Главная / Новости науки / 05.2010

Детектор CMS зарегистрировал квантовые корреляции пи-мезонов

Схема множественного рождения частиц в столкновении двух протонов высокой энергии. Если бы не было квантовых корреляций, частицы одного сорта (показаны красными стрелками) вылетали бы под произвольными, несвязанными друг с другом углами. Рис. И. Иванова
Рождающиеся в высокоэнергетических столкновениях тождественные элементарные частицы помогают или мешают друг другу вылетать в одинаковых направлениях в зависимости от того, являются они бозонами или фермионами. Этот квантовый эффект в поведении пи-мезонов теперь измерен и на LHC.

Клетки кишечной палочки смогли найти и уничтожить гербицид атразин

Колонии клеток на среде, содержащей атразин, освещенные ультрафиолетовым светом.  Чередование светлых и темных концентрических колец внутри колони говорит о том, что эти клетки умеют находить и разлагать атразин. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature Chemical Biology
Мечта каждого ученого, занимающегося синтетической биологией, — перепрограммировать клетки так, чтобы они могли самостоятельно выполнять сложные задания — например, синтезировать или, наоборот, расщеплять какие-то вещества. Постепенно эта мечта начинает сбываться: недавно были созданы мутантные клетки кишечной палочки, которые распознают гербицид атразин, передвигаются к месту его локализации и уничтожают его.

Кембрийские животные оказались долгожителями

Эта негостеприимная пустыня на юго-востоке Марокко подарила палеонтологам еще одно местонахождение с уникальными древними животными. Фото из обзора: Nicola Jones «Weird wonders lived past the Cambrian» в Nature
Международная команда палеонтологов исследовала местонахождение возрастом 480 млн лет в Марокко с богатейшей фауной мягкотелых животных, которые так редки в палеонтологической летописи. Находки показали, что подавляющее большинство кембрийских донных обитателей пережили крупное вымирание в конце кембрия и в неизменном виде сосуществовали с новыми ордовикскими жителями океанов.

Создано первое живое существо с синтетическим геномом

Колонии бактерий с синтетическим геномом окрашены в синий цвет, потому что их геном содержит ген lacZ, кодирующий фермент бета-галактозидазу. Рисунок из обсуждаемой статьи Gibson et al. в Science
Сотрудники института Крейга Вентера сообщили об успешном создании первых микроорганизмов с искусственным геномом. Собранный из химически синтезированных фрагментов ДНК геном взял под контроль живые бактериальные клетки, в которые его внедрили, после чего все их свойства стали соответствовать содержащимся в нём «инструкциям». На это достижение было потрачено 40 млн долларов и 15 лет работы.

Две сверхновые похожи друг на друга, каждая нова по-своему

В спектре сверхновой SN 2005cz зарегистрировано аномально высокое содержание кальция. Изображение из обсуждаемой статьи Kawabata et al. в Nature
Два интернациональных коллектива астрономов и астрофизиков полностью разошлись в интерпретации результатов недавних наблюдений пары необычных, но похожих друг на друга сверхновых звезд. Эта полемика представлена в статьях, которые 20 мая появились в журнале Nature.

Расширение белковой вселенной продолжается

Примерно так представляют себе биологи «ландшафт приспособленности». Два горизонтальных измерения соответствуют фенотипу, вертикальное отражает приспособленность. Если речь идет об отдельном белке, то фенотип — это аминокислотная последовательность, а приспособленность — это эффективность выполнения белком своей функции. Рисунок с сайта classes.yale.edu
Анализ аминокислотных последовательностей 572 древних белков, унаследованных от последнего общего предка всего живого (LUCA), показал, что накопление различий между родственными белками, выполняющими одну функцию, происходило очень медленно и продолжается до сих пор. По-видимому, накопление аминокислотных замен сдерживается сложными взаимодействиями между разными участками белковой молекулы.

Экспериментальное изучение естественного отбора в природе: для островных ящериц конкуренция важнее хищников

Ящерица Anolis sagrei. Фото с сайта testudo2.cz
Эксперименты с популяциями ящериц-анолисов на уединенных островках Багамского архипелага подтвердили гипотезу о том, что направленность отбора у островных популяций в большей степени определяется конкуренцией, чем хищничеством. Высокая плотность (и острая борьба за ресурсы) ведет к избирательному выживанию самых крупных, длинноногих и сильных ящериц. Наличие хищников резко повышает смертность, но не меняет направленность отбора.

Выяснено магнитное упорядочение оранжевого кислорода

Магнитные структуры в дельта-кислороде. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
Существует шесть фаз твердого кислорода, различающихся строением кристаллической решетки, электрическими и магнитными свойствами, а также цветом. Как устроено магнитное упорядочение молекул в оранжевой (δ-) фазе, до сих пор оставалось загадкой. Группа ученых из Франции, Швейцарии и США экспериментально установила, что оранжевый кислород содержит три различных магнитных структуры, каждая из которых является антиферромагнитной.

Формальные статистические тесты подтверждают происхождение всех живых организмов от единого предка

Рисунок из записной книжки Дарвина, сделанный в 1837 году (через год после возвращения из кругосветного плавания на «Бигле»). На нём впервые в графической форме представлена идея происхождения различных видов живых существ от единого предка. Изображение с сайта talkingsquid.net
Формальные статистические тесты, основанные на «теории выбора моделей» и не использующие априорного допущения о том, что сходство белковых молекул говорит об их родстве, показали, что гипотеза о едином происхождении всего живого гораздо более правдоподобна, чем альтернативные модели, предполагающие независимое происхождение разных групп организмов от разных предков.

Голос и объятия одинаково важны

У усатого голоспина (Pteronotus parnellii) окситоциновые нейроны концентрируются в слуховых отделах мозга, что косвенно указывает на взаимосвязь звуковой стимуляции и выработки гормона окситоцина. Фото с сайта inriodulce.com
Нейрогормон окситоцин принимает участие в регуляции социального поведения у млекопитающих, не исключая и человека — помогает распознавать знакомых индивидуумов, формирует доверительные отношения, регулирует надежность супружеских связей и т. д. Считалось, что окситоцин выделяется в ответ на тактильный контакт; однако новое исследование показало, что с тем же успехом его выделению способствует и голос.

Нападки политиков на климатологов угрожают не только науке

Белые медведи на одинокой льдине могут стать символом угрозы глобального потепления. Фото © Paul Nicklen / National Geographic, приведено в обсуждаемой статье в Science
Недавно в журнале Science появилась статья за подписью сразу 255 известных американских ученых, членов Национальной академии наук США. Эта статья фактически представляет собой открытое письмо, полное тревоги. Авторы письма призывают политиков, журналистов и просто всех граждан обратить самое серьезное внимание на проблему меняющегося климата и прекратить необоснованные нападки на ученых-климатологов.

Нейрофибриллярные клубки при болезни Альцгеймера — не убийцы, а защитники клеток?

Микроскопическое изображение нейрофибриллярного клубка, образованного гиперфосфорилированным тау-белком. Изображение с сайта ru.wikipedia.org
Как и большинство нейродегенеративных заболеваний, болезнь Альцгеймера характеризуется появлением внутриклеточных белковых включений в пораженных областях мозга. Раньше считалось, что именно эти включения и доводят клетку до гибели. Однако в недавней работе показано, что белковые агрегаты — это, наоборот, попытка клетки взять патологические процессы под контроль и избежать смерти.

Чистые руки — залог объективности

Мытье рук избавляет не только от грязи, но и от чувства дискомфорта, порождаемого сомнениями в правильности своих поступков. Фото с сайта www.napscompany.com
Эксперименты, проведенные американскими учеными, показали, что психологический эффект мытья рук распространяется не только на моральную сферу. Омовение снимает «когнитивный диссонанс», порожденный сомнениями в правильности сделанного выбора. В результате у человека снижается потребность в пересмотре своих ценностей и приоритетов для оправдания принятого ранее решения.

Геном неандертальцев прочтен: неандертальцы оставили след в генах современных людей

Реконструированный портрет неандертальца, изготовленный на основе реальных костных остатков. Изображение с сайта truthopia.wordpress.com
Ученые, работающие в рамках международного проекта по прочтению ядерного генома неандертальца, завершили расшифровку значительного объема информации. Они выявили важнейшие гены, отличающие человека разумного от его ближайшего гоминидного сородича — неандертальца. И более того, удалось надежно подтвердить версию о скрещивании неандертальцев с древними европейцами.

Анализ спутниковых снимков позволил оценить ежегодные потери лесов по всей планете

Оценка сокращения покрытия лесами поверхности Земли в период с 2000-го по 2005 год. Более интенсивный красный цвет соответствует более значительному сокращению площади лесов. По данным спутниковых обследований, суммированных в обсуждаемой статье
Опираясь на дистанционные методы обследования поверхности Земли, американские ученые показали, что общая площадь, занятая лесами на всех континентах, с 2000-го по 2005 год сократилась на 3,1%. В наибольшей мере это коснулось таежных лесов, уничтожаемых пожарами, а также влажных тропических лесов, которые интенсивно сводятся человеком для освобождения площадей под сельскохозяйственные угодья.

Одним из двигателей эволюции языка могло быть неравномерное распределение языковых единиц

Понятие 'она пьет’, обозначенное картинкой, и соответствующее ему слово нерегулярного искусственного языка. Изображение из обсуждаемой работы в трудах конференции Evolang8
Как в ходе эволюции возник язык? Откуда взялась его высокая регулярность? Один из способов проверки гипотез — это моделирование языковой эволюции (изменения языка при передаче от поколения к поколению) в лаборатории, «на живых людях». Пилотный эксперимент ученых из Эдинбурга показал, что неравномерность распределения языковых единиц может быть фактором, благоприятствующим возникновению и закреплению регулярности.

Гены для синтеза каротиноидов тли получили от грибов

Божьи коровки предпочитают охотиться на красных тлей. Фото с сайта www.cirrusimage.com
Американские ученые доказали горизонтальный перенос генов от грибов к тлям. Это один из немногих неопровержимых примеров горизонтального обмена генами между эукариотическими организмами. Тли инкорпорировали грибные гены десятки миллионов лет назад и затем использовали их для изменения своего внешнего вида — приобрели маскирующую окраску.