Главная / Новости науки / 02.2008

Волк на пороге мира, полного опасностей

Этому волку-самцу всего 4 месяца. Его зовут Гай, и он живет пока на огороженной территории в Тверской области. Фото Анны Каспарсон; воспроизводится на «Элементах» с любезного разрешения автора
Вчера Служба США по охране рыбы и дичи обнародовала свое решение об изъятии популяции серого волка Северных Скалистых гор из списка видов, которым угрожает исчезновение и которые нуждаются поэтому в особой охране. Защитники природы крайне встревожены сложившейся ситуации и опасаются, что скоро все усилия биологов по реинтродукции волка в США будут сведены на нет.

Стабилизирующий отбор у млекопитающих справляется с мутациями в митохондриях всего за два поколения

Митохондрии — энергетические станции клетки. Они имеют собственный набор генов, в которых записана информация о ферментах, участвующих в клеточном дыхании. Значимые мутации в митохондриальных генах могут привести к гибели клеток и организма. Но клетка каким-то образом освобождается от мутантных митохондрий. Рисунок с сайта www.ndpteachers.org
Ученым удалось проследить процесс отбора митохондрий в клетках мышей. Выяснилось, что организм высшего животного способен чрезвычайно эффективно избавляться от мутантных митохондрий: они исчезают уже через 2–6 поколений. Это означает, что отбор нормальных митохондрий происходит не путем элиминации целых организмов с пониженной приспособленностью, а на уровне ооцитов или субклеточном уровне.

Ювенильный гормон делает гусениц похожими на птичий помёт

Молодая гусеница ксута, имитирующая птичий помёт, на листе растения рядом с настоящим птичьим помётом. Иллюстрация из обсуждаемой статьи в Science
У дальневосточной бабочки-парусника ксута (Papilio xuthus) молодые гусеницы похожи на птичий помёт, а зрелые — гладкие, зеленого цвета, что делает их менее заметными на фоне листьев. Японские исследователи показали, что тип окраски у этих гусениц регулируется ювенильным гормоном: высокий уровень гормона не дает личинкам раньше времени превращаться во взрослых насекомых.

Бессмертие в обмен на бесплодие?

Нематода C. elegans (окраска позволяет выделить клеточные ядра). Фото с сайта en.wikipedia.org
Группе ученых из Арканзасского медицинского университета удалось достичь десятикратного — рекордного на сегодняшний день — увеличения продолжительности жизни червя нематоды. За счет всего одного изменения гена age-1 им удалось получить особей, которые давали долгоживущее, устойчивое к различным ядам, но при этом совершенно стерильное потомство.

С помощью гравитационного микролинзирования открыты аналоги Юпитера и Сатурна

Зависимость блеска объекта OGLE-2006-BLG-109 от юлианской даты. Цветом показаны данные, полученные разными обсерваториями. Изображение из обсуждаемой статьи
Международная команда астрономов сообщила об обнаружении в 1,5 килопарсек от нас планетной системы, очень похожей на нашу Солнечную, только уменьшенную в два раза. Вокруг центральной звезды в два раза легче Солнца обращаются две планеты-гиганта — «как-бы-Юпитер» с массой 0,7 от массы нашего Юпитера и «как-бы-Сатурн» с массой 0,83 от массы Сатурна.

Луговым травам небезразлично, как пауки охотятся на кобылок

Паук-скакунчик из рода Phidippus (семейство Salticidae) охотится на своих жертв активно, бегая и прыгая по стеблям и листьям разных растений. Фото © Samford University с сайта www.samford.edu
Исследования изолированных участков луга с двумя видами хищных пауков, поедающих растительноядных кобылок, показали, что в экосистеме, где обитает только активный охотник, уменьшается разнообразие растений, но увеличивается скорость синтеза органики луговыми травами; в присутствии же только засадного хищника разнообразие оказывается выше, зато интенсивность фотосинтеза снижается.

Экологически безопасное биотопливо начинает угрожать дикой природе

Заправка биодизелем в Австралии. Фото с сайта altfuelsaustralia.wordpress.com
Использование биотоплива (этанола или дизельного топлива), полученного из специально выращенных растений, обычно рассматривают как важный шаг к сокращению выбросов СО2 в атмосферу. Однако стремительно расширяющееся производство биотоплива, прежде всего в тропиках, ведет к уничтожению природных экосистем и утере биологического разнообразия.

Расшифрован геном хоанофлагеллят — ближайших одноклеточных родичей всех многоклеточных животных

Monosiga brevicollis — воротничковый жгутиконосец, одноклеточное существо, наиболее близкое к многоклеточным животным (фото с сайта www.universityofcalifornia.edu)
В ядерном геноме одноклеточных жгутиконосцев обнаружились ферменты, отвечающие за деление клеток и их слипание, известные ранее только у многоклеточных животных. По-видимому, переход к многоклеточности осуществлялся не путем образования новых, интегрирующих клетки белков, а путем освоения новых функций уже имевшимися белками.

21 февраля 2008 года — полное лунное затмение

Полное лунное затмение 3-4 марта 2007 года. (Снимок Ивана Мхитарова и Влада Оноприенко из Кубанского астрономического клуба)
Лунное затмение 21 февраля смогут наблюдать жители Европейской части России (полная фаза), а также Западной Сибири и Казахстана (частные фазы). Частное затмение начнется в 04:43 и закончится в 08:09 по московскому времени, полная фаза продлится 50 минут — с 06:01 по 06:51. Следующее полное лунное затмение жители нашей страны смогут увидеть только 21 декабря 2010 года.

Мышиный Альцгеймер под микроскопом: день за днем

Так происходит образование амилоидной бляшки у генноинженерных мышей (показано белой стрелкой). Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Гарвардские исследователи опубликовали результаты экспериментов, которые вносят важный вклад в многолетние дискуссии о механизме возникновения болезни Альцгеймера.

В поисках универсального закона устройства биологических сообществ, или Почему экологи потерпели неудачу?

Памятник святой Розалии, покровительнице Палермо, а по мнению многих, с легкой руки Хатчинсона, — и покровительнице экологии (фото с открытки Ediz. Ar. Co. s.n.c. di C. Arnone e C. Via Aragona, 21. Palermo)
В любом природном сообществе можно найти несколько видов массовых, доминирующих по численности, и гораздо больше видов редких, малочисленных. Хотя проблема изучается уже более полувека, удовлетворительного объяснения такого соотношения численностей разных видов пока нет. Ситуацию, сложившуюся в описании структуры сообществ, можно охарактеризовать как «коллективную неудачу».

Экспериментальные белки помогают узнать о климате древнейших эпох

В горячих источниках могут жить и цианобактерии, и пурпурные, и серные бактерии — их многообразие и создает удивительную палитру этих необычных водоемов. Возможно, именно такие горячие водоемы населяли первые жители нашей планеты. Фото с сайта www.mrfs.net
Американские ученые предложили оригинальную методику реконструкции климата Земли в древнейшие эпохи. Они просчитали наиболее вероятное строение одного из классов белков у предковых форм бактерий и синтезировали эти белки в лаборатории. Оказалось, что воскрешенные белки древних времен (3,5 млрд лет назад) имеют довольно высокую температуру плавления — около 60°С.

Колибри поют хвостом

Самец колибри Анны во время токового полета. Фото © Chris Clark & Anand Varma с сайта dsc.discovery.com
Самец североамериканкой колибри Анны (Calypte anna) издает во время токового полета громкий пронзительный звук, длящийся около 1/20 секунды. Орнитологи из калифорнийского Музея зоологии позвоночных показали, что этот звук возникает за счет вибрации в потоке воздуха боковых рулевых перьев в хвосте птицы и впервые подробно описали механизм птичьего «пения хвостом».

Открыт механизм геномной страховки

Традиционное японское искусство бонсай помогло современным генетикам подойти к раскрытию одного из важнейших защитных механизмов генома у живых организмов (фото с сайта www.fito-design.ru)
Японские ученые, изучая карликовых мутантов растения арабидопсис, открыли механизм, предохраняющий рабочие гены от метилирования. Оказалось, что от метилирования гены защищены гистонными белками. Если нарушается структура гистонов, то связанные с ними гены метятся метильными группами и перестают работать.