Главная / Новости науки / 07.2009

В бозе-эйнштейновском конденсате создали звуковую черную дыру

Распределение скорости течения конденсата в разные моменты времени. Рис. из обсуждаемой статьи в Архиве
Израильским ученым удалось в бозе-эйнштейновском конденсате атомов рубидия создать аналог гравитационной черной дыры — акустическую черную дыру. У нее тоже существует горизонт событий, в пределах которого звуковые колебания не могут ее покинуть, и вблизи этого горизонта событий можно зарегистрировать звуковое излучение со своим тепловым спектром, аналогичное излучению Хокинга гравитационной черной дыры.

Рапамицин замедляет старение у мышей

Рапамицин впервые был обнаружен в пробах почвы с острова Пасхи. Местное название острова — Рапа-Нуи, отсюда и название лекарства. Фото с сайта designer-daily.com
Эксперименты, проведенные независимо в трех лабораториях, показали, что рапамицин — вещество, выделяемое почвенными бактериями и впервые обнаруженное в почве острова Пасхи, — продляет жизнь не только дрожжам, мухам и червям (это было известно ранее), но и мышам. Однако вредные побочные эффекты не позволяют использовать рапамицин для продления жизни людей.

Дестабилизация развития — путь к эволюционным новшествам

В ходе споруляции у бактерий Bacillus subtilis в норме всегда образуется по одной споре в каждой клетке, другие варианты не встречаются. У мутантов с дестабилизированным механизмом споруляции возможно несколько альтернативных вариантов. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Nature
На примере механизма образования спор у бактерий удалось показать, что становление нового полезного признака в ходе эволюции может начинаться с мутаций, вносящих элемент хаоса в программу индивидуального развития и приводящих к появлению целого набора альтернативных аномальных фенотипов. Новый признак, изначально возникший как редкая аномалия, со временем стабилизируется и становится нормой.

22 июля 2009 года — полное солнечное затмение

Полная фаза затмения 1 августа 2008 года. Фото: астроклуб «IzhAstro»
22 июля 2009 года произойдет самое продолжительное в нынешнем столетии полное солнечное затмение (6 минут 39 секунд). Путь лунной тени начнется в 00:53 по всемирному времени на западном побережье Индии, пройдет через весь Китай, и затмение достигнет кульминации юго-восточнее Японских островов. В России и СНГ максимальная фаза затмения составит 0,6 (на юге Приморья и юге Таджикистана).

Пространство и время воспринимаются одинаково

Представление о пространственно-временном континууме, по-видимому, уместно не только в теоретической физике, но и в психологии. Эксперименты показали, что между восприятием пространства и восприятием времени существует тесная связь. Рис. с сайта vulturewhale.com
Люди обычно представляют себе последовательности чисел в виде горизонтальных рядов: маленькие числа слева, большие — справа. При помощи остроумных экспериментов с очками, смещающими изображение влево или вправо, итальянские психологи показали, что представления о длительности временных интервалов подчиняются той же закономерности: короткие интервалы кажутся нам «левыми», длинные — «правыми».

Предложена модель атомного квантового двигателя

Атомный квантовый двигатель. Два различных ультрахолодных атома (коричневый и синий шары) находятся в кольцеобразной оптической решетке. Подробности см. в тексте. Рис. из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
Немецкие теоретики предложили оригинальную модель квантового двигателя. К двум атомам, помещенным в кольцеобразную оптическую решетку при очень низкой температуре, прикладывается специально подобранное внешнее переменное магнитное поле. Благодаря атому-«стартеру» второй атом («носитель») начинает свое движение по оптической решетке и через некоторое время выходит на постоянную скорость.

Судьба африканских лесов зависит от птиц

В густом лесу с сомкнутым пологом всхожесть семян высокая, поэтому там много молодых деревьев. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
Канадские экологи установили, что важнейшую роль в жизни африканских тропических лесов играют птицы, питающиеся плодами деревьев. Семена, прошедшие через пищеварительный тракт птиц, не поедаются жуками-зерновками, и там, где много птиц, лес быстро восстанавливается. Если же площадь лесов уменьшается, то число птиц сокращается, больше семян поедается жуками, и гибель лесов ускоряется.

В прошлые эпохи постепенное потепление климата сопровождалось внезапным кризисом биоты

Позднетриасовый ландшафт Восточной Гренландии: доминировали голосеменные и папоротники. По остаткам этой флоры была реконструирована последовательность событий кризисной эпохи. Рис. с сайта www.cultinfo.ru
Международная группа палеоботаников шаг за шагом реконструировала развитие экологического кризиса в рэтском веке позднего триаса. Оказалось, что за 300–500 тыс. лет до рокового рубежа началось обеднение и упрощение растительных сообществ, которое сначала шло очень быстро, а потом постепенно замедлялось вплоть до момента массового вымирания.

Обман запоминается лучше, чем честные поступки

Сплетни — древнейшее средство распространения компрометирующих сведений о «неблагонадежных» членах социума, что способствует сплочению коллектива и наказанию «обманщиков». Рис. американского художника и иллюстратора Нормана Роквелла с сайта www.nrm.org
Эксперименты показали, что имена и лица обманщиков, вопреки ожиданиям эволюционных психологов, запоминаютсяне лучше, чем имена и лица честных людей. Разница состоит в том, что факты, порочащие репутацию известных нам личностей, запоминаются существенно лучше, чем сведения о хороших или нейтральных поступках.

Высокогорные растения могут добывать азот из снега с помощью специальных «снежных корней»

Снежные корни хохлатки после схода снега. Фото В. Г. Онипченко
Хохлатка (Corydalis conorhiza) — небольшое растение, обычное на высокогорных лугах Северного Кавказа, — способна извлекать необходимый ей азот из тающего снега. Для этого у нее развиваются специальные «снежные корни», которые растут вверх. Результаты изучения этого неизвестного ранее явления суммированы в совместной статье российских и голландских ученых.