Главная / Новости науки / 11.2010

Симбиотические бактерии перекрашивают своих хозяев в зеленый цвет

Эмбрион тли (его клетки окрашены синим) содержит крупные специализированные клетки — бактериоциты, в которых живут симбиотические бактерии Buchnera (зеленые). Один из бактериоцитов населен риккетсиеллами (красные). Фото из обсуждаемой статьи в Science
Многие фенотипические признаки насекомого определяются генами живущих в нём симбиотических микроорганизмов. У гороховой тли от симбионтов зависит не только способность синтезировать многие необходимые для жизни вещества, приспосабливаться к колебаниям температуры и защищаться от паразитических наездников, но и окраска тела. Новооткрытый симбионт тлей, бактерия из рода Rickettsiella, придает зеленую окраску насекомым, которые без него были бы красными.

Предложена модель пространственно-временного плаща-невидимки

Благодаря манипуляциям с временной зависимостью показателя преломления начиная с некоторого момента времени (t3) интенсивность излучения в области, соответствующей красном кругу, становится нулевой. В ней появляется возможность совершать неизлучающие действия, которые сторонний наблюдатель не сможет обнаружить. Изображение из обсуждаемой статьи в Journal of Optics
Английские физики предложили концепцию плаща-невидимки, скрывающего не только объекты, но и события. Изготовить пространственно-временной плащ можно с помощью метаматериала, показатель преломления которого меняется не только в пространстве, но и во времени. Замедляя и затем ускоряя распространение электромагнитного излучения, метаматериал создает неосвещенную область, где можно незаметно совершать неизлучающие действия.

Нейробиологи выяснили, как навсегда избавиться от страшных воспоминаний

Схема эксперимента, в котором мышей обучают бояться условного стимула. Подопытная мышь получает слабый удар током и при этом слышит звуковой сигнал. Рисунок с сайта learnmem.cshlp.org
Люди и другие животные легко приучаются бояться безобидных вещей, которые в прошлом были связаны с болезненными переживаниями. Психотерапевтические приемы помогают избавиться от «условных страхов», но страхи могут вернуться. Американские нейробиологи обнаружили молекулярный механизм, позволяющий безвозвратно «стереть» условный страх. Ключевую роль в нём играют изменения числа рецепторов определенного типа на нейронах латеральной миндалины.

Что могут палеолитические орудия рассказать о мышлении наших предков?

Ашельская технология предполагает придание нуклеусу требуемой формы, причем наиболее ценным орудием становится сам нуклеус. Изображение из обсуждаемой статьи в PLoS ONE
Изучение работы рук и мозга современных умельцев, овладевших палеолитическими технологиями, показало, что переход (занявший 2 млн лет) от примитивных отщепов олдувайской культуры к симметричным рубилам позднего Ашеля, скорее всего, был связан с развитием не только сенсомоторных функций мозга и координации движений, но и «высших» когнитивных способностей, в том числе сознательного контроля сложных последовательных действий и, возможно, речи.

Почему в некоторых видах спорта мяч движется по «невероятным» траекториям?

Хронофотография движения шарика радиусом 3,5 мм в воде. Изображение из обсуждаемой статьи в New Journal of Physics
В игровых видах спорта мяч часто летит по сильно искривленному пути, вызывая удивление не только у игроков, но и у зрителей. Французские ученые провели серию экспериментов по изучению движения вращающихся шариков в воде и на основе полученных данных построили теоретическую модель их поведения. При помощи этой модели ученые ответили на вопрос, в каких видах спорта траекторией полета мяча может быть крутая дуга.

Мозг у неандертальцев рос иначе, чем у сапиенсов

Череп взрослого представителя Homo sapiens. Рисунок из синопсиса к обсуждаемой статье в Current Biology
Антропологи из Франции и Германии установили, что ключевые различия в размере и форме мозга неандертальцев и сапиенсов формировались на первом году жизни. У сапиенсов в этот период мозг становится более округлым за счет ускоренного роста теменных и височных областей, а также мозжечка. Этой фазы нет ни у человекообразных обезьян, ни у неандертальцев, что подтверждает, что очень крупный мозг развился у сапиенсов и неандертальцев параллельно, а не был унаследован от общего предка.

Предложена гипотеза, объясняющая механизм синхронизации биоритмов в организме

Супрахиазматическое ядро гипоталамуса. Желтая линия разделяет его дорсомедиальную (dorsal) и вентролатеральную (ventral) части. Изображение из обсуждаемой статьи в Science
Все животные подлаживают свои циркадные ритмы под колебания не только света, но и температуры. А теплокровные научились не реагировать на внешние температурные колебания, поддерживая температуру тела на одном уровне и даже немного меняя ее в зависимости от времени суток. Американским ученым удалось показать, что именно меняя температуру тела супрахиазматическое ядро (главные внутренние часы организма) управляет работой периферичеких внутренних часов.

Разнообразная среда способствует половому размножению, однообразная — бесполому

Жизненный цикл коловраток класса Monogononta. Рисунок из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Nature
Существует множество гипотез, объясняющих происхождение полового размножения, но мало экспериментальных данных. Опыты с коловратками класса Monogononta, способными размножаться как бесполым, так и половым путем, подтвердили теорию, согласно которой важным фактором эволюции полового размножения является разнообразие условий среды. В однообразной же среде коловратки быстро эволюционируют в сторону утраты полового размножения.

Выбор брачного партнера у животных зависит от бактерий

Результаты тестирования на избирательность после 11 поколений. Рисунок из обсуждаемой статьи в PNAS
У мух, развивавшихся в течение нескольких поколений на разных питательных средах, меняются брачные предпочтения: они начинают предпочитать партнеров, чьи предки жили на такой же среде. До сих пор было неясно, по каким признакам мухи отличают «своих» от «чужих». Оказалось, что ключевую роль в этом играют бактерии, развивающиеся в кишечнике мух при разной диете: мухи выбирают партнеров со сходной бактериальной флорой.

Сверхпроводимость 1,5-го рода: ни два, ни полтора

Конфигурации вихревых решеток в двухщелевой сверхпроводящей пленке (вихревой кластер). Изображение из статьи arXiv:1007.1940
Открытие в 2001 году «необычной» сверхпроводимости в дибориде магния вызвало дискуссию: к какому роду отнести данный сверхпроводник? Одни полагают, что это новая категория сверхпроводимости — 1,5-го рода, объединившая часть свойств от сверхпроводников 1-го рода, часть от 2-го. Другие — что «необычные» сверхпроводники вполне укладываются в рамки существующего деления на 1-й и 2-й род. Этим летом история с полуторной сверхпроводимостью получила свое продолжение.

Диета с высоким содержанием жиров у отцов приводит к нарушениям обмена глюкозы у дочерей

Для крыс линии Zucker характерно ожирение, уменьшение мышечной массы, устойчивость к инсулину, повышенный уровень глюкозы в крови, усиленная секреция инсулина. Эти крысы используются как модели при исследовании ожирения и диабета 2-го типа. Изображение с сайта www.harlan.com
Известно, что ожирение провоцирует развитие сахарного диабета (заболевания, связанного с потерей клетками способности усваивать глюкозу из крови). Исследователи из Австралии установили, что у крыс ожирение самцов приводит к тому, что у их дочерей тоже происходят нарушения метаболизма глюкозы. Это сопровождается изменением активности генов, которое, вероятно, передается по наследству от отцов к дочерям.

Политические взгляды зависят не только от генов, но и от количества друзей

Большое число друзей способствует формированию либеральных взглядов, но не у всех людей, а только у обладателей «гена поиска новизны». Фото с сайта more4kids.info
Исследование большой выборки молодых американцев показало совместное влияние генов и социального окружения на политические убеждения. У носителей варианта 7R гена DRD4 склонность к либеральным взглядам тем выше, чем больше у них было друзей в юности, тогда как у носителей других вариантов этого гена политические взгляды не зависят от числа друзей. О варианте 7R было известно, что он повышает склонность к авантюризму и поиску новых ощущений.

Белки попадают в протеасому через «преддверие» уже развернутыми

Структура 20S-частицы протеасомы из археи Thermoplasma acidophilum. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Протеасома — это белковый комплекс, который занимается в клетке избирательной деградацией белков. Хотя протеасома подробно исследовалась с конца 1970-х годов, в ее работе по-прежнему полно загадок и белых пятен. Статья, опубликованная недавно в журнале Nature, дает ответ на вопрос о том, как и где «разматывается» белок, входящий в протеасому, и как именно ей удается удержать белок раскрученным.

Измерение «коллективного интеллекта» оказалось возможным

Свойства целого порой не сводятся к простой сумме свойств частей — это основополагающий признак и критерий целостной системы. Рис. с сайта masternewmedia.org
Американские ученые впервые объективно оценили коллективный интеллект у большого числа экспериментальных коллективов. Его показатели зависели не столько от индивидуальных интеллектуальных способностей членов группы, сколько от социальной восприимчивости (опосредованной числом женщин в коллективе) и отсутствия явно выраженного лидера.

Томография любви

Участки мозга, возбуждающиеся у любящих людей в ответ на стимулы, связанные с объектом любви (комбинированная схема, составленная по результатам шести исследований). Изображение из обсуждаемой статьи в The Journal of Sexual Medicine
Обобщив результаты шести исследований феномена любви, выполненных при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии, нейробиологи из США и Швейцарии пришли к выводу, что любовь — комплексное явление, связанное с активностью отделов мозга, отвечающих за разные психические функции: чувство удовольствия, формирование привязанностей, мотивацию целенаправленного поведения, социальное познание и представление о самом себе.