Главная / Новости науки / 09.2008

Графен: новые методы получения и последние достижения

Изображение кристаллической решетки самого тонкого вещества на Земле. Длина масштабной линейки — 2 ангстрема
Графен всё более притягателен для исследователей. Если в 2007 году вышло 797 статей, посвященных графену, то за первые 8 месяцев 2008 года — уже 801 публикация. Каковы же наиболее значимые исследования и открытия последнего времени в области графеновых структур и технологий?

Возраст самых древних пород земной коры — 4,28 млрд лет

Эти красивые розовато-коричневые камни, состоящие из амфиболов с вкраплениями гранатов, — древнейшие породы Земли. Фото с сайта www.chinadaily.com.cn
Геологи оценили возраст пород недавно открытого зеленокаменного пояса на севере Канады, основываясь на соотношении самария и разных изотопов неодима. Оказалось, что некоторые составляющие этого зеленокаменного пояса имеют возраст 4,28 млрд лет. Это всего на 300 млн лет позже рождения самой Земли.

При виде красивых девушек мужчины начинают говорить умные слова

Подобно тому, как самец дрофы (на снимке) хвалится перед самками красивым оперением, мужчины демонстрируют девушкам свой интеллект, произнося много «умных» слов. Фото © Carlos Sanchez с сайта www.arkive.org
Эксперименты, проведенные специалистами по эволюционной психологии, показали, что мужчины при виде красивых девушек начинают чаще использовать редкие слова. Это подтверждает гипотезу, согласно которой избыточные лингвистические способности человека развилась под действием полового отбора как средство демонстрации интеллекта.

Мельчайшие планктонные водоросли способны поедать бактерий

Pteridomonas — представитель мелких жгутиковых, специализирующихся на питании бактериями. Это типично гетеротрофный протист, не имеющий пластид. Фото с сайта starcentral.mbl.edu
Считается, что мельчайшие планктонные водоросли — основные производители органического вещества в океане — получают все необходимые вещества из внешней среды в минеральной форме. Однако эксперименты в водах Атлантики показали, что мелкие водоросли, испытывая нехватку нужных им элементов, восполняют их дефицит, потребляя бактерий.

Политические убеждения зависят от пугливости

Политические разногласия в обществе, возможно, являются прямым следствием генетического полиморфизма человеческих популяций. (Знаменитые кадры: Владимир Жириновский и Борис Немцов обливают друг друга апельсиновым соком в прямом эфире. Ток-шоу Александра Любимова «Один на один» на ОРТ, 18 июня 1995 года)
Эксперименты показали, что политические убеждения, кроме прочего, связаны и с физиологическими характеристиками человека. Американцы, остро реагирующие на резкие звуки и страшные картинки, склонны поддерживать смертную казнь, войну в Ираке и рост расходов на оборону. Менее пугливые граждане поддерживают либеральную иммиграционную политику, помощь другим странам и разоружение.

Тлевые наездники эффективнее паразитируют на тлях, когда у них разная пищевая специализация

Наездник Aphidius matricariae среди тлей. Исследования этого и двух других видов наездников свидетельствуют о том, что специализация на разных видах тлей помогает сосуществующим видам наездников успешнее заражать своих жертв. Фото © Max Badgley с сайта www.entomology.wisc.edu
Тлевые наездники — перепончатокрылые насекомые, паразитирующие на тлях, откладывая яйца внутрь своих жертв. Американские энтомологи, намеренно выводя самок, предпочитающих тот или иной вид тлей, показали, что увеличение разнообразия наездников только в том случае приводит к увеличению доли зараженных ими тлей, если разные виды наездников предпочитают заражать разные виды тлей.

195 000 лет назад в Эфиопии жили «анатомически современные» люди

Ричард Лики (слева) и Пол Абелл (Paul Abell) разглядывают череп Омо II. Фотография 1967 года (из статьи Fleagle et al. Paleoanthropology of the Kibish Formation, southern Ethiopia: Introduction // Journal of Human Evolution. 2008. V. 55. P. 360–365)
Результаты сорокалетнего изучения человеческих костей, найденных в 1967 году на юге Эфиопии у реки Омо, обобщены в специальном выпуске журнала Journal of Human Evolution. Эти кости возрастом 195 000 лет являются самыми древними из известных науке скелетных остатков людей современного типа.

Мировой рекорд в беге на 100 метров мог бы быть лучше

Усейн Болт. Скриншот из обсуждаемой статьи
Исследование норвежских физиков показывает, что мировой рекорд в беге на 100 метров, установленный ямайским спортсменом Усейном Болтом на недавно завершившейся Олимпиаде в Пекине, мог бы составлять не 9,69 секунд, а чуть ли не 9,5 с, если бы победитель не начал праздновать свой успех на финише дистанции.

Школа-студия научной журналистики возобновляет свою работу

Рисунок Сергея Тюнина, проиллюстрировавшего немало статей в журнале «Химия и жизнь»
15 октября вновь открывает свои двери Школа-студия научной журналистики, организованная агентством «Информнаука», журналом «Химия и жизнь» и изданием STRF.RU при поддержке федерального агентства Роснаука. В Школу-студию могут записаться аспиранты, молодые ученые и молодые специалисты с естественно-научным образованием.

Катастрофическую деградацию рыбных запасов можно остановить

По данным Сахалинской ассоциации промышленного рыболовства, лишь одна из каждых 40 рыболовных сетей, используемых на Сахалине, является легальной. При этом легальная добыча лосося на Сахалине составляет около 80 тысяч тонн. Легко прикинуть реальные масштабы браконьерства. Неучтенный частный лов является основной причиной снижения рыбных запасов и грядущего исчезновения промышленных популяций рыбы. Фото с сайта www.milkovo.ru
Согласно прогнозам, к 2048 году рыбный промысел во всём мире полностью остановится из-за катастрофического сокращения рыбных запасов, вызванного чрезмерной эксплуатацией промысловых популяций. Сейчас ситуация пока обратима, и действенной мерой может стать введение раздельных квот вылова для промысловых хозяйств и частных рыболовов.

Трансгенный хлопок помог китайским крестьянам победить опасного вредителя

Гусеница хлопковой совки (Helicoverpa armigera). Фото с сайта www.alessiodileo.com
В 1997 году в Китае начали выращивать генно-модифицированный хлопчатник, вырабатывающий ядовитый для насекомых белок. Это привело к устойчивому снижению численности популяции хлопковой совки — опасного вредителя многих сельскохозяйственных культур. В выигрыше оказались не только производители хлопка, но и крестьяне, выращивающие сою, кукурузу, арахис и различные овощи.

Происшествие на Большом адронном коллайдере задерживает эксперименты на неопределенный срок

Температура магнитов Большого адронного коллайдера в секторе 34 по состоянию на вечер 19 сентября. Один из магнитов нагрелся почти до 100 К. Изображение с сайта hcc.web.cern.ch
После череды небольших технических неисправностей, которые были преодолены довольно быстро, в пятницу случилось более серьезное происшествие — резкий скачок температуры одного из магнитов и выброс гелия в туннель LHC. Степень серьезности поломки и время, необходимое для ее устранения, пока неизвестны.

В живой конденсированной среде существуют особые фазовые переходы

Рис. 1. Резкое выпадение в осадок «живой конденсированной среды» при понижении уровня активности ниже критического значения. Отдельные столбики показывают разные моменты времени, концентрация частиц закодирована цветом. Нижние 5% от всей глубины водоема не показаны для удобства цветового кодирования. Рис. из обсуждаемой статьи в Physical Review Letters
Британские физики, построив и изучив модель «живой конденсированной среды», обнаружили в ней характерные фазовые переходы. Эта теоретическая конструкция может пригодиться при описании колоний микроорганизмов в реальных природных экосистемах.

Скелет новорожденного неандертальца проливает свет на эволюцию рода Homo

Реконструкция скелета новорожденного неандертальца из пещеры Мезмайская. Длина масштабной линейки 5 см. Рис. из обсуждаемой статьи в PNAS
Изучение скелетов трех неандертальских детей показало, что мозг у новорожденных неандертальцев был таким же большим, как у новорожденных Homo sapiens, и рос в первые годы жизни немного быстрее. Быстрый рост в раннем детстве был связан не с укороченным периодом созревания, а с более крупными размерами мозга и тела взрослых неандертальцев по сравнению с H. sapiens.

Изучение совместного рождения пары топ-кварк–антикварк и фотона отклонений от Стандартной модели не выявило

Одно из обнаруженных событий вида «топ-кварк–антикварк и фотон»
Исследователи из сотрудничества CDF провели изучение совместного рождения пары топ–антитоп и фотона. Это исследование показало, что такие редкие топ-антитоп-фотонные кандидаты действительно рождаются и что результат эксперимента ни в наблюдаемом числе событий, ни в распределениях по различным физическим переменным не противоречит предсказаниям Стандартной модели.

Эволюция регуляторных последовательностей ведет к эволюции видов

На этой фотографии эмбриона дрозофилы разными цветами показана «география» работы генов раннего развития, в том числе и регуляторных. У одного из этих генов — sog — обнаружены теневые энхансеры. Фото с сайта www.drosophila-images.org
Американские ученые, работающие с геномами ранних зародышей дрозофил, обнаружили новый тип регуляторных нуклеотидных последовательностей — теневые энхансеры. Их действие проявляется лишь при отключении основных энхансеров. Широкая изменчивость теневых энхансеров свидетельствует об их участии в видообразовании.

Старые леса всё еще важны как места связывания атмосферного углерода

Старый хвойный лес. Район, называемый «Лиственничная гора» (Larch Mountain) в северной части штата Орегон, США. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Считается, что связывание CO2 в старых лесах уравновешено его выделением в результате дыхания организмов, разлагающих отмершую древесину. Однако анализ большого числа данных по лесам северных и умеренных широт Северного полушария показывает, что в большинстве случаев старые леса продолжают больше связывать углерода, чем выделять.

Умение оценивать правильность собственных поступков свойственно не только людям

Умение правильно оценивать себя и свои поступки, по-видимому, распространено среди животных намного шире, чем было принято считать. Рис. с сайта www.bournemouthhypnotherapy.co.uk
Способность адекватно оценивать правильность собственных решений, принимаемых в неоднозначной ситуации, до сих пор считалась уникальной чертой человека и, возможно, некоторых обезьян. Однако эксперименты, проведенные американскими биологами, показали, что крысы тоже обладают этой способностью.

Вирус герпеса открывает путь к дешевому лекарству от СПИДа

Леонид Марголис, один из первооткрывателей новой роли ацикловира. Фото Эмилии Ойгенблик
Группа ученых из США, Великобритании, Канады и Бельгии под руководством вирусолога Леонида Марголиса сделала открытие, которое может открыть новые перспективы в борьбе со СПИДом. Результаты этой работы представлены в статье, которая 11 сентября появилась в журнале Cell Host & Microbe.

Достигнут новый предел разрешения рентгеновского микроскопа

«Усредненное» изображение (распределение электронной плотности внутри) золотой частицы, полученное из изображений, реконструированных методом HIO. Фото с сайта www.esrf.eu
Группе ученых из Дрезденского технического университета и Европейского центра синхротронного излучения в Гренобле удалось получить изображение частицы золота размером всего 100 нанометров. Этот результат был достигнут с помощью усовершенствованной ими техники рентгеновской микроскопии с наилучшим на сегодняшний день разрешением — около 5 нм.