Главная / Новости науки / 10.2008

Найдено новое семейство сверхпроводников, содержащих железо

Кристаллическая структура и FeSe. Рис. с сайта stonebrakerdesignworks.com
Эксперименты и расчеты показывают, что недавно обнаруженный сверхпроводник FeSe имеет почти такие же магнитные и сверхпроводящие свойства, как и открытые в начале 2008 года ReOFeAs. Более того, FeSe — представитель целого сверхпроводящего семейства FeX (X = Se, Te, S), преимущество которого состоит в простоте кристаллической решетки и нетоксичности соединений.

Сероводород — природное сосудорасширяющее средство

Ярко-красные черви-вестиментиферы живут в своих длинных трубках вблизи подводных горячих источников, выносящих из земных недр большие количества сероводорода. Кровь вестиментифер переносит не только кислород, но и сероводород, служащий пищей симбиотическим серным бактериям, которые заменяют червям пищеварительную систему. Кто бы мог подумать, что у млекопитающих сероводород в кровеносной системе тоже выполняет важную физиологическую функцию. Фото с сайта www.ucmp.berkeley.edu
Сероводород — ядовитый газ, придающий тухлым яйцам их характерный запах, — выполняет важную физиологическую функцию в организме млекопитающих, участвуя в регуляции кровяного давления. Фермент цистатионин-гамма-лиаза производит сероводород в стенках кровеносных сосудов. Мыши, лишенные этого фермента, с возрастом начинают страдать гипертонией.

Древнейшие следы эукариот и цианобактерий на Земле признаны поздним загрязнением

Спиралевидные Grypania, макроскопические углеродистые ленты из формации Негауни (США, штат Мичиган), — это, вероятно, древнейшие найденные эукариотные организмы на Земле. Фото с сайта www.peripatus.gen.nz
Древнейшими следами эукариот и цианобактерий на Земле считаются биомаркеры, выделенные из западноавстралийских сланцев возрастом 2,7 млрд лет. А кислородная атмосфера, согласно множеству геохимических данных, сформировалась на рубеже 2,4 млрд лет. Как могли одновременно существовать продуценты кислорода и восстановительная атмосфера в течение 300 млн лет?

Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»?

Картина Якопо Бассано «Добрый самаритянин», 1592 год. Как показали эксперименты, вероятность того, что человек поведет себя в похожей ситуации как «добрый самаритянин», не зависит от его религиозности. Иллюстрация из обсуждаемой статьи Norenzayan, Shariff, 2008
Изучение феномена религии научными методами началось недавно, но некоторые интересные результаты уже получены. Многие особенности человеческого мышления, развившиеся в ходе эволюции для других целей, сделали людей чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям независимо от их рациональности и полезности.

Вступила в строй новая установка для экспериментов по фундаментальной нейтронной физике

Схема линии FNPB — нейтронного канала, на котором будут изучаться свойства нейтронов. Изображение с сайта neutrons.ornl.gov
В исследовательском центре Spallation Neutron Source в Окриджской национальной лаборатории запущена линия, на которой вскоре начнутся эксперименты по фундаментальной нейтронной физике. Их результаты будут важны для ядерной физики, физики элементарных частиц и для астрофизики.

Умные и старательные дети живут дольше

Школьная успеваемость — совсем не пустяк. Как показали британские ученые, умные и добросовестные дети имеют в два раза меньше шансов умереть до 65 лет, чем неумные разгильдяи. Фото с сайта www.ljplus.ru
В 1947 году в Шотландии были протестированы все 11-летние школьники, и с тех пор ученые следят за их развитием. Оказалось, что сильнее всего коррелируют с продолжительностью жизни два показателя: интеллект (IQ) и «надежность», составленная из оценок добросовестности, упорства и стабильности настроения. Умные и «надежные» дети живут в среднем дольше глупых и несобранных.

Предки человека заимствовали полезные гены у вирусов

Повинуясь указаниям ретровируса, встроившегося в ее геном, клетка послушно производит новые ретровирусные частицы (темные кружки). Фото с сайта www.physorg.com
Вирусам иногда удается встроить свою ДНК в геном половых клеток хозяина и стать наследуемым компонентом хозяйского генома. Встроенные вирусные гены обычно не приносят пользы хозяину, но бывают и исключения. Один из таких случаев произошел у предков обезьян более 43 млн лет назад. Два вирусных белка с тех пор участвуют в работе плаценты у высших приматов, включая человека.

На основе углеродной нанотрубки создан новый тип масс-спектрометра

Участок схемы, с помощью которой по величине тока автоэлектронной эмиссии детектируют частоту механических колебаний нанотрубки. Рис. из обсуждаемой статьи
Ученым из Калифорнийского университета и национальной лаборатории Беркли на основе углеродной нанотрубки удалось создать компактный масс-спектрометр с атомной чувствительностью, который работает при комнатной температуре и не требует необходимой для таких измерений ионизации взвешиваемых частиц.

Разрешение внутригрупповых конфликтов — женское дело

Эволюционная психология может объяснить, почему лидеры-миротворцы мужского пола, подобные Махатме Ганди, представляют собой скорее исключение, чем правило. Фото с сайта cache.eb.com
Эксперименты показали, что люди чаще избирают лидерами женщин, когда существует опасность конфликтов внутри группы. Межгрупповая конкуренция, напротив, способствует выдвижению лидеров-мужчин. Возможно, это связано с врожденными различиями женской и мужской психики, которые развились из-за того, что на мужчин и женщин в первобытных коллективах действовали разные факторы отбора.

Получены новые результаты старого эксперимента Стэнли Миллера

Вулканические выбросы и разряды молний — условия самопроизвольного синтеза разнообразных биологических молекул. Фото извержения вулкана в Исландии с сайта www.thunderbolts.info
Последователи Стэнли Миллера, поставившего в 50-е годы знаменитые опыты по имитации синтеза органики в первичной атмосфере Земли, исследовали оставшиеся от тех лет материалы новейшими методами. Разнообразие полученных аминокислот и других органических соединений оказалось значительно выше, чем это представлялось в то время.

Чужие гены помогли диатомовым водорослям добиться успеха

Пеннатная диатомея Phaeodactylum tricornutum. Фото с сайта upload.wikimedia.org
Диатомовые водоросли появились сравнительно недавно по геологическим масштабам времени, однако успели стать одной из важнейших групп фотосинтезирующих организмов на планете. Анализ генома диатомеи Phaeodactylum показал, что удивительный эволюционный успех диатомей во многом объясняется их способностью заимствовать полезные гены у бактерий.

Опубликован отчет о расследовании аварии на Большом адронном коллайдере

Схема, показывающая расположение электрического контакта, ставшего причиной аварии на LHC 19 сентября (изображение с сайта press.web.cern.ch)
В четверг, 16 октября, пресс-служба ЦЕРНа распространила пресс-релиз, в котором описываются промежуточные результаты расследования происшествия, месяц назад выведшего из строя Большой адронный коллайдер.

Чтобы стать гигантом, главное — не перегреться

Скелет диплодока — представителя завропод — в Палеонтологическом музее. Целиком он, к сожалению, не помещается в кадр. Фото Г. Врублевского и Н. Ковалева
Динозавры-завроподы — самые крупные наземные животные всех времен — весили до 80-100 тонн и достигали 40-50 метров в длину. Обобщив все имеющиеся данные, палеонтологи назвали пять основных факторов, сделавших возможным развитие гигантизма у завропод.

Новые находки ископаемых удревнили историю членистоногих

На этом образце возрастом 570 млн лет видны следы ножек неизвестного животного, которое уже могло бегать по дну, а не ползать. Эти крошечные следы (два параллельных ряда темных точек) не смылись водой, потому что были оставлены на поверхности бактериального мата, который склеивал микрочастицы грунта. Фото с сайта www.eurekalert.org
На прошлой неделе появилось два сообщения о новых находках древнейших членистоногих, наглядно иллюстрирующих, насколько неполны наши знания о ранних этапах эволюции животных, и в частности, членистоногих. Оба сообщения заставляют признать, что история этих самых массовых на земле животных началась существенно раньше, чем мы представляли исходя из имеющихся свидетельств.

В недрах земли найден микроб, живущий сам по себе

Бактерия Desulforudis audaxviator под сканирующим электронным микроскопом. Видна одна длинная палочковидная бактерия на фоне мелких минеральных частиц. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
В Южной Африке на глубине 2,8 км под землей обнаружена уникальная экосистема, всё население которой представлено одним-единственным видом бактерий. Микроб, получивший название Desulforudis audaxviator, живет в полном одиночестве в горячей подземной воде, насыщенной сульфатами, и сам производит все необходимые ему для жизни вещества из неорганических соединений.

Нобелевская премия по химии — 2008

Медаль Нобелевской премии по физике и химии (фото с сайта www.collectnobel.com)
Нобелевской премией по химии за 2008 год награждены Осаму Симомура, Мартин Чалфи и Роджер Цянь за открытие и разработку методов использования зеленого флуоресцентного белка. Этот белок широко применяется во всём мире для изучения физиологических процессов на клеточном и организменном уровне, а также экспрессии генов.

Нобелевская премия по физике — 2008

Медаль Нобелевской премии по физике и химии (фото с сайта www.collectnobel.com)
Нобелевскую премию по физике за 2008 год получат два японца — Макото Кобаяши и Тосихидэ Маскава, а также американец японского происхождения Йоитиро Намбу. Всем троим премия присуждена за работы по нарушению симметрий в мире элементарных частиц, хотя эти работы относятся к разным эпохам, а сами симметрии — к разным взаимодействиям.

Симбиотические бактерии помогают жукам выращивать съедобные грибы

Жук Dendroctonus frontalis. Стрелкой показано место, где находится микангий — полость для хранения симбиотических грибов и бактерий. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Жуки-лубоеды Dendroctonus frontalis, опасные вредители сосновых лесов, разводят в ходах под корой сосен съедобные грибы, которыми питаются их личинки. Оказалось, что жуки защищают свои грибные плантации от сорняков при помощи симбиотических бактерий, выделяющих неизвестный ранее антибиотик. До сих пор столь сложный «сельскохозяйственный» симбиоз был известен только у муравьев-листорезов.

Нобелевская премия по физиологии и медицине — 2008

Медаль Нобелевской премии по физиологии и медицине. Фото с сайта beckerexhibits.wustl.edu
Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2008 года разделят Харальд цур Хаузен («за открытие вирусов папилломы человека, вызывающих рак шейки матки») и Франсуаза Барре-Синусси и Люк Монтанье («за открытие вируса иммунодефицита человека»). Значение этих открытий для борьбы с раком и СПИДом огромно. От них зависит спасение миллионов человеческих жизней.

Выпадение орла или решки можно точно предсказать

Трехмерная модель неидеальной монеты. Рис. из обсуждаемой статьи в Physics Reports
Орел или решка? При определенных условиях результат бросания монеты можно точно предсказать. Этими определенными условиями, как показали недавно польские физики-теоретики, являются высокая точность в задании начального положения и скорости падения монеты.