Главная / Новости науки / 06.2008

Многофункциональные гены — основа для эволюционных новшеств

Ипомея — род растений из семейства вьюнковых. На снимке — вид Ipomoea indica. Голубой цвет лепестков обеспечивается пигментом антоцианом, для синтеза которого необходим фермент DRF. Фото с сайта en.wikipedia.org
Многие гены выполняют в организме сразу две или более функций. При этом возникает «адаптивный конфликт»: мутации, улучшающие одну из функций, вредят другой и поэтому не могут закрепиться. Биологам из университета Дьюка (США) удалось показать на конкретном примере, что дупликация бифункционального гена приводит к разделению труда между возникшими копиями.

Предложена модель квирков — новых элементарных частиц с необычным поведением

Поведение гипотетической квирк-антиквирковой пары при их разделении. Между ними тоже натягивается силовая струна, но только она не может порваться, потому что квирки слишком тяжелые. В результате струна может вырасти до макроскопических размеров. Рис. автора новости
Если в природе существует какое-то новое силовое поле и чувствующие его тяжелые частицы, то в определенных ситуациях они могут образовывать макроскопические силовые струны, которые можно будет заметить на Большом адронном коллайдере.

Впервые получено рентгеновское изображение вируса

Визуализация в цвете распределения электронной плотности внутри вируса — своего рода цветная рентгеновская «фотография» вируса. Рис. из обсуждаемой статьи arXiv:0806.2875
Группе ученых из США и Японии удалось получить рентгеновское изображение вируса — с рекордным разрешением 22 нм. Авторы надеются, что это разрешение может быть в дальнейшем улучшено с помощью проекта X-FEL — рентгеновского лазера на свободных электронах, что позволит получать более детальные снимки макромолекул.

Мораль и личная выгода в экономике: данные экспериментов

Фреска Диего Риверы, изображающая рабочих на заводе Форда. Современная экономика для достижения поставленных целей требует совместных действий многих тысяч людей, мотивированных и экономическими стимулами, и моральными. Иллюстрация из обсуждаемой статьи в Science
Известный американский экономист Сэмюэль Боулз приводит в журнале Science обзор экспериментальных данных, свидетельствующих о тесной взаимосвязи между моралью и экономическими стимулами. Моральная мотивация выбора в пользу общества может быть не менее действенной, чем экономическая, эксплуатирующая эгоистический выбор.

Геном ланцетника помог раскрыть секрет эволюционного успеха позвоночных

Ланцетник — «живая упрощенная схема хордового животного». Фото с сайта comenius.susqu.edu
Международная группа ученых сообщила о прочтении генома ланцетника. Его сравнение с геномами других животных подтвердило гипотезу, согласно которой на заре эволюции позвоночных произошли две полногеномные дупликации, что привело к учетверению всего генома. Резко возросшая избыточность генома открыла небывалые возможности для эволюционного «творчества».

Обнаружена корреляция между изменениями в составе морских осадков и вымиранием морских животных

Морские лилии — типичные представители «палеозойской эволюционной фауны» — процветают и поныне. Правда, сегодня они не играют уже такой заметной роли в шельфовых сообществах, как в былые времена. Фото с сайта dpwpearls.com
Морские животные, населявшие океаны в течение последних 490 млн лет, подразделяются на две большие группы, называемые «эволюционными фаунами», каждая из которых имеет свой характерный темп обновления родового состава. Как выяснилось, скорость вымирания представителей этих фаун коррелирует с распространенностью двух основных типов морских отложений.

Впервые удалось пронаблюдать процесс теплового взрыва в реальном времени

Схематический эскиз экспериментальной установки. Вещество октоген показано белым цветом. Алюминиевые цилиндры, куда заключено взрывчатое вещество, — полупрозрачным серым. Изображение из обсуждаемой статьи в Physical Review Letters
Исследователям из Лос-Аламосской национальной лаборатории впервые в реальном времени удалось пронаблюдать эволюцию теплового взрыва. Синхронизировав начало взрыва с началом облучения протонами экспериментальной установки, ученые получили ряд снимков и видеофильм этого крайне непродолжительного явления.

Обоняние и цветное зрение в эволюции млекопитающих развивались в противофазе

Тест на цветовое зрение. Человек с нормальным трихроматическим зрением должен увидеть здесь цифру 6. Человек, плохо различающий оттенки красного и зеленого, видит цифру 5. Рис. с сайта www.uni-mannheim.de
Млекопитающие лишились цветного зрения в самом начале своей эволюции, потеряв два из четырех генов светочувствительных белков — опсинов. Позже цветное зрение вновь появилось у обезьян благодаря дупликации одного из двух оставшихся опсинов. Как выяснилось, параллельно с утратой генов цветного зрения у древних млекопитающих резко возросло количество генов обонятельных рецепторов.

Прослежена эволюционная история одного из человеческих генов

У орангутана ген CDC14Bretro, появившийся около 20 млн лет назад, выполняет свою «исходную», предковую функцию. У немного более близкой к нам гориллы этот ген, как и у нас, занят совсем другими делами. Фото с сайта www.zoo-berlin.de
Ген CDC14Bretro появился у общего предка человекообразных обезьян в результате деятельности ретротранспозонов. Позднее, у общего предка гориллы, шимпанзе и человека, этот ген претерпел быстрые изменения под действием отбора, в ходе которого он сменил свою «профессию» и «место работы».

Накапливая несъедобный кремнезём, злаки регулируют численность грызунов

Пашенная полёвка (Microtus agrestis) при входе в свою нору ест лист травы. Фото © Ernie Janes / www.nhpa.co.uk с сайта www.arkive.org
Обнаружен новый механизм циклических колебаний численности полёвок. Некоторые злаки в ответ на интенсивное поедание накапливают в листьях несъедобный кремнезём. В результате численность зверьков падает, а злаки постепенно восстанавливаются. Поначалу содержание кремнезёма в них невелико, но с ростом количества полёвок оно опять повышается, и весь цикл повторяется.

Пиво снижает эффективность работы ученого

Город Пльзень в Богемии — крупный центр пивоварения. Фото с сайта www.cs.ucl.ac.uk
Чешский орнитолог Томаш Грим выяснил у своих коллег, сколько они пьют пива, и сопоставил эти данные с результативностью их научной работы. Как выяснилось, чем больше ученый потребляет пива, тем меньше он публикует статей и тем реже эти статьи цитируются.

Люди не способны правильно оценивать впечатление, производимое ими на окружающих

Люди тратят неимоверные усилия, чтобы произвести впечатление на окружающих (хорошее, или сильное, или хоть какое-нибудь). При этом, как ни странно, мы совершенно не умеем правильно оценивать отношение других людей к нашим поступкам или внешности. Фото с сайта www.weirdthings.org.uk
Люди систематически ошибаются, когда пытаются оценить впечатление, производимое ими на других. Одна из важных причин состоит в том, что каждый человек знает о себе больше, чем окружающие, и невольно учитывает эту «закрытую» информацию, когда пытается взглянуть на себя чужими глазами. По-видимому, это коренной недостаток нашего «социального интеллекта».

Вся история звездообразования в одной фотографии

Инфракрасное изображение Млечного Пути, полученное «Спитцером». Фото с сайта www.spitzer.caltech.edu
Новый портрет нашего звездного дома — галактики Млечный Путь — создан с помощью Космического телескопа им. Спитцера в инфракрасном диапазоне. На этом портрете есть всё: и зародыши будущих звезд, и звезды, только-только родившиеся, и взрослое звездное население нашей Галактики, и умирающие звезды.

Разработана неинвазивная методика измерения pH в живом организме

Карта pH, полученная описанным методом. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Английские и шведские исследователи разработали безвредную методику измерения водородного показателя pH внутри живого организма на основе магнитно-резонансной спектроскопии. Она пригодится для диагностики новообразований, воспалений и других патологий.

Искусственные протоклетки синтезируют ДНК без помощи ферментов

Гипотетическая простейшая протоклетка, питающаяся готовой органикой. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature
Американские биологи приблизились к пониманию начальных шагов зарождения жизни. Им удалось создать «протоклетку» с оболочкой из простых липидов и жирных кислот, способную втягивать из окружающей среды активированные нуклеотиды. Протоклетка успешно справляется с важнейшими этапами синтеза ДНК, причем без участия сложных биологических молекул-катализаторов.

Сверхпроводники ReFeAsO можно использовать для генерации очень сильных магнитных полей

Рис. 1. Проникновение магнитного поля в сверхпроводник 2-го рода происходит в виде так называемых абрикосовских вихрей — несверхпроводящий участок материала с кольцевым током, который несет в себе квант магнитного потока. Изображение с сайта nauka.relis.ru
Последние теоретические и экспериментальные исследования физиков указывают на то, что недавно открытые высокотемпературные сверхпроводники с общей формулой ReFeAsO (где Re — редкоземельный металл), возможно, могут быть использованы в устройствах для создания постоянных сильных магнитный полей вплоть до 300 Тл.

Горизонтальный обмен генами заменяет коловраткам половое размножение

Бделлоидная коловратка Philodina roseola. Фото с сайта www.mcb.harvard.edu
Виды животных, отказавшиеся от полового размножения, обычно быстро вымирают. Из этого правила есть загадочное исключение — бделлоидные коловратки: десятки миллионов лет они размножаются только партеногенетически и при этом продолжают процветать. Оказалось, что у них есть еще одна уникальная особенность — они часто обмениваются генами с другими организмами.

Первопоселенцы Гренландии не были предками современных эскимосов

Пучок палеоэскимосских волос возрастом 4000 лет, позволивший разгадать давнюю загадку происхождения первых покорителей американского Севера. (Длина масштабной линейки 5 см.) Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
Анализ митохондриальной ДНК из человеческих волос возрастом 4000 лет, найденных в западной Гренландии, показал, что палеоэскимосы не были предками современных гренландских и канадских эскимосов; их родственные связи с палеоиндейцами (америндами) также не подтвердились. Их мтДНК указывает на родство с алеутами и азиатскими (чукотскими) эскимосами.

У губок не всё так просто, как кажется

Губки, самые простые многоклеточные, имеют весьма разнообразную окраску, которую им придают бактерии симбионты — как выяснилось, очень многочисленные. На фото из обсуждаемой статьи в Science: губка Xestospongia muta, у которой симбионты составляют до 40% объема
Исследования последних лет показали, что самые простые многоклеточные — губки — представляют собой сложный симбиотический комплекс, включающий более сотни различных микроорганизмов, причем их состав у губок разных видов очень схожий. Это означает, что губки приобрели симбионтов в самом начале своей эволюции и по неизвестной причине сохранили их состав неизменным.

Чувство справедливости основано на эмоциях, а не на рассудке

Философ Дэвид Юм (1711–1776), один из классиков «морального сентиментализма», полагал, что роль рассудка в решении моральных дилемм ограничена и что чувство справедливости уходит корнями в эмоциональную сферу. Данные нейробиологии подвердили эту точку зрения. Изображение с сайта markelikalderon.com
Американские нейробиологи обнаружили, что в ходе размышления над моральными дилеммами, требующими выбора между «более справедливым» и «более эффективным» решением, у людей избирательно возбуждаются три небольших участка мозга, связанных не с рассудочно-логической деятельностью, а с эмоциями.