Главная / Новости науки / 01.2009

Получено трехмерное изображение человеческой хромосомы

Распределение интенсивностей рентгеновского излучения, рассеявшегося на человеческой хромосоме . Реконструированное изображение содержит области высокой интенсивности рассеявшихся лучей, похожие на осевую структуру хромосомы вблизи центра хроматид. Рис. из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
При исследовании крупных биологических объектов рентгеновские лучи обладают существенным преимуществом перед оптической электронной микроскопией. Группе японских ученых с помощью когерентного рентгеновского дифракционного микроскопа удалось получить трехмерное изображение человеческой хромосомы, на котором отчетливо видна осевая структура.

Открыт молекулярный механизм формирования устьиц у растений

Так выглядят устьица у листьев бегонии. Замыкающие клетки устьица образуются путем неравного (асимметричного) деления материнской эпидермальной клетки и, в отличие от других эпидермальных клеток, имеют хлоропласты. Фото с сайта employees.csbsju.edu
Специфичная форма у живых организмов складывается путем дифференциации изначально одинаковых клеток или же путем деления клетки на неравные части — асимметричного деления. Примером второго рода может служить оформление устьиц у растений. Оказывается, отвечающий за это белок экспрессируется во многих частях растения, но только в листьях служит организатором асимметричного деления.

Кораллы обесцвечиваются из-за утраты взаимопонимания

Обесцвечивание коралла Pocillopora вызвано утерей симбиотических водорослей. Фото с сайта www.pifsc.noaa.gov
Коралловым рифам — одной из самых удивительных экосистем Земли — грозит исчезновение. Первый признак их неблагополучия — обесцвечивание, вызванное тем, что полип отторгает своих симбионтов — одноклеточные водоросли рода Symbiodinium. В качестве причины обычно называют повышение температуры приповерхностных вод, нарушающее всю систему взаимосвязей между организмом кораллового полипа и его симбионтами.

Может ли эволюционная психология объяснить феномен террористов-самоубийц?

Коллективные ритуалы издавна служили мощным средством сплочения человеческих групп, воспитывая в людях преданность «своим» и одновременно — враждебность к «тем, кто не с нами». Фото с сайта picasaweb.google.com/bash.sash
Четыре исследования, проведенные среди представителей шести религиозных конфессий, показали, что люди, регулярно посещающие богослужения, в большей степени склонны к проявлениям религиозного фанатизма и ненависти к иноверцам, вплоть до одобрения террористов-самоубийц. Частота молитв, однако, не имеет такого эффекта.

Существующие модели климата не могут предсказать реальных сезонных сдвигов

Прилет первых грачей для жителей центральной России означает приход весны. По некоторым данным, за последние десять лет эти вестники весны стали появляться у нас на в среднем на три дня раньше. (Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». 1871 год. Третьяковская галерея)
Американские ученые составили подробные карты изменения сезонности в Северном полушарии. Из них видно, что в последние полвека смена сезонов над сушей наступает в среднем на 1,7 дня раньше, а над океанами на день позже, чем в предыдущие полвека. Сезонная амплитуда температур в среднем снизилась на 2,5°C. Но ни одна из существующих моделей климата не в состоянии объяснить этот сезонный сдвиг.

Взаимосвязь между богатством и счастьем оказалась неоднозначной

Новая монография российских социологов — подарок для тех, кто любит «голые факты» без прикрас
Социологические опросы показали, что взаимосвязь между богатством страны и тем, насколько счастливыми считают себя ее жители, имеет резко асимметричный характер. Если страна богата, ее жители почти наверняка счастливы; если жители несчастны, страна почти наверняка бедна. Однако есть немало стран, жители которых считают себя очень счастливыми несмотря на бедность.

Впервые измерена сила отталкивания в эффекте Казимира–Лифшица

При взаимодействии между золотым шариком (1), погруженным в бромбензол (3), и пластиной (2) происходит отталкивание, если ε1 > ε3 > ε2. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature
Квантовая механика предсказывает, что на расстояниях порядка нанометра между телами наблюдается сила притяжения. Это эффект Казимира, подтвержденный экспериментально. Но при определенных условиях притяжение может смениться отталкиванием — это обобщенный эффект Казимира, или эффект Казимира–Лифшица. Группе американских ученых впервые удалось измерить силу такого отталкивания на больших (по меркам наномира) расстояниях.

Ретровирусы помогают своим дальним родственникам встроиться в хозяйский геном

Встраивание ретровирусов и ретротранспозонов в геном организма-хозяина может приводить к печальным последствиям. Эта собака родилась обесцвеченной и глухой на оба уха из-за того, что ретротранспозон встроился в один из ее генов (SILV), нарушив его работу. Фото с сайта www.pnas.org
Считалось, что из всех РНК-содержащих вирусов только ретровирусы способны синтезировать ДНК на матрице своей РНК и встраиваться в геном хозяйской клетки. Как выяснилось, другие РНК-содержащие вирусы тоже умеют это делать: их встраивание этих вирусов в хромосомы хозяина происходит благодаря своеобразной кооперации с уже обжившимися в хозяйском геноме ретровирусами.

Открыт механизм самоорганизации нанокристаллов карбонатов и силикатов в биоморфные структуры

Эти минеральные структуры формируются в растворах простых неорганических соединений — карбонатов и силикатов. Казалось бы, естественные кристаллы карбонатов и силикатов не могут позволить себе столь изысканные формы. Но выяснилось, что это не так. Фото с сайта www.rsc.org
Испанские ученые открыли механизм, который может приводить к спонтанному образованию кристаллов карбонатов и силикатов очень сложной и необычной формы. Эти кристаллические новообразования напоминают биоморфы — неорганические структуры, полученные при участии живых организмов. А механизм, приводящий к такой мимикрии, на удивление прост.

Альтруисты процветают благодаря статистическому парадоксу

Кишечная палочка Escherichia coli от природы не склонна к альтруизму, но благодаря успехам генной инженерии этот недосмотр удалось исправить. Фото с сайта anthropik.com
Американские микробиологи создали из живых бактерий модельную систему, в которой микробы-альтруисты, производящие с ущербом для себя полезное всей популяции вещество, оказываются в конечном счете в выигрыше несмотря на то, что в каждой отдельной популяции они проигрывают соревнование микробам-эгоистам. Процветание альтруистов обеспечивается благодаря статистическому «парадоксу Симпсона».

Генетический код допускает разночтения

Стандартный генетический код. Центральный круг соответствует первой букве кодона (триплета нуклеотидов), средний — второй букве, внешний — третьей. Снаружи от кругов указаны 20 стандартных аминокислот, кодируемых соответствующими триплетами. Рядом с кодонами UGU и UGC, кодирующими цистеин (Cys), находятся три стоп-кодона, кодирующие окончание синтеза белка: UAA, UAG и UGA. Последний из этих стоп-кодонов «по совместительству» кодирует селеноцистеин, а у инфузории Euplotes он не является стоп-кодоном и по умолчанию кодирует цистеин. Рис. с сайта commons.wikimedia.org
Генетический код основан на однозначном соответствии каждого кодона (тройки нуклеотидов) определенной аминокислоте. Это правило не выполняется у инфузории Euplotes, у которой в пределах одного гена кодон UGA может кодировать две аминокислоты — цистеин или селеноцистеин. Смысл каждого кодона UGA определяется специальной регуляторной последовательностью нуклеотидов в некодирующей части гена.

В невесомости капля жидкости способна принимать не только шарообразную форму

Фотографии из обсуждаемой статьи, показывающие изменение формы водяной капли
Английские физики показали, что водяные капли, подвешенные в пространстве с помощью диамагнитной левитации, при определенных условиях могут принимать треугольную, четырех- и даже пятиугольную форму. Результаты этих исследований могут быть использованы как для объяснения структур астрономических объектов, так и в описании быстровращающихся атомных ядер.

Тайна происхождения жизни скоро будет разгадана?

В письме своему другу Джозефу Хукеру Дарвин осторожно предположил, что жизнь могла зародиться из неживой материи в «маленьком теплом пруду». Вполне возможно, что он и на этот раз оказался прав. Рис. Katharine Sutliff из обсуждаемой статьи Карла Циммера в Science
Еще полвека назад размышления о происхождении жизни считались уделом престарелых ученых. Сегодня экспериментальным изучением этой проблемы заняты сотни научных коллективов. Их впечатляющие успехи позволяют надеяться, что не за горами тот день, когда все этапы долгого пути от неживой материи к простейшему живому организму можно будет воспроизвести в лаборатории.