Главная / Новости науки / 06.2009

Миссия «Улисса» завершена, но странствия продолжаются

Полет «Улисса» (в представлении художника). Рис. с сайта www.esa.int
30 июня завершилась одна из самых длительных научных миссий в истории космонавтики. В этот день по команде с Земли было отключено питание бортовой радиоаппаратуры европейско-американской автоматической станции «Улисс», которая без малого два десятилетия работала в дальнем космосе.

Рядом с древнейшей скульптурой найдены музыкальные инструменты

Флейта из пещеры Холе-Фельс, найденная неподалеку от древнейшей в мире статуэтки: a–e — следы обработки птичьей кости каменными орудиями. Фото из обсуждаемой статьи в Nature
В пещере Холе-Фельс на юго-западе Германии найдены древнейшие музыкальные инструменты — флейты из птичьих костей и мамонтового бивня. Находки происходят из того же слоя, что и недавно обнаруженная древнейшая женская статуэтка. Открытие показало, что музыкальная культура была присуща нашим предкам уже 35–40 тыс. лет назад, сразу после того, как они пришли в населенную неандертальцами Западную Европу.

Растения-вселенцы процветают за счет освобождения от паразитов и умелого использования ресурсов

Василек крапчатый (Centaurea maculosa) — европейский вид, ставший инвазийным в Америке. Фото с сайта www.flickr.com/photos/valsworld
Механизмы, определяющие процветание видов-вселенцев, всё еще понятны не до конца. Исследование 243 видов растений, завезенные в Америку из Европы, показало, что почти все эти растения в Америке поражены меньшим числом видов патогенных грибов и вирусов, чем на родине. Кроме того, они способны к быстрому росту за счет эффективного использования имеющихся ресурсов.

У микробов обнаружена способность к предвидению

Дрожжи — одноклеточные существа, почти не способные к обучению в прямом смысле этого слова. Однако, как выяснилось, обычная дарвиновская эволюция, основанная на мутациях и отборе, способна отчасти компенсировать этот недостаток, помогая дрожжам вырабатывать полезные навыки, похожие на условные рефлексы животных. Фото с сайта www.bio.miami.edu
Израильские ученые обнаружили у кишечной палочки Escherichia coli и дрожжей Saccharomyces cerevisae способность к опережающему реагированию, напоминающую классические павловские условные рефлексы. Если в естественной среде обитания один стимул часто предшествует другому, то микробы могут научиться реагировать на первый стимул как на сигнал, предупреждающий о скором появлении второго стимула.

Из Европы в Африку на зимовку ежегодно улетают два миллиарда птиц

Число птиц, вовлеченных в сезонные миграции, измеряется сотнями миллионов. Фото с сайта lewebpedagogique.com
Каждую осень огромное количество птиц, гнездящихся в Европе, летит на зимовку в Африку. Весной они возвращаются обратно. Согласно недавним подсчетам швейцарских орнитологов, общее число мигрирующих птиц оценивается в 2,1 миллиарда особей. Главным образом это мелкие представители отряда воробьиных — пеночки, лесной конёк, деревенская ласточка, разные славки.

Подтверждено существование новой аллотропной формы углерода

Кристаллическая структура M-углерода. Черные и серые шарики показывают искривленные слои кристаллической решетки. Рис. из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
Эксперименты показывают, что холодное сжатие графита приводит к появлению нового состояния углерода, с измененной внутренней структурой и физическими свойствами. Ученые из Китая, США и России теоретически рассчитали кристаллическую структуру графита, находящегося в таких условиях, и идентифицировали это состояние углерода как его новую аллотропную форму — M-углерод.

Вырубка тропических лесов не спасает население от бедности

Площадь обезлесенных территорий в Бразилии растет год от года. Фото с сайта tropical-rainforest-animals.com
Международная команда экологов и экономистов оценила перспективу развития населения, занятого вырубкой тропических лесов, для которого экспорт древесины — единственная возможность быстро поднять уровень жизни. Но, как выяснилось, дальнейшее использование расчищенных от леса площадей оказывается нерентабельным и уровень жизни возвращается к исходным низким показателям.

Лунное затмение позволило взглянуть на Землю как на экзопланету

Частное лунное затмение 16 августа 2008 года. Слева: эволюция затмения. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Испанские астрофизики опубликовали результаты любопытного эксперимента, который, как они утверждают, увеличивают шансы успешного поиска внесолнечных планет с органической жизнью. Полученный ими спектр солнечного излучения, прошедший через атмосферу Земли и отраженный от Луны, содержал подписи молекулярного кислорода, озона, водяного пара, метана и углекислого газа.

В интернете появилась новая база данных по продолжительности жизни позвоночных AnAge — самая полная и точная

Гренландский кит — абсолютный чемпион по долгожительству среди позвоночных. Он может дожить до 211 лет. Человек, согласно научно подтвержденным данным, — только до 122,5. Фото с сайта www.pro-kitov.info
Британские биологи опубликовали в интернете наиболее полную базу данных по продолжительности жизни позвоночных — AnAge. База содержит информацию о 3650 видов (человек среди них — на 11-м месте по долгожительству), а также о массе тела, темпах роста и полового созревания, скорости размножения и других характеристиках, которые могут использоваться для сравнительных исследований.

Почему рыбы избегают неравных браков

У африканской рыбки Pelvicachromis taeniatus наблюдается «положительная ассортативность» по размеру: крупные самцы обычно образуют пары с крупными самками, мелкие — с мелкими. Пара, изображенная на фотографии, — нетипична (крупный самец с маленькой самкой). Фото с сайта www.zierfischclubbremen.de
У многих животных крупные особи спариваются преимущественно с крупными партнерами, мелкие — с мелкими. У африканских рыб Pelvicachromis taeniatus подобная избирательность наблюдается, даже если все особи предпочитают крупных партнеров, а прямая конкуренция за партнеров отсутствует. По-видимому, рыбы трезво оценивают свою собственную привлекательность, и чем она ниже, тем рыба уступчивее.

Обмен технологиями и высокая плотность населения поддерживают культурный уровень

Артефакты из знаменитой пещеры Бломбос в Южной Африке были изготовлены 60 тысяч лет назад. Эти находки демонстрируют культуру палеолита, характерную для человека современного типа. Фото из статьи: Paul Mellars. Why did modern human populations disperse from Africa ca. 60,000 years ago? A new model
Английские ученые разработали модель развития культуры в человеческом обществе, предусматривающую разделение людей на разнородные поселения с разным культурным уровнем. Исследование показало, что заданный уровень культуры (технологий) может поддерживаться только при относительно высокой плотности населения, однако эту плотность можно снизить, если между поселениями существует культурный обмен.

В ЦЕРНе начинается эксперимент по изучению связи между космическими лучами и климатом

Трехметровая цилиндрическая камера эксперимента CLOUD прибыла в ЦЕРН. Фото с сайта cdsweb.cern.ch
В новом церновском эксперименте CLOUD в полностью контролируемых условиях внутри трехметровой цилиндрической камеры будет изучаться динамика и условия образования маленьких капелек и кристалликов льда. Роль искусственных космических лучей будет играть протонный пучок из небольшого церновского ускорителя — Протонного синхротрона.

Межгрупповые войны — причина альтруизма?

Археологи пока не нашли прямых свидетельств военных столкновений неандертальцев с людьми современного типа, однако подобные сцены, скорее всего, не были редкостью в Европе 30–40 тысяч лет назад. Наши предки, постоянно воевавшие друг с другом, вряд ли смогли бы мирно ужиться со столь «чуждым элементом». Рисунок Николая Ковалева
Обобщив доступные археологические и этнографические данные, американский антрополог Сэмюэль Боулс пришел к выводу, что уровень межгрупповой агрессии у палеолитических охотников-собирателей был достаточно высок, чтобы обеспечить распространение генов, ответственных за внутригрупповой альтруизм. Присутствие в племени самоотверженных героев-альтруистов повышало шансы на победу в войне с соседями.

Впервые удалось увидеть уровни Ландау в графене

Непосредственное измерение квантования Ландау в графене во внешнем магнитном поле 5 Тл. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Магнитное поле, приложенное к проводнику, заставляет заряженные частицы, участвующие в переносе электрического тока, двигаться по замкнутым орбитам с дискретным и равномерно распределенным набором значений энергий. Такие проквантованные орбиты называются уровнями Ландау. Группе американских ученых удалось впервые экспериментально зафиксировать уровни Ландау в графене.

Головастики способны к обобщениям

Головастик американской лесной лягушки Rana sylvatica. Фото с сайта www.flickr.com
Головастики лесной лягушки от рождения не знают, каких хищников им следует бояться, и должны учиться этому в течение жизни. Головастики, которых научили опасаться одного из хищников (огненнобрюхого тритона), начинают бояться также и других амфибий. А чем сильнее страх перед тритоном, тем более широкий круг потенциальных хищников вызывает у головастиков характерную реакцию испуга.

Астрометрический метод поиска экзопланет принес первый результат

Новоткрытая экзопланета VB 10b с материнской звездой. Изображение с сайта planetquest.jpl.nasa.gov
Астрономы Стивен Правдо и Стюарт Шаклан из Лаборатории реактивного движения NASA «отловили» очередную экзопланету — вполне рядового газового гиганта, обращающегося вокруг переменной звезды VB 10 в двойной системе Глизе 752. Уникальность же этого открытия в том, что оно впервые сделано с помощью астрометрии.