Главная / Новости науки / 05.2008

Обезьян научили управлять искусственной рукой при помощи мозговых импульсов

Общая схема эксперимента. Мозговые импульсы подвергаются компьютерной обработке, и на их основе генерируются сигналы, управляющие движением механической руки. Собственные руки обезьяны зафиксированы в горизонтальных трубках. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature
Две обезьяны с вживленными в мозг электродами научились управлять механической рукой, имеющей 5 степеней свободы, одной лишь «силой мысли». Успех эксперимента был обеспечен оригинальной методикой обучения, в ходе которого контроль над искусственной рукой постепенно переходил от компьютерного «автопилота» к обезьяне.

Терагерцевый лазер заработал при комнатной температуре

Фотография прибора с прикрепленными к нему кремниевыми линзами для усиления когерентности излучения. Рис. из обсуждаемой статьи в Appl. Phys. Lett.
Группе физиков из Гарвардского и Техасского университетов и из института квантовой электроники в Цюрихе под руководством Федерико Капассо удалось создать терагерцевый лазер (генерирующий излучение с частотой около 5 ТГц), способный работать при комнатной температуре.

Самые древние зайцеобразные — из Индии или из Монголии?

Так выглядели предки зайцеобразных. Рисунок А. А. Гуреева
Ученые из США и России одновременно опубликовали статьи о находках самых древних зайцеобразных. Американская находка — пяточная кость возрастом 53 млн лет — сделана в Индии, а еще более древняя (55 млн лет) российская находка — предкоренной зуб — прибыла из Монголии. Прежде древние зайцеобразные были известны только из Средней Азии и имели возраст около 48 млн лет.

На глубине 1626 м под уровнем морского дна обнаружена богатая микробная жизнь

Архебактерия Pyrococcus furiosus — типичный обитатель горячих подводных источников и разогретых горных пород. Растет при температуре от 70 до 103 градусов. Фото с сайта www.dbu.de
До сих пор максимальная глубина, на которой в толще морских донных отложений были обнаружены живые микробы, составляла 842 м. Результаты глубоководного бурения у берегов Ньюфаундленда показали, что богатая микробная жизнь присутствует вплоть до глубины 1626 м под уровнем морского дна, где при температуре 60–100°C обитают разнообразные термофильные архебактерии.

Голубой сверхгигант — последняя стадия перед взрывом сверхновой?

Линия водорода Hα в спектре сверхновой SN 2005 gj на 86-й день после взрыва. Рис. из обсуждаемой статьи C. Trundle, et al.
Впервые найдены наблюдательные свидетельства того, что голубые сверхгиганты могут быть прямыми предшественниками сверхновых звезд. Наблюдения сверхновой SN 2005 gj позволили заглянуть в ее прошлое и установить, какой звездой она была до взрыва. Этот результат может потребовать частичного пересмотра существующей теории звездной эволюции.

Кулики-плавунчики ловят планктон при помощи «капиллярного храповика»

Круглоносые плавунчики (Phalaropus lobatus), плавая, крутятся на поверхности водоема и создают тем самым небольшие круговороты, из которых быстро вылавливают мелких беспозвоночных. Фото с сайта www.terowester.net
Небольшие кулики-плавунчики, плавая по поверхности водоема, вылавливают мелких планктонных ракообразных, которых вместе с каплями воды доставляют ко рту за счет так называемого «капиллярного храповика». Решающим для работы храповика оказывается разная кривизна поверхности капли на ее переднем крае (ближе ко рту) и заднем (ближе к концу клюва).

Палеонтологи выяснили родословную лягушек и саламандр

Геробатрахус — новооткрытая переходная форма между древними амфибиями и современными саламандрами и лягушками — на фоне раннепермского пейзажа. Изображение © Michael W. Skrepnick с сайта www.sciencecentric.com
В Техасе найдено долгожданное «недостающее звено» между современными лягушками и саламандрами и древними примитивными четвероногими. Изучение скелета ископаемой амфибии, жившей 270–280 млн лет назад, показало, что предками лягушек и саламандр были темноспондильные лабиринтодонты, которых многие ученые до сих пор считали полностью вымершей группой.

Мыши-мутанты не становятся наркоманами

Некоторые ключевые компоненты «системы награды». Изображение с сайта thebrain.mcgill.ca
Биологи из Франции, США и Японии расшифровали механизм работы белка DARPP-32, функционирующего в нейронах прилежащего ядра — отдела мозга, составляющего часть «системы награды». Это позволило спроектировать мышей-мутантов, которые проявляют меньше настойчивости в выполнении действий, направленных на добычу пропитания или новой дозы наркотика.

Антарктический лед поведал о содержании метана и CO2 в атмосфере Земли за последние 800 тысяч лет

Европейская антарктическая станция «Конкордия» на куполе «C». Фото с сайта www.concordiastation.org
Анализ пузырьков воздуха, запечатанных в толще антарктического льда, позволил восстановить подробную динамику содержания в атмосфере углекислого газа и метана за последние 800 тысяч лет. Величины их концентрации совершали правильные циклические колебания с периодом около 100 тыс. лет, но никогда не достигали таких высоких значений, как сейчас.

Куда уходит фосфор

Флуоресцентная рентгеновская микрофотография и флуоресцентный спектр осадка из богатых фосфором районов Британской Колумбии. Изображение из обсуждаемой статьи в Science
Американские ученые, определив качественный и количественный состав фосфорных компонентов морского осадка и планктона, показали, что фосфор — важнейший элемент жизни — в природных условиях выводится из обращения при участии микроорганизмов. Таким образом, подтвердилась гипотеза о биогенном формировании фосфоритовых месторождений.

Создан жидкий «плёночный двигатель»

Вращающаяся мыльная плёнка; интерференция возникает вследствие неоднородной толщины плёнки. Изображение из обсуждаемой статьи
Иранские физики провели эксперимент, в котором наблюдали вращение плёнки жидкости под действием приложенного к ней напряжения и внешнего электрического поля. Устройство, которое ученые назвали «плёночным двигателем», может найти промышленное применение в жидкостных центрифугах и разнообразных смешивающих приспособлениях.

Можно ли забыть незабываемое?

Способность забывать, возможно, не менее важна, чем способность запоминать, однако науке известно о первой даже меньше, чем о второй. Рис. с сайта tomc.home.mindspring.com
Эксперименты, проведенные американскими психологами, наглядно показали, что эмоционально яркие, «незабываемые» впечатления могут весьма эффективно забываться под воздействием «отвлекающих» мыслей и конкурирующих воспоминаний. Однако то, что было забыто, можно вспомнить снова при наличии адекватных напоминающих «ключей».

Для всех ли материалов существует термодинамика?

Таяние льда в стакане воды можно описать на языке термодинамики, однако вовсе не для всех систем термодинамическое описание существует. Изображение с сайта middlezonemusings.com
Теоретические расчеты показывают, что для некоторых одно- или двумерных систем невозможно построить равновесную термодинамику. Этот результат имеет прямое отношение к квантовым компьютерам, космологии, опытам с атомными бозе-конденсатами.

Парантропы предпочитали мягкую пищу

Череп «Щелкунчика» (Paranthropus boisei). В задней части черепа видны остатки костного гребня, к которому крепились мощные жевательные мышцы. Фото из обсуждаемой статьи в PLoS ONE
Изучение микроскопических царапин на эмали зубов Paranthropus boisei показало, что эта вымершая двуногая обезьяна предпочитала мягкую пищу, несмотря на то, что ее необычайно мощные зубы и челюсти были прекрасно приспособлены для пережевывания жестких корней, стеблей, листьев и раскалывания орехов.

Тэватрон скоро начнет «чувствовать» хиггсовский бозон

Хиггсовский бозон, родившись в столкновении протона и антипротона, тут же распадается на множество долгоживущих частиц, которые регистрируются детектором. Восстановление всей цепочки распадов промежуточных частиц — очень трудная экспериментальная задача, но именно на нее опирается поиск бозона Хиггса на Тэватроне. Рис. с сайта www.umich.edu
Новый совместный анализ данных двух экспериментов на коллайдере Тэватрон показал, что в ближайшее время их чувствительности уже будет хватать для наблюдения — или доказательства отсутствия — хиггсовского бозона в том или ином диапазоне масс.

Ультразвуковое кваканье помогает китайским лягушкам находить друг друга

У лягушек Odorrana tormota, живущих в очень шумных местах, система звукового общения достигла небывалой для лягушек степени развития. Фото с сайта www.newscientist.com
Китайские лягушки, обитающие в условиях постоянного громкого шума, выработали необычную систему звуковой коммуникации. По степени точности, с какой самцы ультразвуковой лягушки определяют направление на источник звука (квакающую самку), они превзошли всех амфибий и не уступают лучшим мастерам этого искусства среди позвоночных — совам, дельфинам, слонам и людям.

Шмели способны учиться воровать из цветков нектар

Шмель Bombus terrestris прогрызает основание цветка, чтобы похитить нектар, не трудясь забираться внутрь цветка. Фото © Elli Leadbeater с сайта sciencenow.sciencemag.org
Шмели могут собирать нектар с цветков двумя способами: «законным», забираясь вглубь венчика и в результате опыляя цветки, и «воровским», прогрызая у основания цветка отверстия и не забираясь внутрь. Опыты показали, что шмели, которые сталкиваются с цветками, уже имеющими отверстия, чаще поедают нектар из этих отверстий и чаще сами прогрызают основания цветков.

Большие синицы и без естественного отбора приспосабливаются к более раннему наступлению весны

Большая синица (Parus major) в ответ на более раннее наступление весны раньше приступает к размножению. Фото с сайта www.hlasek.com
Исследования популяции большой синицы в окрестностях Оксфорда показали, что сроки размножения синиц (связанные с периодом максимального обилия гусениц, служащих им основной пищей) сместились на более ранние даты — примерно на 2 недели за последние 47 лет. Этот сдвиг объясняется фенотипической пластичностью поведения особей и не является результатом естественного отбора.

Противники эволюционной теории озаботились правами учителей

Ископаемые коралловые рифы во Флориде — каменная летопись эволюции. Фото с сайта byunews.byu.edu
В журнале Science опубликованы комментарии по поводу очередного витка сражений за легализацию преподавания креационистской версии эволюции в учебных заведениях. «Если сравнивать креационизм с мутирующим вирусом, то новейшая его ипостась маскируется под борьбу за академическую свободу», — так начинается статья в Science.

Открыт новый тип высокотемпературных сверхпроводников

Кристаллическая структура нового класса ВТСП на основе FeAs на примере открытого первым LaOFeAs. Рис. из статьи «Superconductivity at 43 K in an iron-based layered compound LaO1-xFxFeAs»
Физикам удалось синтезировать новый тип высокотемпературных сверхпроводников с общей химической формулой ReFeAsO. Полученный впервые широкий класс некупратных ВТСП поможет найти теоретическое объяснение высокотемпературной сверхпроводимости, а также новые пути к повышению температуры перехода в сверхпроводящее состояние.