Главная / Новости науки / 04.2009

Правильно выбирая друзей, можно спастись от конкурентов

Эта схема показывает, каким образом взаимовыгодное сотрудничество между видами (мутуализм) может усиливать или ослаблять конкуренцию в зависимости от структуры мутуалистических связей. Рис. из обсуждаемой статьи Sugihara & Ye
Взаимовыгодное сотрудничество между видами (мутуализм) может способствовать снижению конкуренции и росту числа видов в сообществе, но только в том случае, если сеть мутуалистических связей обладает высокой степенью «вложенности». Это означает, что виды-специалисты, имеющие мало «друзей», должны кооперироваться с видами-генералистами (у которых «друзей» много), и наоборот.

Чтобы отведать заморского нектару, африканские птички научились зависать в воздухе, как колибри

Цветки «табачного дерева», Nicotiana glauca, — растения, завезенного из Америки в Южную Африку и ставшего там сорняком. В Америке их опыляют колибри, а в Африке их научились опылять нектарницы. Фото с сайта en.wikipedia.org
Считалось, что африканские птицы нектарницы питаются нектаром цветков только «с опоры» и не способны зависать в воздухе. Однако столкнувшись с завезенным из Америки кустарником Nicotiana glauca, малахитовые нектарницы потребляют нектар из его цветков в трепещущем полете — так же, как это делают их экологические аналоги, обитающие в Новом Свете, — колибри.

Иммунная система помогает животным отличать больных сородичей от здоровых по запаху

Изготовленный из мышиной головы препарат, на котором изучалась работа обонятельных рецепторов. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Мыши и другие млекопитающие умеют по запаху отличать здоровых сородичей от пораженных различными инфекциями, однако молекулярные основы этой способности до сих пор не были известны. Как выяснилось, ее обеспечивают особые рецепторы, реагирующие на вещества, выделяемые бактериями, а также иммунной системой животных в ходе воспалительной реакции.

Обнаружена суперионная проводимость в фуллериде лития

Кристаллическая решетка фуллерида лития. Рис. с сайта focus.aps.org
Суперионными проводниками называют твердые электролиты с высокой ионной проводимостью. Обычно это кристаллы с отсутствием периодичности в расположении атомов. Теперь же суперионная проводимость обнаружена в фуллериде лития Li4C60 — кристалле с сильно упорядоченной структурой. Причем при комнатной температуре проводимость Li4C60 на порядок выше, чем у многих других суперионных проводников.

Честные дрожжи и дрожжи-обманщики могут жить дружно

Обыкновенные пекарские дрожжи (Saccharomyces cerevisiae), как выяснилось, сталкиваются в своей жизни со сложными морально-этическими дилеммами. Это делает их удобным модельным объектом для исследований в области эволюционной этики. Фото с сайта www.bio.miami.edu
В популяциях дрожжей одни особи производят фермент, расщепляющий сахарозу на легко усваиваемые моносахариды — глюкозу и фруктозу. Другие сами не производят фермента, но пользуются плодами чужих трудов. Теоретически это должно приводить к полному вытеснению альтруистов эгоистами, однако в реальности численность альтруистов не падает ниже определенного уровня.

Палеонтологи уточнили время и место появления сосудистых растений

Риния — одно из древнейших сосудистых растений (ранний девон, около 410 млн лет назад). Риния и ее родственники (псилофиты, или риниофиты) не имели ни листьев, ни настоящих корней. Изображение с сайта universe-review.ca
В Саудовской Аравии в отложениях возрастом 444–450 млн лет обнаружены споры сосудистых растений — группы, к которой относятся все высшие растения, кроме мхов. Находка не только отодвинула в прошлое момент появления сосудистых растений, но и указала на место этого события — северную часть суперконтинента Гондвана, откуда сосудистые растения позже распространились по всему миру.

Видообразование экологически консервативно

Эвкалипты — типичные представители лесостепных биомов южного полушария, которые дали вспышку видообразования и широко расселились, не изменив при этом экологической приуроченности. Фото с сайта heritage.anu.edu.au
Обработав огромный массив данных по филогенезу и экологии растений Южного полушария, ученые пришли к выводу об исключительно высоком экологическом консерватизме видообразования. Потомки наследуют не только морфологические черты предковых форм, но и приуроченность к определенному типу местообитаний. То есть эволюционные тенденции видов ограничены конкретным природным ландшафтом.

Горы в тропиках «выше», чем в умеренных широтах

Аппалачи — древняя горная система, охваченная в обсуждаемой работе Кристи Маккейн. Вид с горы Mount Le Conte. Фото с сайта en.wikipedia.org
В тропиках, где нет значительных сезонных колебаний температуры, диапазон высот, в пределах которых обитает тот или иной вид животных, может быть довольно узким, и видов с неперекрывающимися областями вертикального распространения в таких горах умещается больше. Но чем дальше от экватора, тем шире диапазон высот и тем «ниже» горы с точки зрения количества обитающих в них видов.

Вода усиливает сверхпроводимость?

Изменение с температурой удельного сопротивления не допированной кобальтом пленки SrFe2As2 на воздухе. Рис. из обсуждаемой статьи
Чтобы усилить сверхпроводимость, обычно прибегают к сильному сжатию исследуемого образца или добавлению в его состав специально подобранного химического элемента. Группа японских физиков во главе с Хидео Хосоно обнаружила сверхпроводящий переход в недопированных и несжатых пленках SrFe2As2. По мнению ученых, сверхпроводимость возникает под действием воды, которую пленки поглощают из воздуха.

Расшифрованы геномы всех известных риновирусов — возбудителей простуды

Модель недавно выявленного нового риновируса человека. Изображение из статьи в журнале PLoS ONE
Американские генетики и медики прочли полные геномы 138 образцов риновирусов и обнаружили помимо трех известных типов еще один. Риновирусы не только четко делятся на эволюционные ветви, но и могут рекомбинировать, находясь в одной зараженной клетке. Эти вирусы настолько разнообразны, что лекарство от простуды имеет смысл искать только отдельно для каждой из эволюционных ветвей.

Экспериментально подтверждено влияние видообразования на свойства экосистем

Трехиглая колюшка способна жить как в соленой, так и в пресной воде. В некоторых частях своего обширного ареала эта рыбка в последние 10 000 лет (после отступления ледников) начала подразделяться на отдельные виды, что сделало ее одним из излюбленных объектов биологических исследований. Фото с сайта web.ukonline.co.uk
На примере трехиглой колюшки, которая за последние 10 000 лет подразделилась на два вида в семи канадских озерах, исследователи из Канады и США показали, что видообразование у колюшки заметно влияет на озерные экосистемы — на прозрачность воды, состав растворенной органики, количество планктона и относительную численность многих видов мелких животных. Изменение свойств экосистемы, в свою очередь, должно влиять на эволюцию населяющих ее видов.

Эксперименты с «жидким пленочным двигателем» получили теоретическое объяснение

Схематический рисунок установившегося течения жидкости в пленке. Рис.  из обсуждаемой статьи
Физики из России и Великобритании предложили теорию, объясняющую принцип работы «жидкого пленочного двигателя». Пленка вращается не из-за переориентации дипольных моментов молекул, а из-за скачка напряженности электрического поля на границе воды и стенок контейнера, приводящего к появлению тангенциальной скорости жидкости на краях пленки и образованию в ней вихревого течения.

«Чувство кворума»: принятие коллективных решений в макро- и микромире

Этот график иллюстрирует работу «молекулярного переключателя», регулирующего поведение светящейся бактерии Vibrio harveyi в зависимости от концентрации двух сигнальных веществ (AI-1 и AI-2), которые используются бактериями для общения друг с другом. Рис. из обсуждаемой статьи в PLoS Biology
Многие живые организмы принимают коллективные решения демократическим путем при помощи так называемого «чувства кворума». Часто это проявляется в том, что при увеличении скученности совокупность особей превращается в организованный коллектив. Результаты двух новых исследований говорят о том, что у разных организмов — от бактерий до животных — базовые принципы такого превращения сходны.

Жизнь в сильно искривленном пространстве-времени требует тринокулярного зрения

Существу, живущему в сильно искривленном пространстве-времени, удобнее рассматривать окружающий мир тремя глазами, не расположенными на одной прямой (изображение из обсуждаемой статьи)
Расчеты американских физиков показали, что если бы под горизонтом событий черной дыры жили высокоразвитые существа, то им было бы удобно рассматривать окружающий их мир не двумя, а тремя глазами.

Большому адронному коллайдеру грозит полный демонтаж

Примерно так в недалеком будущем может выглядеть туннель Большого адронного коллайдера. Фото © Ed Alcock с сайта www.nytimes.com
Большой адронный коллайдер оказался настолько сложной установкой, что у специалистов опускаются руки: они не могут с ним справиться и вынуждены постоянно его ремонтировать. В условиях финансового кризиса наименее болезненным выходом из сложившейся ситуации может стать полный демонтаж LHC.