Главная / Новости науки / 09.2010

Центр речи оказался неоднородным

Человек выражает свои мысли словами, шимпанзе для выражения мыслей словами не пользуются. Ученые продолжают исследовать причины и механизмы смены этих коммуникативных методов. Фото с сайта languagetrainers.co.uk
Немецкие ученые провели детальное анатомирование зоны Брока — особой зоны мозга, где формируется членораздельная речь, — и обнаружили в ней существенную цитологическую и функциональную неоднородность, а также левополушарную асимметрию в распределении мускаринового рецептора, связанного у человека с уровнем интеллекта. Исследование открывает перспективы для более детального анализа эволюции лингвистических способностей.

У плоских червей обнаружена эусоциальность

«Солдаты» сосальщика Himasthla (паразитического плоского червя) нападают на конкурентов, относящихся к другим видам сосальщиков или к другому клону того же вида. Изображение из обсуждаемой статьи в Proceedings of the Royal Society B
Эусоциальность — форма общественной организации, при которой часть особей отказывается от размножения, посвящая себя служению коллективу, — обнаружена у сосальщиков Himasthla, паразитов морской улитки. В теле улитки они размножаются бесполым путем, образуя клоны генетически идентичных особей. Эти особи делятся на крупных размножающихся «цариц» и мелких, неспособных к размножению «солдат», которые блюдут интересы клона, нападая на конкурентов.

Слишком быстрое снижение рождаемости в Китае чревато катастрофическим старением населения

Молодые люди, выросшие в малодетных семьях, часто не хотят иметь более одного ребенка даже тогда, когда это разрешено. Снимок YANN LAYMA/GETTY из обсуждаемой статьи в Science
Политика снижения рождаемости, проводимая в Китае с 1970-х годов и резко ужесточившаяся в 1980-е, привела к радикальным изменениям возрастной структуры населения. Доля детей и молодежи неуклонно падает, а доля пожилых людей возрастает. Через 20 лет население страны будет представлено в основном теми, кому за 55. Результаты обсуждения сложившейся ситуации с китайскими демографами опубликованы в журнале Science.

Впервые измерены межгалактические магнитные поля

Реальный разброс гамма-квантов с энергиями в диапазоне 10–100 ГэВ, пришедших от 170 активных галактических ядер. Рис. из обсуждаемой статьи
Двое калифорнийских ученых сделали заявку на фундаментальное астрофизическое открытие. Синъитиро Андо и Александр Кусенко полагают, что им впервые удалось обнаружить и измерить реликтовые магнитные поля, пронизывающие практически пустое межгалактическое пространство. Поиски таких полей ведутся уже более полувека. Статья доступна в архиве препринтов, а 10 октября появится в Astrophysical Journal Letters.

Генетическая несовместимость нарастает по параболе

Схема экспериментов с дрозофилами. Хромосомы mel показаны красным цветом, хромосомы san — синим. Черным показан отсутствующий участок хромосомы (в данном случае — X-хромосомы). Рис. из обсуждаемой статьи Matute et al.
Между двумя изолированными популяциями рано или поздно возникает генетическая несовместимость. Классическая модель Добржанского–Мёллера предсказывает, что число генов, ответственных за генетическую несовместимость, должно нарастать пропорционально квадрату общего числа генетических различий, накопившихся между популяциями. Спустя 70 лет после появления модели это предсказание наконец удалось проверить и подтвердить.

Уточнен механизм ядерного транспорта

Карта плотности позиций груза внутри канала поры для «ранних неудачников» (Early aborts). Видно, что «ранние неудачники» толпятся на гораздо более коротком участке в начале канала (там, видимо, есть сужение, дальше которого они не могут проникнуть). Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Клеточное ядро окружено оболочкой, пронизанной порами. Маленькие молекулы свободно проходят сквозь пору, а большим для этого нужна помощь специальной транспортной системы. Ученые из Калифорнийского университета, проведя серию экспериментов с квантовыми точками, выяснили, как устроен импорт веществ в клеточное ядро. Эксперименты позволили уточнить структуру пор и прояснить роль некоторых белков, участвующих в ядерном транспорте.

В теплом климате ледники разрушают горы, а в холодном — сохраняют

Основные тектонические плиты, окружающие Южную Америку. Затененный прямоугольник и стрелочка выделяют район исследований — Южные Анды. Карта из энциклопедии Дж. Трефила «Природа науки»
Международная группа геологов показала, что высокогорные ледники влияют на высоту и ширину гор прямо противоположным образом в зависимости от климата. В теплом климате они быстро уменьшают высоту гор, ускоряя их эрозию, а в холодном, напротив, способствуют их увеличению и расширению, уменьшая эрозию горных пород.

Обманщики могут быть полезны для общества

Зависимость относительной приспособленности кооператоров от доли кооператоров в исходной культуре. Рисунок из обсуждаемой статьи в PLoS Biology
В популяциях дрожжей есть «кооператоры», производящие необходимый всем фермент, и «обманщики», живущие за чужой счет. Теоретически, максимальный общий выигрыш должен достигаться при полном отсутствии обманщиков в группе. В реальности популяции, в которых есть обманщики, иногда растут быстрее, чем состоящие из одних кооператоров. Британские ученые выявили необходимые условия, при которых возникает этот парадокс.

Детектор CMS обнаружил необычные корреляции частиц

Коэффициент корреляции пары частиц в зависимости от разности между ними по углу Δφ и по быстроте Δða;. Красной стрелкой показана новая особенность — небольшой по высоте, но длинный «хребет» при Δφ = 0. Изображение из обсуждаемой статьи
Детектор CMS открыл новое явление в столкновениях протонов при высокой энергии — корреляции частиц, вылетающих в существенно разных направлениях. Похожий эффект наблюдался два года назад в ядерных столкновениях, но пока неизвестно, имеют ли эти два явления одинаковое происхождение.

Предложен новый взгляд на происхождение общественного образа жизни у животных

Обложка журнала Nature, в котором опубликована обсуждаемая статья. Заголовок в центре гласит: «Социальное обслуживание. Как стандартная теория естественного отбора объясняет эволюцию эусоциальности»
До недавнего времени считалось, что эусоциальность (форма общественной жизни животных, при которой касту размножающихся особей обслуживает каста неразмножающихся) может возникнуть только как способ поддержания близких родственников. Ученые из Гарвардского университета предложили новую теорию, согласно которой эусоциальность может появиться и при кооперации неродственных особей.

Люди охотились на крупную дичь уже 1,3 миллиона лет назад

Обломок бедренной кости жвачного животного размером с козу, на котором сохранились царапины от каменных орудий. Возраст находки — 3,4 млн лет. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Изучение царапин на ископаемых костях, найденных в Эфиопии и Танзании, показало, что уже 3,4 млн лет назад какие-то гоминиды (скорее всего, афарские австралопитеки) использовали каменные орудия для соскребания мяса с костей крупных травоядных, а 1,3 млн лет назад представители вида Homo ergaster, вероятно, уже умели сами охотиться на крупную дичь.

Появилась новая мишень для борьбы с болезнью Альцгеймера

Количество бляшек в мозге экспериментальных мышей уменьшается после выключения GSAP. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Один из способов борьбы с болезнью Альцгеймера — выключить гамма-секретазу, чтобы остановить производство амилоида и не допустить образования амилоидных бляшек. Но действовать надо очень осторожно: гамма-секретаза — фермент, работающий также с Notch-рецептором, имеющим важное значение для создания межклеточных взаимодействий. И вот найден белок, который влияет на «амилоидную» активность гамма-секретазы и при этом не затрагивает Notch.

Получено независимое подтверждение индуцирования сверхпроводимости водой

Зависимость объема сверхпроводящего состояния в поликристаллах теллурида железа, допированного серой, находящихся в нагретых до 70°C жидкостях (смесь этанола с водой и различные алкогольные напитки) от концентрации в них этанола. Изображение из обсуждаемой статьи в Архиве электронных препринтов
Год назад группа японских ученых обнаружила возникновение сверхпроводимости под действием воды в пленках SrFe2As2. Недавно другой коллектив ученых из Японии подтвердил существование этого необычного явления в поликристаллах FeTe0,8S0,2. Выяснилось, что не только водная среда способна индуцировать сверхпроводящее состояние, но и алкогольные напитки, особенно красное вино.

Саблезубые кошки помогли становлению человека

Сегодня люди кормят своих любимых питомцев, но, как свидетельствуют данные палеонтологии, 2 млн лет назад именно кошки обеспечивали мясом людей и заставляли их всемерно совершенствоваться. Фото с сайта www.flickr.com/photos/izzis6hams
Российский палеонтолог Алексей Лопатин обосновал гипотезу экологической связи древних людей и кошек. Согласно этой гипотезе, человек занял нишу падальщика, подбирающего остатки охоты саблезубых кошек — наиболее эффективного охотника раннего палеолита. Коллективизм, орудийная деятельность, скорость движения и выносливость — все эти «человеческие» качества совершенствовались в пределах описанной экологической стратегии.

Грустные дамы выбирают не самых завидных кавалеров

У самцов домового воробья Passer domesticus главным признаком мужественности и высокого социального статуса является черное пятно на груди. Однако, как показали эксперименты, самки, находящиеся в плохой физической форме, предпочитают самцов не с самым большим, а со средним по размеру пятном. Фото с сайта wikipedia.org
Эксперименты на людях и воробьях выявили у обоих видов сходную зависимость брачных предпочтений от состояния или настроения выбирающей особи. Женщины, которым перед тестированием напомнили о смерти, и самки воробьев, находящиеся в плохой физической форме, как выяснилось, отдают предпочтение таким особям мужского пола, у которых признаки мужественности выражены не очень сильно.

В химических системах с безразличным равновесием спонтанно возникает эволюция

В химических реакциях с безразличным равновесием стационарных точек бесконечное число (показано синей линией); равновесное состояние, к которому придет реакция, зависит от начальных условий. Синей стрелкой показано направление медленного дрейфа из-за флуктуаций плотности. Рис. И. Иванова
Можно ли узнать, какими общими свойствами должны были обладать химические реакции на самых первых этапах возникновения жизни из неживой материи? Существует ли аналог дарвиновской эволюции в законах, управляющих кинетикой таких химических реакций? Попытку ответа на эти вопросы предложил итальянский физик Дориано Броджоли.

Бактериальная инфекция приводит к необратимой утрате полового размножения

Бактерии Wolbachia (окрашены зеленым) в семеннике насекомого. ДНК сперматозоидов окрашена красным. Фото с сайта serc.carleton.edu
Паразитическая бактерия Wolbachia, живущая в клетках многих видов насекомых, наследуется по женской линии и заинтересована в том, чтобы зараженная самка производила на свет только дочерей. В ответ некоторые насекомые научились повышать вероятность рождения самцов. Математическое моделирование показывает, что эволюционная «гонка вооружений» между паразитом и хозяином должна приводить к утрате насекомым-хозяином способности к половому размножению.

Уточнен механизм работы натрий-калиевого насоса

Предполагаемый механизм работы натрий-калиевого насоса (фрагмент). Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Группа датских исследователей предложила модель работы натрий-калиевого насоса (белка, поддерживающего клеточный потенциал и регулирующего клеточный объем), в которой важную роль играют цитоплазматические протоны. Судя по всему, некоторые наследственные неврологические нарушения, например один из видов гемиплегической мигрени, вызываются мутацией именно в том участке насоса, где связывается протон.

Альтруизм у бактерий помогает им противостоять антибиотикам

С этой надписью на кружке — «Альтруизм — корень всех зол» — вполне согласятся современные медики, уставшие бороться с устойчивыми к антибиотикам бактериями. Фото с сайта www.zazzle.com
Американские ученые открыли новый способ того, как бактерии вырабатывают устойчивость к антибиотикам, исследовав не отдельных устойчивых мутантов, а всю популяцию выживших клеток. Такие популяции содержат несколько удачливых мутантов и большинство нерезистентных клеток. Мутантные клетки за счет личных затрат берут на иждивение своих неизменившихся соседей, а те обеспечивают быстрое размножение клеток колонии в целом.

Предложен способ лечения рака с помощью графена и лазера

Распределение графена по организму мыши через разные промежутки времени после его введения. Изображение из обсуждаемой статьи в Nano Letters
Оказалось, что, будучи введенными в кровеносную систему больных раком мышей, графен избирательно накапливается в опухолях. Если после этого облучить опухоль лазером (используя высокую поглощающую способность графена на ближних инфракрасных частотах), то она буквально сгорит, а мышь выздоровеет. Причем исследователи не нашли у подопытных мышей никаких побочных действий такого лечения.