Главная / Новости науки / 11.2009

Вымирание мамонтов и мастодонтов в Северной Америке могло быть причиной, но не следствием изменения растительности

Микрофотография спор грибка из рода Sporormiella: отдельная концевая спора. Число таких спор в образцах позволяет судить о численности крупных млекопитающих. Фото с сайта www.pnas.org
Около 12 тыс. лет назад в Северной Америке вымерли мамонты, мастодонты и многие другие крупные млекопитающие. Различные гипотезы объясняют это вымирание охотой или изменениями климата и растительности. Исследование содержания спор грибков из рода Sporormiella в плейстоценовых отложениях показало, что упадок численности крупных млекопитающих начался раньше, чем произошли существенные изменения растительности и климата.

Гидриды лития помогают изучать свойства металлического водорода

Рис. 1. Кристаллическая решетка металлических LiH2 и LiH6 под давлением 150 ГПа. Структурные параметры LiH2 и LiH6 приведены в дополнительных материалах к обсуждаемой статье в PNAS
Согласно теории, водород, сжатый под давлением 4 млн атмосфер, должен перейти в металлическое состояние и стать высокотемпературным сверхпроводником. Но такое давление находится на пределе экспериментальных возможностей. Американо-российская группа ученых показала, что если использовать обогащенные водородом гидриды лития, то переход в металлическую фазу наступает при давлении, в 4 раза меньшем, чем требуется для водорода.

Выращивание монокультур — ключ к эффективности сельского хозяйства у термитов

Термит-грибовод Macrotermes и его урожай — плодовые тела грибов Termitomyces. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Развитию взаимовыгодных симбиозов мешает эгоистическая эволюция симбионтов, порождающая «обманщиков», которые хотят только брать, ничего не давая взамен. Но среди грибов, выращиваемых термитами, почему-то обманщиков нет. Как выяснилось, причина в том, что эти грибы всегда растут в виде монокультур. Это исключает конкуренцию между грибами внутри термитника и не позволяет им эволюционировать эгоистически.

Муравьи используют азотные удобрения для своих угодий

Муравейник муравьев-листорезов рода Atta — это внушительное подземное сооружение с системой из сотен камер, связанных тоннелями, которое обслуживается миллионном муравьев. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Уже известно, что муравьи-листорезы выращивают на переработанных зеленых листьях грибную культуру, которая служит им пищей, а в качестве «пестицидов» используют антибиотики особых бактерий. Оказалось, что листорезы еще и вносят в субстрат азотфиксирующих бактерий, которые позволяют обойти проблему азотистого истощения, столь острую для сельскохозяйственных монокультур.

Зачем цианобактерии вьют из себя веревки

Рис. 1. Многоклеточные трихомы (нити) цианобактерий Oscillatoria ползают друг по другу, иногда образуя интересные «супраклеточные» структуры, например плотно сплетенные «коврики» и разнообразные тяжи. Каждый трихом представляет собой «стопку» из множества клеток, формой напоминающих монету. Фото с сайта www.dr-ralf-wagner.de
Нитчатые цианобактерии способны к скользящему движению. Движение каждой нити подчиняется простым правилам, следование которым может приводить к самосборке сложных структур из множества нитей, в том числе туго скрученных, прочных «веревок». Данная способность, по-видимому, помогает микробам обживать сыпучие, неустойчивые грунты.

«Ген речи» FOXP2 оказался регулятором высокого уровня

Культура предшественников нервных клеток человека послужила основой для исследования функций гена FOXP2. Фото с сайта louisville.edu
Американские ученые оценили экспрессию всех генов в культурах клеток с человеческим и обезьяньим вариантами FOXP2. Весь комплекс генов, работа которых так или иначе связана с FOXP2, отвечает за нормальное развитие отделов мозга, от которых зависит координация движений и артикуляция речи. По-видимому, быстрая эволюция гена FOXP2 была сопряжена с эволюцией и других генов из этого каскада.

Олимпиада по лингвистике пройдет в Москве в 40-й раз

Эмблема Традиционной олимпиады по лингвистике
22 ноября в Москве состоится юбилейная, XL Традиционная олимпиада по лингвистике для школьников 8–11 классов, открытая для всех желающих. В Санкт-Петербурге эта олимпиада 14-я. Участники будут решать специально составленные задачи, моделирующие деятельность ученых. Получив возможность познакомиться с тем, чем занимаются лингвисты, многие оказываются удивлены, насколько сильно это отличается от того, что изучают в школе.

Чтобы превратить самок в гермафродитов, достаточно двух мутаций

Сверху вниз: гермафродит C. elegans, самка C. remanei, искусственно выведенный «псевдогермафродит» C. remanei. Красным цветом выделены развивающиеся эмбрионы, желтым — яйцеклетки, красной рамкой обведен участок гонады (половой железы), в котором, наряду с яйцеклетками, развиваются также и спермии. Стрелкой обозначено половое отверстие. Фото из обсуждаемой статьи в Science
У двух видов круглых червей рода Caenorhabditis самок нет, а есть самцы и гермафродиты, способные к самооплодотворению. Эксперименты на раздельнополых червях C. remanei показали, что для превращения самок в гермафродитов достаточно уменьшить активность двух генов. Значит, для появления нового признака — гермафродитизма — в эволюции червей рода Caenorhabditis было достаточно двух мутаций.

Источником высокотемпературной интерфейсной сверхпроводимости оказался атомарный слой оксида меди

Рис. 1. Схематический рисунок, демонстрирующий слоистый характер кристаллической структуры двух ВТСП: YBa2Cu3O7 (слева) и LaO1–xFxFeAs (справа). Изображения с сайта www.physics.ubc.ca и из статьи Takahashi et al. Superconductivity at 43 K in an iron-based layered compound LaO1-xFxFeAs // Nature. V. 453. P. 376–378 (15 May 2008)
С помощью уникальной установки молекулярно-лучевой эпитаксии американские ученые синтезировали чрезвычайно тонкую двухслойную пленку из металлического La1,56Sr0,44CuO4 и изолятора La2CuO4, не являющихся сверхпроводниками. Полученная гетероструктура вела себя как ВТСП с критической температурой 30 К. Высокотемпературная сверхпроводимость в пленке рождалась в пределах одного слоя оксида меди.

Коэволюция насекомых и растений началась задолго до появления цветков

Скорпионницы — реликтовый отряд насекомых, в котором сейчас насчитывается около 600 видов. Оказалось, что эти насекомые были превосходными опылителями еще до появления цветковых растений. Фото с сайта www.diary.ru/~elruu
Детальное изучение ротовых частей ископаемых скорпионниц показало, что эти насекомые питались нектаром и участвовали в опылении растений. Найденные виды скорпионниц существовали 165–160 млн лет назад, во время господства голосеменных, то есть до появления цветковых растений. А значит, распространенная среди цветковых растений стратегия опыления насекомыми была изобретена уже голосеменными.

Зафиксирован начальный этап видообразования у тропических бабочек

Мимикрия у ядовитых бабочек рода Heliconius: редкие формы маскируются под более массовых, чтобы хищники быстрее учились не нападать на них. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Бабочки Heliconius cydno alithea, живущие в Эквадоре, делятся на две формы: желтую и белую, маскирующиеся под два разных вида ядовитых родственниц. Оказалось, что желтые самцы предпочитают желтых самок, однако белых самцов в равной степени привлекают самки обоих цветов. При этом никакой выгоды от избирательного скрещивания с себе подобными желтые бабочки, по-видимому, не получают.

Волк на пороге мира, полного опасностей: печальный эпилог

Рис. 1. Волк — социальный и территориальный вид, необходимый для нормального функционирования экосистем, в состав которых он исторически входит. Фото Анны Каспарсон
Полтора года назад волк популяции Северных Скалистых Гор был изъят из списка видов, находящихся под угрозой исчезновения. Биологи, изучающие волка в Йеллоустонском национальном парке, уже тогда были обеспокоены подобным решением. И вот меньше чем через месяц после открытия в штате Монтана первого за многие годы сезона охоты на волка была уничтожена целая стая изучаемых волков.

Язык маленьких детей лучше описывают лексико-специфичные грамматики, а не абстрактные

Когда маленькие дети только начинают говорить, они не строят предложения из существительных, прилагательных и глаголов в соответствии с традиционными правилами грамматики, а используют готовые фразы или куски фраз и постепенно учатся заменять в них одни слова на другие. Фото с сайта s305.photobucket.com/albums/nn211/hetroclite
Как ребенок усваивает родной язык, никто до сих пор толком не знает. Американо-германская группа когнитивистов показала, что грамматики, построенные на использовании конкретного лексического материала, лучше моделируют детскую речь, чем полностью абстрактные грамматики, и что с возрастом детская грамматика становится менее индивидуальной.

Почему движущиеся эритроциты имеют форму тапочки?

Эволюция несимметричной формы эритроцита («тапочки») при увеличении жесткости его мембраны в 1,5 раза. Рис. из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
Численное моделирование показало, что принятие эритроцитами несимметричной формы («тапочки») при движении по сосудам компенсирует возникающую разность в скоростях между ними и внешним течением, обеспечивая таким образом наиболее эффективное протекание крови. Результаты работы ученых могут быть использованы для диагностики различных заболеваний, например малярии.

Доказано участие гетерохроматина в видообразовании

Гетерохроматин упакован в глобулы — нуклеосомы, которые складываются в еще более компактные структуры. Эта плотная упаковка препятствует считыванию информации с ДНК. Рис. с сайта www.life-enhancement.com
В серии изящных экспериментов американским ученым удалось доказать, что гетерохроматиновые участки хромосом (содержащие большей частью нейтральные повторы, а не уникальные белок-кодирующие гены) у межвидовых гибридов ответственны за неправильное расхождение хромосом. Именно это вызывает летальность межвидовых гибридов и обеспечивает быстро возникающую репродуктивную изоляцию.

Подведены итоги эволюционного эксперимента длиной в 40 000 поколений

Колбы с 12 экспериментальными популяциями кишечной палочки. Каждая из этих популяций вот уже 20 лет эволюционирует под пристальным наблюдением исследователей. В обсуждаемой статье в Nature рассмотрены эволюционные изменения, произошедшие в популяции A-1. Фото с сайта en.wikipedia.org
В ходе уникального эксперимента, длившегося более 20 лет, удалось детально проследить эволюционные изменения, происходившие в популяции кишечной палочки Escherichia coli в течение 40 000 поколений. До сих пор считалось, что с постоянной скоростью должны накапливаться нейтральные мутации, а не полезные, однако в эксперименте всё оказалось наоборот.