Главная / Новости науки / 02.2011

Неандертальцы интересовались птичьими перьями

Царапины от каменных орудий на костях крыльев кобчика. Изображение из обсуждаемой статьи в PNAS
В пещере Фумане в северной Италии обнаружены птичьи кости возрастом около 44 тысяч лет с царапинами от каменных орудий. По-видимому, неандертальцев, обитавших в то время в пещере, интересовало не мясо, а крупные перья, которые могли использоваться в качестве украшений. Это можно рассматривать как еще один аргумент в пользу наличия у неандертальцев собственной духовной культуры еще до появления в Западной Европе наших предков сапиенсов.

Потепление климата угрожает благополучию перелетных птиц

Графики накопления тепла (сумма градусо-дней) начиная с 1 января в двух точках обследования. Верхний рисунок — мыс Ханко (юг Финляндии), нижний — пос. Рыбачий (Куршская коса, Россия). Из обсуждаемой статьи в Proc. R. Soc. B
Весна на севере Европы стала наступать раньше, но сроки прилета птиц с зимовок в тропических широтах изменились мало. Птицы как бы выпадают из «биологического» времени: природа вокруг оказывается уже не другой; когда наступает пора выкармливать птенцов, период обилия корма уже проходит. Исследования показали, что наблюдаемое в Северной Европе снижение численности многих видов птиц связано с тем, сколь велико их опоздание к местам гнездования.

Китайские ученые связали становление древнейших многоклеточных с концом глобального оледенения

Doushantuophyton cometa — один из видов водорослей, обнаруженных в слоях формации Ланьтянь. Фото из обсуждаемой статьи Ги Нарбонна в Nature
Китайские ученые описали разнообразную макробиоту докембрия из Южного Китая. Возраст слоев с этими ископаемыми, не похожими ни на один известный организм, — 632–576 млн лет. Если возраст находок определен корректно, получается, что сложные многоклеточные организмы возникали не один раз и их появление так или иначе связано с окончанием великих ледниковых эпох.

Сколько наутилусов на Большом Барьерном рифе?

Nautilus pompilius, наутилус, стал главным героем десятилетних наблюдений в своем природном местообитании — в Коралловом море, на склонах рифа Оспрей, части Большого Барьерного рифа на северо-восточном побережье Австралии. Фото с сайта bigmoviezone.com
Зоологи из Австралии и США оценили численность одной из популяций наутилусов. Реальные параметры жизненного цикла этих реликтовых головоногих — продолжительность жизни, скорость роста и возраст половой зрелости — не только дают представление о состоянии этой популяции Большого Барьерного рифа, но и снабжают ученых простыми и удобными методами оценки численности других популяций наутилусов.

Сверхпроводимость уменьшает силу трения

Схематическое изображение иглы атомно-силового микроскопа над снимком ниобиевой пленки, полученным с помощью атомно-силового микроскопа. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Materials
Команда ученых из Швейцарии и Испании, изучив взаимодействие кремниевой иглы атомно-силового микроскопа с ниобиевой пленкой, установила, что, когда ниобий становится сверхпроводящим, коэффициент трения для него уменьшается в три раза. Результаты проведенных исследований помогут прояснить природу возникновения трения и понять взаимосвязь между трением на микро- и макроскопическом уровне.

Рыбы помогают друг другу выбрать правильное решение

Знаменитая рыбка Gambusia holbrooki, из-за своей способности уничтожать малярийных комаров акклиматизированная во многих частях света, теперь приняла участие в экспериментах по коллективному поведению. Фото с сайта uq.edu.au
Международная группа ученых показала, что коллективные решения рыб адекватнее и точнее, чем у одиночек. С увеличением размера групп точность принятия решений увеличивается, поскольку растет скорость получения и распространения информации. Получается, что адекватное поведение в стаях рыб, как и в коллективах людей, во многом зависит от социальных навыков членов коллективов, а не от усилий выдающихся одиночек.

Аламозавры могли пережить массовое вымирание

Реконструкция аламозавра. Изображение с сайта www.healthstones.com
Считается, что аламозавры вместе с другими динозаврами погибли во время великого массового вымирания конца мелового периода (65,5–66 млн лет назад). Однако определение возраста ископаемой кости аламозавра из Нью-Мексико с помощью новой модификация уран-свинцового метода дает основания полагать, что эти динозавры могли пережить массовое вымирание на несколько сотен тысяч лет.

Эволюционные и экологические процессы могут происходить одинаково быстро и влиять друг на друга

Галапагосский земляной вьюрок Geospiza fortis. Изображение из обсуждаемой статьи в в Science
В противовес традиционной точке зрения, согласно которой эволюционные преобразования происходят медленно, а экологические — быстро, исследования последних лет показали, что и те и другие могут происходить очень быстро. А действуя одновременно, они оказываются взаимосвязанными. Однако на длительных промежутках времени усредненная картина может выглядеть довольно статичной.

Влияние климата на эволюцию человека подтверждается

Африканская саванна — колыбель человечества. Фото с сайта film-onlin.info
Разнообразные факты — от содержания изотопа 13C в ископаемых растительных остатках до эволюции зубов у полорогих — свидетельствуют о том, что быстрое увеличение площади саванн в Восточной Африке (3–2,5 млн лет назад) совпадает с обновлением видового состава гоминид и началом изготовления примитивных орудий олдувайского типа. Максимум развития саванн (1,9–1,5 млн лет назад) совпадает с появлением Homo erectus и переходом к более сложной ашельской каменной индустрии.

Галактические новости

Галактика UDFj-39546284. Снимок сделан с помощью уникальной фотосистемы Wide Field Camera 3. Изображение с сайта www.nasa.gov
Во второй половине января журнал Nature опубликовал три статьи с весьма нетривиальной информацией о процессах галактогенеза (иначе говоря, формирования галактик). Хотя эти работы написаны разными авторами и на разные темы, о них вполне естественно рассказать в одной заметке.

Найдено новое подтверждение раннего выхода сапиенсов из Африки «южным путем»

Вид на возвышенность Джебель-Файя с северо-востока. Бывший грот, где жили древние сапиенсы, находится за белым автомобилем. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
На юго-востоке Аравийского полуострова обнаружены каменные орудия, изготовленные от 95 до 127 тысяч лет назад. Сходство этих орудий с изделиями людей современного типа, живших в то время в северо-восточной Африке, указывает на возможность очень раннего выхода сапиенсов из африканской прародины «южным путем», то есть через Баб-эль-Мандебский пролив и далее вдоль южного побережья Азии.

Открыт альтернативный принцип работы биологических часов

Цианобактерии со встроенным светящимся белком, выработка которого зависит от экспрессии часовых генов (генов — регуляторов суточных ритмов). Такая методика позволяет исследовать работу циркадных механизмов у живых клеток. Фото с сайта www.vanderbilt.edu
Известно, что биохимические процессы в клетке синхронизируются и упорядочиваются, сверяясь с генными часами. Но оказалось, что и без таких генных механизмов поддерживается циклическая динамика биохимических процессов — также с периодом в 24 часа. Биохимические часы обнаружены и у одноклеточных животных, и в клетках человеческих тканей. Вероятно, биохимические осцилляции сами по себе способны поддерживать организующую ритмичность.