Главная / Новости науки / 10.2010

Человек современного типа появился в Восточной Азии 100 тысяч лет назад

Пещера Чжижень в Южном Китае; ее глубина около 70 м. Слои с ископаемыми остатками животных и людей располагаются в задней камере пещеры, куда, вероятнее всего, были снесены водой от ее передней части. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в PNAS
Китайские археологи исследовали человеческие остатки из Южного Китая, которые надежно датированы возрастом 103–113 тысяч лет. Морфологически они сочетают в себе признаки людей современного типа и архаических представителей человека разумного. Столь древнее появление современной морфологии заставляет признать либо смешение людей современного и архаичного облика, либо направленный поток генов из Африки на восток Евразии.

Отбор на уровне видов не позволяет растениям утратить самонесовместимость

Схема работы механизма самонесовместимости у растений. Рисунок с сайта homes.bio.psu.edu
Проанализировав эволюционное дерево семейства пасленовых, американские и британские ученые пришли к выводу, что самонесовместимость (отторжение близкородственной пыльцы) в этой группе растений многократно исчезала в разных эволюционных линиях и, по-видимому, никогда не появлялась вновь. То, что до сих пор свыше 40% видов пасленовых сохранили самонесовместимость, объясняется межвидовым отбором.

Может ли звук передаваться через вакуум?

Аномально сильный теплообмен между самым последним атомом на острие иглы сканирующего туннельного микроскопа и подложкой. Изображение из обсуждаемой статьи Phys.Rev.Lett.105, 166101
Описано новое явление в конденсированных средах — «перепрыгивание» фононов из одного твердого тела в другое через пустоту. За счет него звуковая волна может преодолевать тонкие вакуумные зазоры, а тепло может передаваться через вакуум в миллиарды раз эффективнее, чем при обычном тепловом излучении.

LIM-киназа помогает клеткам опухоли прокладывать путь в межклеточном матриксе

Фосфорилирование под действием LIM-киназы (LIMK) приводит к инактивации кофилина. Рисунок из статьи R. Scott & M. Olson (2007) в Journal of Molecular Medicine
Метастазирование опухоли определяется не только способностью клетки передвигаться, но и ее умением прокладывать себе путь, разрушая межклеточный матрикс. Поэтому важно научиться подавлять эти процессы. Британские ученые выяснили роль белка LIMK в регуляции образования инвадоподии — характерной для раковых клеток структуры, ответственной за разрушение межклеточного матрикса.

Материнство способствует росту мозга

Участки коры, в которых у матерей увеличивается объем серого вещества. Изображение из обсуждаемой статьи в Behavioral Neuroscience
Американские нейробиологи обнаружили, что после рождения ребенка у матерей происходят анатомические изменения в отделах мозга, отвечающих за привязанность к детям. Увеличивается объем серого вещества в участках префронтальной и теменной коры, гипоталамуса и других отделов мозга, которые возбуждаются в ответ на стимулы, связанные с малышами. Уменьшения объема серого вещества нигде зарегистрировано не было.

Рождению странных звезд помогает темная материя?

Нейтронная звезда (слева) и странная кварковая звезда. Показаны относительные размеры двух звезд и их кварковый состав. Рисунок из статьи "Does dark matter trigger strange stars?" с сайта physicsworld.com
Физики из Великобритании, Испании и США опубликовали еще одну теоретическую модель, описывающую перерождение нейтронных звезд в куда более экзотические объекты — так называемые «странные звезды». По их мнению, источником энергии, которая вызывает превращение нейтронной материи в странную, служит взаимная аннигиляция частиц темной материи. Работа Джозефа Силка и двух его соавторов 1 октября появилась в журнале Physical Review Letters.

Нелегальную торговлю продуктами китобойного промысла раскрыли по ДНК-маркерам

У кашалота, пойманного японским научным судном, берут пробы тканей на анализ. Сведения о последовательности мтДНК и о некоторых молекулярных маркерах будут занесены в специальную базу данных по промыслу китов. Фото © The Institute of Cetacean Researh с сайта highnorth.no
Команда генетиков сумела доказать факт нелегальной поставки продукции китобойного промысла из Японии в США и Южную Корею. Это заключение ученые сделали, сравнив ДНК-маркеры продукции из ресторанов Лос-Анджелеса и Сеула с базой данных ДНК китов, добытых за последнее десятилетие. Ученые считают, что ДНК-контроль может и должен стать мощным средством регулирования торговли продукцией китобоев.

Транспозоны необходимы для нормального развития эмбриона

Схема молекулярного комплекса, отвечающего за выведение из строя матричных РНК, доставшихся мушиному эмбриону от матери. Рис. из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Nature
Открытая недавно молекулярная система, контролирующая активность мобильных генетических элементов (МГЭ) у животных, как выяснилось, выполняет еще одну важную функцию: на ранних этапах развития эмбриона она руководит уничтожением матричных РНК, доставшихся эмбриону от матери. Отключение этой системы, состоящей из нескольких белков и особых маленьких молекул РНК (пиРНК), ведет к грубым нарушениям развития зародыша дрозофилы.

Черепахи учатся на чужом опыте

Угольная, или красноногая, черепаха Geochelone carbonaria. Фото с сайта projamora2008tartarugas.pbworks.com
Социальное обучение — усвоение знаний от других особей — ранее отмечалось в основном у животных, ведущих общественный образ жизни. Опыты, проведенные австрийскими учеными на черепахах, показали, что одиночные рептилии, почти не контактирующие с сородичами в природе, тоже способны извлекать полезную информацию из наблюдений за поступками других особей.

Исследован белок, помогающий расщеплению хитина

Структура белка CBP21. Остатки гистидина — His114 и His28 — нужны для связывания иона металла. Изображение из обсуждаемой статьи в Science
Одна из главных трудностей при производстве биотоплива — расщепление присутствующих в биомассе полимеров (прежде всего, полисахаридов) до мономерных остатков, из которых дальше будет получено топливо. Норвежские ученые подробно исследовали фермент, помогающий расщеплению хитина — одного из самых распространенных полисахаридов, наряду с целлюлозой.

Размер геномов в ходе эволюции жизни на Земле увеличивался ускоренными темпами

У кукурузы генов в два раза больше, чем у человека, а у червяка — примерно столько же. Объяснить этот феномен ученые пока не могут. Рисунок с сайта bio.fizteh.ru
Российские ученые на основе продуманной методики доказали, что рост размеров генома связан с увеличением сложности организмов в ходе эволюции. Этот, казалось бы, очевидный вывод до сих пор не поддавался статистическому доказательству. Однако, как показали американские специалисты, этот рост не удается объяснить с помощью существующих популяционных моделей дрейфа генов и накопления случайных мутаций.

Бактериальные гены помогают нематодам паразитировать на растениях

Паразитические нематоды (окрашены красным) в корне кукурузы. Фото с сайта extension.iastate.edu
Ферменты, расщепляющие целлюлозу, пектины и другие компоненты оболочки растительных клеток, почти не встречаются у животных, однако паразитирующие на растениях нематоды (круглые черви) имеют богатейший арсенал таких ферментов. Французские ученые показали, что на ранних этапах своей эволюции нематоды позаимствовали гены этих ферментов у различных бактерий, что помогло им стать эффективными паразитами растений.

Для эукариот более важны гены, полученные от архебактерий

Дрожжи Saccharomyces cerevisiae: желтые пятна — это след отпочковавшейся дочерней клетки. В эукариотической клетке дрожжей имеется 6704 гена, из них 2460 имеют прокариотическое происхождение. Среди «прокариотных» генов 952 — эубактериальные гомологи, а 216 — архейные гомологи. Фото с сайта www.microbiologyonline.org.uk
Сравнение двух групп генов дрожжей — унаследованных от архейных предков и от эубактериальных — выявило, что по всем показателям гены архейных предков более значимы для жизнеобеспечения клеток дрожжей, причем независимо от их функций. Этот пример показывает, что эволюция вынуждена не только приспосабливать организм к сиюминутной окружающей обстановке, но и тащить в будущее историческое наследие вымерших поколений.

Стала немного ясней взаимосвязь между тау-белком и бета-амилоидом

Митохондрия (отмечена желтым треугольником) антероградно (то есть от тела клетки к синапсу) передвигается по аксону. Изображение из обсуждаемой статьи в Science
Для болезни Альцгеймера характерно накопление в нейронах нейрофибриллярных клубков тау-белка и отложение на поверхности нейронов амилоидных бляшек. Относительно изучено, какую роль в патогенезе болезни играют эти процессы по отдельности — но о том, какова связь между ними, известно гораздо меньше. Группа американских ученых смогла немного прояснить этот вопрос.

Новая линия дрожжей производит биотопливо эффективнее

Клетки дрожжей Saccharomyces cerevisiae под дифференциальным интерференционно-контрастным микроскопом. Изображение с сайта ru.wikipedia.org
Биоэтанол — один из самых перспективных видов биотоплива, надо только найти дешевый способ его получения в большом количестве из возобновимого сырья. Если с помощью генной инженерии «научить» дрожжи разлагать целлюлозу, из которой состоят клеточные стенки растений, растительная биомасса будет использована более полно, а количество этанола на выходе увеличится.

Нобелевская премия по физике — 2010

Нобелевская премия по физике за 2010 год была присуждена Андрею Гейму и Константину Новосёлову из Манчестерского университета за новаторские эксперименты с графеном — двумерной формой углерода. Возглавляемая ими группа ученых первой получила графен и идентифицировала его. Работы Гейма и Новосёлова внесли важный вклад в исследования необычных свойств нового материала.

Нобелевская премия по физиологии и медицине — 2010

Нобелевская премия по физиологии и медицине 2010 года присуждена британскому ученому Роберту Эдвардсу «за разработку [метода] экстракорпорального оплодотворения» (ЭКО), который он разработал вместе с ныне покойным Патриком Стептоу. В 1978 году родился первый ребенок «из пробирки». С тех пор метод ЭКО нашел широкое применение во многих странах, и с его помощью появилось на свет уже около четырех миллионов детей.

Хромосомные инверсии ускоряют симпатрическое видообразование

Губастик крапчатый — обитатель более сухих ландшафтов. Разделение на два экотипа произошло в том числе благодаря инверсии генов, отвечающих за сроки цветения. Фото из обсуждаемой статьи Lowry & Willis в PLoS Biology
Американские ученые показали, что хромосомные инверсии способствуют симпатрическому видообразованию. Они подавляют рекомбинацию набора генов с полезными мутациями, потому варианты с инверсией получают преимущество и быстро распространяются в подходящих местообитаниях. Примером послужили популяции губастика крапчатого, которые, получив инверсию, захватившую гены сроков цветения, разделились сообразно местным климатическим условиям.

Найдена геометрия, в которой сила Казимира становится отталкивающей

Пример геометрии, в которой эффект Казимира приводит к расталкиванию тел: металлическая частица в форме сфероида «зависает» над центром круглой дырки в металлической пластине. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
Взаимное притяжение двух металлических тел в вакууме, возникающее на расстояниях менее 1 мкм, называют эффектом Казимира, а силу, с которой тела притягиваются, — силой Казимира. Эта сила тем больше, чем ближе расположены объекты, и устранить ее до сих пор не удавалось. Группа физиков-теоретиков нашла пример геометрии (формы и взаимного расположения) двух металлических тел, в которой они испытывают казимировское отталкивание.

Разработана универсальная роботизированная рука на основе сыпучих материалов

Универсальный манипулятор на основе сыпучих материалов в действии. Изображение из обсуждаемой статьи
Американские исследователи создали исключительно простой манипулятор, способный ухватывать и поднимать предметы совершенно разной формы. Рабочим элементом в нём являются сыпучие материалы, которые при изменении давления способны переключаться между текучим и жестким состояниями.