы выглядят весьма необычно: они бесхвостые, с торчащими «ушами» из перьев на голове и к тому же откладывают голубые яйца (© Derek Sasaki / www.mypetchicken.com)
Анализ ДНК из куриных костей шестисотлетней давности, найденных в Чили, показал, что куры были завезены в Южную Америку из Полинезии по меньшей мере за сто лет до экспедиций Колумба. Наряду с некоторыми другими фактами, установленными ранее, это открытие подтверждает наличие культурных контактов между Америкой и Полинезией в доколумбовскую эпоху.

Антрополог вынужден защищать обезьян с оружием в руках

Йонас Эрикссон (фото из обсуждаемой статьи в Nature)
Журнал Nature опубликовал шокирующую статью о шведском антропологе Йонасе Эрикссоне, изучающем в лесах экваториальной Африки карликовых шимпанзе (бонобо). В настоящее время Эрикссон вынужден вместо научных изысканий заниматься организацией вооруженной защиты своих подопечных — самых миролюбивых из высших обезьян — от массового браконьерства.

Журнал Nature открывает три новых сайта свободного доступа

Первая страница первого выпуска журнала Nature. Наверху страницы написаны слова Уильяма Вордсворта «To the solid ground of Nature trusts the mind which builds for aye». Фото с сайта upload.wikimedia.org
Журнал Nature сообщил об открытии трех новых научных сайтов свободного доступа. На двух из них будут публиковаться рецензируемые материалы по климатическим изменениям и стволовым клеткам, третий предназначен для быстрой публикации и предварительного обсуждения новейших научных результатов, еще не попавших в рецензируемые журналы.

Зачем животным индивидуальный характер?

Не только люди, но и многие животные обладают уникальными личными особенностями поведения. Эволюционное происхождение и биологический смысл индивидуальных характеров остаются загадочными. (Фото с сайта images.wikia.com)
У многих животных есть индивидуальный характер или темперамент — устойчивый комплекс поведенческих реакций. Голландские и шведские зоологи предложили модель, объясняющую этот феномен на основе идеи о том, что особям, имеющим хорошие перспективы размножения в будущем, выгодно избегать рискованных ситуаций, в отличие от тех, кому нечего терять.

Начальные этапы видообразования воспроизведены в эксперименте на дрожжах

Жизненный цикл дрожжей Saccharomyces cerevisiae. 2n — клетки с двойным набором хромосом (диплоидные), n — с одинарным набором (гаплоидные). Рис. с сайта www.img.ras.ru
Канадские биологи провели на дрожжах опыты по искусственному видообразованию. Ранее в подобных экспериментах пытались получить поведенческую презиготическую изоляцию, то есть нежелание представителей разошедшихся линий скрещиваться друг с другом. На этот раз удалось получить постзиготическую изоляцию, то есть снижение жизнеспособности гибридов.

Чтобы перемешать океан, надо не только толкать, но и тянуть

Конвейер океанических течений («петля Брокера»), обеспечивающий вертикальное перемешивание водной толщи (рис. с сайта www.wunderground.com)
Гигантский конвейер течений, перемешивающий океан, может существенно замедлить свой ход в результате таяния ледников Гренландии, что чревато похолоданием в северо-западной Европе. Однако модели показывают, что наличие компенсирующего механизма, ответственного за «тягу» воды вверх, позволит хотя бы отчасти ослабить негативные последствия глобального потепления.