Главная / Новости науки / 07.2007

Физики поняли устройство заряженных полос в трителлуриде тербия

Сканирование довольно больших участков поверхности трителлурида тербия позволило в деталях изучить волны зарядовой плотности (изображение из обсуждаемой статьи)
Эксперимент американских физиков позволил наконец разобраться с устройством заряженных полос на поверхности трителлурида тербия (TbTe3). Этот эксперимент, возможно, несколько приблизит физиков к пониманию высокотемпературной сверхпроводимости.

Геометрия мыльных пузырей до сих пор озадачивает математиков

Кластеры из нескольких мыльных пузырей до сих пор ставят перед математиками неразрешимые задачи (изображение из обсуждаемой статьи)
Как соединить два мыльных пузыря, чтобы минимизировать их суммарную площадь поверхности? Ответ кажется очевидным, но строгое математическое решение было дано лишь в 2000 году. Для трех и более пузырей вопрос до сих пор остается открытым.

Микроскопические плазменные пузыри оказались на удивление нестабильными

Магнитное поле в плазменном пузыре концентрируется на его поверхности (изображение из обсуждаемой статьи)
Сверхмощный лазерный импульс, прожигая мишень насквозь, порождает облачко сильно замагниченной плазмы. Американские физики, проследив за поведением этого облачка, выяснили, что плазма в нём более нестабильна, чем считалось ранее.

Создано новое микроэлектронное устройство — тепловой транзистор

Так выглядит первый в мире тепловой транзистор (изображение с сайта physicsweb.org)
Финские и итальянские физики научились регулировать мощность микроскопического электронного холодильника, в котором постоянный ток переносит также и тепло. Это большой шаг вперед в одноэлектронике.

Получено новое доказательство электронейтральности фотона

Орбитальная астрономическая станция HALCA вместе с сетью наземных телескопов представляет собой гигантский радиотелескоп (изображение с сайта www.vsop.isas.jaxa.jp)
Физик из Индианского университета Брет Альтшуль вновь подтвердил, что кванты электромагнитного излучения не несут электрических зарядов. Его работа «Верхняя граница заряда фотона, выведенная из фазовой когерентности галактического излучения» 29 июня появилась в журнале Physical Review Letters.

Разгадана загадка полония

Простая кубическая структура кристаллической решетки полония долгое время оставалась загадкой для физиков (изображение с сайта en.wikipedia.org)
Вычисления, проведенные чешскими исследователями, дали ответ на вопрос, давно мучивший физиков: почему полоний предпочитает кубическую кристаллическую решетку?

Геном актинии оказался почти таким же сложным, как у человека

Геном человека оказался в целом гораздо больше похож на геном актинии (на фото — актиния Nematostella), чем геномы мухи и червя. Фото с сайта genome.jgi-psf.org
Прочтение генома актинии показало, что важнейшие генетические новации в эволюции многоклеточных животных произошли на самых ранних ее этапах. Последний общий предок актинии, человека и мухи, по-видимому, жил около 700 млн лет назад и уже обладал весьма сложным геномом.

Женская болтливость — всего лишь миф

На месте болтливой дамы в этом анекдоте с тем же успехом мог бы оказаться ее муж (рис. с сайта mkhawaja.jeeran.com)
Американские психологи опровергли бытующее в литературе и СМИ представление о повышенной разговорчивости женщин. Эксперименты, поставленные на студентах американских и мексиканских университетов, не выявили значимых различий между полами по количеству слов, произносимых в течение суток.

Способность к построению минерального скелета была свойственна животным изначально

Примитивная губка астросклера (А — общий вид, D–F — рост «сферулитов», из которых строится скелет губки; масштабная линейка 5 мкм). Фото из обсуждаемой статьи в Science
Изучение белков, выделенных из примитивной губки астросклеры, позволило прийти к заключению, что последний общий предок всех животных уже обладал ферментом, необходимым для построения минерального скелета. Это открытие помогает объяснить «кембрийскую скелетную революцию» — одновременное появление скелетов у разных групп животных около 540 млн лет назад.

У бактерий обнаружен новый тип фотосинтеза

Зеленые цианобактерии и пурпурные серные бактерии осуществляют фотосинтез разными способами, но часто живут в тесном содружестве (фото с сайта www.humboldt.edu)
Германские ученые обнаружили у бактерий новый вариант бескислородного фотосинтеза, побочным продуктом которого являются выделяются нитраты. Согласно выдвинутой ранее гипотезе, такой тип энергетического метаболизма мог быть переходным этапом на пути к становлению кислородного фотосинтеза. Открытие дополняет имеющиеся представления о круговороте азота в природе.

Искусственный белок поможет победить ВИЧ

Белок сайт-специфичная рекомбиназа (цветная, внизу) прикрепился к двойной спирали ДНК (белая, вверху). Изображение с сайта www.nature.com
Имеющиеся на сегодняшний день методы лечения ВИЧ мешают вирусу внедряться в геном хозяина, но если внедрение всё же произошло, клетка становится неизлечимой. Методом «искусственной эволюции» германские ученые создали белок, способный удалять из генома зараженных клеток наследственный материал вируса.

Устойчивое существование популяции обеспечивается негенетической «памятью поколений»

Ветвистоусый рачок Daphnia longispina — массовый представитель зоопланктона озер и луж умеренной зоны. На фотографии видны зреющие яйца в выводковой камере (фото с сайта www.microscopy-uk.org.uk)
При помощи имитационного моделирования российским ученым удалось показать, что материнский эффект — негенетическая передача от матери к потомству информации о длине светового дня и обилии пищи — играет важную роль в сезонных изменениях способов размножения и численности дафний и делает популяцию более устойчивой.

Первая в мире операция по пересадке генома позволила превратить один вид бактерий в другой

Синяя окраска колоний сигнализирует о том, что пересадка генома прошла успешно. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Американские ученые провели первую в мире успешную операцию по пересадке целого генома от одного вида бактерий к другому. В результате микробы приобрели все свойства того вида, чей геном был им пересажен. Успех этого эксперимента — важный шаг на пути к созданию искусственных живых организмов.