Главная / Новости науки / 03.2008

Выживаемость молоди рыб зависит от плотности популяции взрослых

«Ход сельди». Вера Хлебникова, Петр Митурич. Декоративное панно для Рыбного отдела Политехнического музея в Москве (фрагмент). Дом-музей поэта Велимира Хлебникова, Астрахань. Изображение с сайта www.hlebnikov.ru
Исследования множества популяций разных видов рыб показали, что по мере снижения плотности взрослых особей резко возрастает вариабельность выживания молоди (если допустить, что успех выживания повышается при снижении плотности популяции взрослых). Однако показатель выживаемости варьирует при этом так сильно, что риск вымирания малочисленной популяции остается очень высоким.

Крысы усваивают правила поведения

Крысы — разумная элита среди млекопитающих. Экспериментально показано, что эти животные способны к абстрактному мышлению. Фото с сайта www.lilratscal.com
Считается, что модели поведения и обучения у животных предполагают непосредственные реакции на тот или иной стимул и выработку условных рефлексов. Английские психологи провели серию экспериментов и доказали, что крысы способны обобщить свой жизненный опыт и вести себя в соответствии с выведенными из опыта правилами.

Неядовитые змеи вырабатывают устойчивость к смертоносному яду тритонов

Ядовитый желтобрюхий тритон (Taricha granulosa) в защитной позе — демонстрирует предупреждающую окраску брюшной стороны тела. В коже тритонов рода Taricha содержится смертоносный яд тетродотоксин (TTX). Яда одной особи может быть достаточно, чтобы убить несколько десятков человек. Фото © Gary Nafis с сайта www.makeoutclub.com
Североамериканские тритоны так ядовиты, что ими могут питаться только подвязочные змеи, устойчивые к содержащемуся в их коже яду — тетродотоксину. Естественный отбор поощряет у тритонов увеличение ядовитости, а у змей — устойчивости к их яду. Но иногда змеи одерживают над тритонами локальную победу, становясь настолько устойчивыми к яду, что тритонам приходится оставить попытки нарастить свою ядовитость.

Новые данные генетики и археологии проливают свет на историю заселения Америки

Раскопки одного из «мест забоя мамонтов» (mammoth kill site), где кости убитых мамонтов и мастодонтов обнаруживаются в комплексе с многочисленными каменными орудиями культуры Кловис (Колби, центральный Вайоминг). Фото с сайта lithiccastinglab.com
Новейшие генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что обитателям Аляски удалось проникнуть на юг и быстро заселить обе Америки около 15 тыс. лет назад, когда открылся проход в ледниковом щите, покрывавшем большую часть Северной Америки. Культура Кловис зародилась около 13,1 тыс. лет назад, спустя почти два тысячелетия после заселения обеих Америк.

На островах в Тихом океане обнаружены кости карликов

«Скалистые острова» служили традиционным местом погребения древних обитателей островов Палау. Фото с сайта www.whereisevan.com
В пещерах на скалистых островках в западной части Тихого океана (государство Палау) обнаружены кости нескольких десятков маленьких людей, похороненных 1–3 тыс. лет назад. В отличие от хоббитов с острова Флорес, карлики с Палау имели сравнительно большой мозг и несомненно принадлежали к виду Homo sapiens, хотя в их скелете имеются примитивные черты.

От биотоплива пока больше вреда, чем пользы

Плакат, пропагандирующий полезность использования биотоплива. В соответствии с этой идеализированной схемой углекислый газ (Carbon dioxide), попадающий в атмосферу при сжигании топлива, связывается растениями, а растительная масса потом перерабатывается для получения новой порции топлива. На самом деле при производстве биотоплива углекислого газа выделяется в сумме гораздо больше, чем связывается растениями. Рис. с сайта www.alternative-energy-news.info
Биотопливо входит в моду. Однако расчеты показывают, что образующийся при этом «углеродный долг» (количество СО2, поступающее в атмосферу при разрушении естественного растительного покрова и сжигании топлива) огромен, особенно в тропических районах. И «погасить» его можно, только выращивая в этих местах культуры для биотоплива в течение десятилетий или даже столетий.

Изменение гена, необходимого для симбиоза растений с грибами, привело к формированию симбиоза с азотфиксирующими бактериями

Клубеньки на корнях сои. Бактерии-ризобии, живущие в клубеньках, переводят атмосферный азот в доступную для растений форму (аммоний), получая взамен комфортные условия жизни и все необходимые питательные вещества. Фото с сайта www.uoguelph.ca
Один и тот же ген SYMRK необходим для успешного сожительства растений с тремя типами внутриклеточных корневых симбионтов: грибов (микориза), актинобактерий (актинориза) и бактерий-ризобий. И если микориза появилась уже свыше 450 млн лет назад, то путь для приобретения актинобактерий и ризобий открыла сравнительно недавняя модификация гена SYMRK в одной из групп цветковых растений.

Рыбы могут находить скопления планктона по запаху

Ныряльщики и рыбы возле затонувшего буксира, окруженного и обросшего кораллами, недалеко от острова Кюрасао в Карибском море. У берегов этого острова американские исследователи провели опыты, результаты которых свидетельствуют о том, что выделяемый планктоном диметилсульфониопропионат привлекает рыб, обитающих возле коралловых рифов. Фото с сайта www.caradonna.com
Многие виды рыб собираются на коралловых рифах, в местах концентрации пищи — планктонных организмов. Исследование, проведенное у берегов острова Кюрасао в Карибском море, показало, что рыбы могут использовать в качестве сигнального вещества, помогающего им находить планктон, диметилсульфониопропионат, выделяемый планктонными организмами, когда их поедают.

Доверчивость и благодарность — наследственные признаки

Альтруизм у пчел и других общественных животных озадачивал Дарвина, однако сегодня это явление уже имеет убедительные эволюционные объяснения, такие как теория родственного отбора и взаимного альтруизма. Но если альтруизм у пчел обусловлен, несомненно, генами, а не воспитанием, то в отношении человека до последнего времени многие предполагали обратное. Изображение с сайта www.nature.com
Две группы исследователей из Швеции и США, независимо изучая поведения одно- и разнояйцовых близнецов в «играх на доверие», получили похожие результаты. Оказалось, что склонность к альтруизму и кооперативному поведению подвержена индивидуальной изменчивости, причем различия на 10–20% определяются наследственностью (генами), а не воспитанием и жизненным опытом.

В интернете появилась «Энциклопедия жизни»

Логотип «Энциклопедии жизни», появившейся в сети 26 февраля 2008 года. Изображение с сайта Лаборатории морской биологии в Вудс-Хоуле (www.mbl.edu) — организации, ответственной за техническую реализацию этого проекта
26 февраля в интернет были выложены первые страницы «Энциклопедии жизни» — крупномасштабного проекта, вдохновленного выдающимся американским энтомологом и социобиологом Эдвардом Уилсоном. Согласно замыслу, новая интернет-энциклопедия должна включить в себя основные сведения обо всех известных науке видах живых организмов, которых насчитывается уже почти 2 млн.

За образование облаков отвечают микробы

Образование первичных кристаллов льда в облаках и последующие снегопады связаны с присутствием в атмосфере живых микроорганизмов. На снимке — слоисто-дождевые облака (Nimbostratus, Ns), которые летом приносят нам дождь, а зимой снег. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Американские и французские ученые выяснили, что ядрами кристаллизации в облаках — начальной ступенью в сложном процессе выпадения снежных осадков — становятся в основном (на 25-100%) ДНК-содержащие объекты, которые разрушаются при нагревании и под действием растворяющих ферментов.