Главная / Новости науки / 08.2008

Под дном океана обитают главным образом археи

Парусно-паровой корвет «Челленджер», совершивший знаменитую экспедицию 1872–1876 гг., в ходе которой был собран огромный материал по беспозвоночным, населявшим океаническое дно. Изображение с сайта en.wikipedia.org
Мощная толща отложений на дне Мирового океана населена живыми бактериями, причем ниже самого верхнего метрового слоя резко доминирующая группа бактерий — это археи. Их общая биомасса, выраженная в углероде, составляет около 90 млрд тонн, что значительно превышает биомассу всех живых организмов, населяющих океан.

Темп ледниковых периодов сбился из-за североамериканских ледников

Рис. 1. Североамериканский ледниковый щит (показан синим) мог играть ключевую роль в смене темпа оледенений, произошедшей миллион лет назад. Изображение с сайта esp.cr.usgs.gov
Исследование голландских климатологов показало, что ключевую роль в изменении длительности ледниковых периодов, произошедшем 1 млн лет назад, сыграли массивные североамериканские ледники.

В морских прибрежных водах становится всё больше мертвых зон

Грозный признак сильной эвтрофикации — скопления цианобактерий (синезеленых «водорослей») на поверхности Финского залива Балтийского моря. Когда масса отмерших цианобактерий опустится на дно, бактерии, перерабатывающие органическое вещество, израсходуют, возможно, весь имеющийся в окружающей среде кислород. Фото с сайта www.nefco.org
При разложении бактериями огромного количества органического вещества, образованного фитопланктоном в ответ на поступление с суши большого количества удобрений, нередко расходуется весь кислород в придонных слоях водной толщи. В результате во многих местах в прибрежных районах океана формируются «мертвые зоны», и число таких мест удваивается каждые 10 лет.

Вода способна замерзать при комнатной температуре

Модель кремниевого триболевера с четырьмя стеклянными нитями, которые используются для детектирования трехмерного движения сканирующей иглы. Изображение из статьи M. Dienwiebel et al. Superlubricity of Graphite // Phys. Rev. Lett. 92, 126101 (2004)
Ученым из Лейденского университета удалось наблюдать факт кристаллизации воды при комнатной температуре. Как показано в их исследовании, превращение воды в лед будет происходить в ограниченном пространстве с очень малым характерным размером — всего лишь несколько нанометров.

Проведены новые эксперименты по проверке механизма квантовой запутанности

Геометрия эксперимента. Пары запутанных фотонов порождались в Женеве, затем фотоны посылались вдоль оптоволоконных кабелей одинаковой длины (отмечены красным цветом) в два приемника (отмечены буквами APD), отстоящими друг от друга на 18 км. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Подавляющее большинство физиков считает бесперспективными попытки объяснения квантовых корреляций в запутанных состояниях гипотетическим влиянием одной частицы на другую. Эксперименты швейцарских физиков лишний раз показали, насколько «неуклюжим» должно быть такое влияние.

Получен портрет β Лиры

Изображение системы Бета Лиры в одной из орбитальных фаз. Рис. из обсуждаемой статьи arXiv:0808.0932
С помощью оптического интерферометра CHARA Array группе американских и английских астрономов впервые удалось в деталях разглядеть двойную переменную звезду Бета Лиры, разрешив ее на два компонента. Также удалось более точно определить расстояние до звезды.

У изотопов 120-го и 124-го химических элементов обнаружена склонность к долгожительству

Рис. 1. Детектор INDRA во французской ускорительной лаборатории GANIL, на котором были получены описываемые результаты. Фото с сайта phototheque.in2p3.fr
Французские физики экспериментально подтвердили прогнозы теоретиков о том, что некоторые изотопы 120-го и 124-го элементов обладают повышенной устойчивостью. Возможно, у этих элементов существуют и по-настоящему долгоживущие изотопы.

Объявлена дата запуска LHC

Пультовая коллайдера LHC в ЦЕРНе. Фото с сайта press.web.cern.ch
Руководство ЦЕРНа объявило, что первые пучки начнут циркулировать внутри Большого адронного коллайдера 10 сентября. Первые протон-протонные столкновения начнутся примерно месяц спустя.

Почему крупных видов млекопитающих больше, чем мелких

Землеройка карликовая белозубка (Suncus etruscus) — один из самых мелких зверьков планеты. Ее длина — около 3–5 см. Масса тела — 1,7–3,0 г. Обычна в Средиземноморье, но встречается и в других местах. Фото с сайта www.animalworld.ru
В пределах одной таксономической группы виды разного размера встречаются с разной частотой. Для наземных млекопитающих распределение крайне асимметрично: модальный класс приходится на довольно мелкие виды; видов с меньшей массой мало, а крупных и очень крупных много. Простая модель показывает, что это обусловлено всего несколькими универсальными факторами.

Графен оказался прочнее всех

Игла атомно-силового микроскопа, деформирующая графенную мембрану. Рис. с сайта www.aip.org
Измерения, сделанные американскими учеными из Колумбийского университета, говорят о том, что графен — самое прочное из известных на сегодняшний день веществ. Правда, полученные данные относятся к «идеальному» графену, в котором очень мало примесей и кристаллическая структура однородна.