Главная / Новости науки / 09.2007

Зона спинового перехода в нижней мантии заставляет по-новому взглянуть на внутренности Земли

Зона спинового перехода в нижней мантии (рис. с сайта www.llnl.gov)
Международная группа геофизиков экспериментально показала, что при давлениях и температурах, характерных для нижней мантии Земли на глубине от 1000 до 2200 км, в минерале ферропериклазе происходит постепенная переориентация ионов железа с высокоспиновых на низкоспиновые. Наличие переходной зоны заставляет пересмотреть методы интерпретации геофизических данных.

Печальная судьба тигра

Амурский тигр. Фото Сергея Бельского (Sergei Belski) с сайта www.photosight.ru, воспроизводится на «Элементах» с любезного разрешения автора
Везде, где тигр еще встречается в диком состоянии, он находится под угрозой исчезновения. Однако разведение этих зверей с коммерческими целями в крупнейшем центре на севере Китая вызывает резкую критику со стороны специалистов и природоохранных организаций. Редакционные статьи, посвященные этой проблеме, появились практически одновременно в журналах Nature и Science.

Как велоцираптор разучился летать

Бугорки-экзостозы на локтевой кости буревестника и индейки; показано также, как перья прикрепляется с помощью связок к этим бугоркам. Изображение из обсуждаемой статьи в Science "Feather Quill Knobs in the Dinosaur Velociraptor"
Американские ученые продолжают поиск доказательств того, что динозавры были покрыты перьями. На кости велоцираптора из Монголии удалось обнаружить специальные бугорки, к которым крепились перья. Стало понятно, что не только мелкие представители теропод имели перья и летали, но и крупные нелетающие динозавры также имели перьевой покров.

Шапка-невидимка в оптическом диапазоне: первые экспериментальные результаты

Распределение плазмонного поля в искусственных цветах. Поток набегающих слева плазмонов обтекает центральную часть устройства, а затем смыкается снова и идет вперед. В центральную часть лучи почти не заходят. Изображение из обсуждаемой статьи
Изготовлено устройство, которое работает как миниатюрная шапка-невидимка в оптическом диапазоне — правда, пока только на одной длине волны и лишь для «плоского света», да и сама «шапка» остается полупрозрачной.

Генетики выяснили, откуда в Европе свиньи

Европейские домашние свиньи происходят от европейских диких кабанов (на фото), ближневосточные — от ближневосточных, однако сама идея приручить кабана, по-видимому, родилась только однажды на Ближнем Востоке. Фото с сайта www.haines.pl
Одомашнивание свиньи впервые было осуществлено в 9-м тысячелетии до н. э. на Ближнем Востоке. Генетический анализ показал, что первые домашние свиньи попали в Европу из Азии, однако вскоре после этого европейцы одомашнили и местного дикого кабана. Впоследствии потомство европейского кабана полностью вытеснило пришлую ближневосточную породу.

Примитивное строение запястья подтверждает принадлежность хоббитов к особому виду людей

Кости запястья, из которых у хоббита (LB1) сохранилось три: ладьевидная, трапециевидная и головчатая (изображение с сайта www.szote.u-szeged.hu)
Детальное исследование косточек запястья «хоббитов» с острова Флорес выявило ряд примитивных черт, характерных для далеких предков современного человека и утраченных поздними представителями рода Homo — неандертальцами и сапиенсами. Это подтверждает точку зрения, согласно которой хоббиты — не уродливые люди современного типа, а потомки древних гоминид.

Есть молекулярный позитроний!

Поверхность кварцевой пленки поглощает лишнюю энергию, позволяя двум атомам позитрония объединиться в молекулу — хоть и на мгновение. Изображение из статьи Clifford M. Surko. Atomic physics: A whiff of antimatter soup (Nature. V. 449. P. 153–155)
Физики Аллен Миллз и Дэвид Кассиди из Калифорнийского университета в Риверсайде сообщили, что им удалось создать очень недолговечные квазимолекулы, состоящие из пары электронов и пары позитронов. И не просто создать, но и надежно это доказать. Тем самым они с успехом завершили смелый исследовательский проект, который начали несколько лет назад.

Скелеты людей из Дманиси заполняют брешь между человеком умелым и человеком прямоходящим

Кости людей из Дманиси (фото из обсуждаемой статьи в Nature)
Грузинские археологи описали кости конечностей и позвонки четырех примитивных представителей рода Homo, живших 1,77 млн лет назад в районе Дманиси (Грузия). Вместе с найденными ранее в том же месте четырьмя черепами новые находки подтверждают, что «люди из Дманиси» представляли собой промежуточную форму между Homo habilis и Homo erectus.

Сверхчувствительный детектор пламени поможет бороться с лесными пожарами

Так выглядит новый сверхчувствительный детектор открытого пламени (внизу). Фото из обсуждаемой статьи
Разработанный физиками детектор ультрафиолетовых фотонов нашел неожиданное применение — в качестве сверхчувствительного датчика открытого пламени. Массовое производство таких детекторов очень поможет в борьбе с лесными пожарами.

Развитие нервной системы и иммунитета у насекомых контролируется одним и тем же белком

Каждая нервная клетка имеет десятки и сотни отростков, которые в ходе индивидуального развития соединяются в строго определенном порядке. Как отростки нейронов находят друг друга и что позволяет им не ошибиться? Оказалось, что важную роль в этом играет иммунологический механизм различения «своих» и «чужих». Изображение с сайта strangepaths.com
В ходе развития организма нейроны должны отличать свои собственные отростки от чужих, чтобы образовывать межнейронные контакты в правильных местах. Оказалось, что у насекомых это распознавание обеспечивается белком DSCAM, другая функция которого — иммунная защита. Каждый нейрон вырабатывает свои варианты этого белка, что и позволяет нейронам узнавать друг друга.

Анализ данных коллайдера LHC может оказаться более сложным, чем ожидалось

Расчет процессов рождения и последующего распада новых тяжелых частиц, которые ожидаются на LHC, будет гораздо более трудоемким, чем ожидалось ранее (изображение с сайта www.icepp.s.u-tokyo.ac.jp)
Физики рассчитывают открыть на коллайдере LHC много новых частиц и с их помощью глубже изучить микромир. Новое исследование показывает, что выяснение свойств этих частиц может оказаться гораздо более трудоемким делом, чем считалось до сих пор.

Обнаружены новые свойства воздушных пузырьков, возникающих при падении маленьких тел в воду

Стальной шарик, попадая в воду, увлекает за собой длинный воздушный пузырь. Возникающая на поверхности этого пузыря рябь парадоксальным образом не движется вместе с ним, а стоит на месте (изображение из обсуждаемой статьи)
Падая в воду, стальной шарик увлекает за собой воздушный пузырек. Оказывается, поверхность этого пузырька покрывается рябью с удивительными свойствами.

Удаление важнейших участков генома нисколько не вредит здоровью мышей

Самый длинный из ультраконсервативных участков в геномах человека, мыши и крысы — uc467 (длина — 731 пара оснований) и трансгенная мышь, у которой этот участок был удален. Рис. из синопсиса к обсуждаемой статье в PLoS Biology
В геномах человека, мыши и крысы имеются «ультраконсервативные», то есть абсолютно одинаковые, участки. Предполагается, что они кодируют какие-то очень важные функции, и поэтому любые изменения в этих участках оказываются вредными и отсеиваются отбором. Однако удаление четырех ультраконсервативных участков из генома мышей не привело ни к каким видимым изменениям.

Найдено ключевое различие между человеческим и обезьяньим интеллектом

По мнению большинства антропологов, главным стимулом для развития умственных способностей у приматов являются сложные общественные отношения. На снимке: макаки резусы (фото с сайта pin.primate.wisc.edu)
Дети в возрасте 2,5 лет справляются с задачами «социального» характера гораздо лучше обезьян, хотя в решении «физических» задач шимпанзе и орангутаны нисколько не уступают им. По-видимому, умственные способности наших предков в ходе эволюции развивались неравномерно: сначала развились социально-ориентированные навыки, а остальные «подтянулись» позже.

Обезьяны способны анализировать чужие поступки

Три вида обезьян, принявших участие в эксперименте (слева направо): тамарин (Sanguinus oedipus), макак резус (Macaca mulatta) и шимпанзе (Pan). Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Начиная с 14-месячного возраста дети способны правильно оценивать смысл и мотивацию чужих поступков, отличая случайные действия от целенаправленных; при этом они учитывают обстоятельства, в которых находится человек, за которым они наблюдают. Американские этологи показали, что сходными способностями обладают и обезьяны, причем не только человекообразные.

Виды могут конкурировать по принципу «камень–ножницы–бумага»

Игра «Камень–ножницы–бумага»: три объекта подобраны так, что из каждой случайно взятой пары объектов один обязательно «побеждает». Изображение с сайта www.deepfun.com
Математическая модель межвидовых отношений, построенных по принципу «камень–ножницы–бумага» (каждый вид контролирует рост численности другого вида, но сам находится под контролем третьего), показывает, что при размножении видов формируется сложная пространственная структура — чередование участков, занятых разными видами. Если же подвижность видов возрастает, то эта структура разрушается.

Исследования индивидуальной геномной изменчивости человека стартовали

Крейг Вентер — первый человек, решившийся обнародовать полный текст своего генома (фото с сайта www.harrywalker.com)
Институт Крейга Вентера сообщил о расшифровке генома своего основателя и бессменного руководителя. Это первый опубликованный геном конкретного человека (прочтенные до сих пор геномные последовательности собирались из фрагментов ДНК многих индивидуумов). Анализ генома Вентера показал, что генетическая изменчивость у Homo sapiens существенно выше, чем считалось до сих пор.

Ископаемая орхидея доказала древность семейства орхидных

Орхидные — самое разнообразное семейство растений на Земле (коллаж с сайта www.anbg.gov.au)
В куске янтаря возрастом 15–20 млн лет, найденном в Доминиканской республике, обнаружена пчела, к груди которой прилип поллинарий — особое образование, в котором у орхидей развивается пыльца. До сих пор орхидеи практически не были известны в ископаемом состоянии. Открытие опровергает точку зрения о молодости семейства орхидных.

Болезнь Паркинсона развивается при недостатке микроРНК

Эта крыса страдает болезнью Паркинсона точно так же, как и люди: тремор конечностей, непроизвольные движения вкупе со всеми другими симптомами. Поэтому исследования паркинсонизма и новые методы его лечения ученые сначала проводят на крысах и мышах. Фото с сайта nauka.relis.ru
Группа американских ученых выявила, что концентрация одной из микроРНК мозга у больных паркинсонизмом значительно ниже, чем у здоровых. По-видимому, эта микроРНК играет важную роль в регуляции работы специфического нейронного фермента Pitx3, от которого зависит созревание нейронов. В связи с этим роль микроРНК в лечении болезни Паркинсона выглядит весьма многообещающей.

Животные обмениваются генами с паразитическими бактериями

Яйцо осы Trichogramma kaykai с множеством бактерий Wolbachia (ярко окрашенные точки). Вольбахии концентрируются в удлиненном кончике яйца, из которого впоследствии разовьются органы размножения осы. Фото с сайта www.nsf.gov
Считалось, что межвидовой обмен генами, или горизонтальный перенос, широко распространенный в мире прокариот (бактерий и архей), не характерен для высших организмов, особенно многоклеточных животных и растений. Вопреки этим представлениям оказалось, что гены и даже целые геномы паразитических бактерий иногда могут вставляться в хромосомы животных-хозяев.