Главная / Новости науки / 03.2011

PGC-1α — тренер митохондрий

Спидскейтеры — люди с тренированными митохондриями

Мышцы обладают удивительной способностью адаптироваться к интенсивности работы, которую на них возлагают. Канадские ученые сделали очередной шаг в понимании этого механизма. Когда мы совершаем легкую пробежку или катаемся на коньках, в наших мышцах белок PGC-1α перемещается из цитоплазмы в митохондрии, активируя гены, необходимые для обеспечения нас энергией.

В долгосрочном эволюционном эксперименте выявлен отбор на «эволюционную перспективность»

Ричард Ленски. Февраль 2010 года. Фото с сайта myxo.css.msu.edu

В ходе долгосрочного эволюционного эксперимента на бактериях E. coli показана способность естественного отбора поддерживать мутации, которые не дают максимального выигрыша «здесь и сейчас», но обеспечивают наилучшие возможности для дальнейшей эволюции. В итоге окончательная «победа» в эволюционном соревновании может достаться организмам, которые поначалу проигрывали своим конкурентам.

Расшифрован механизм действия прогестерона на фертильность сперматозоидов

Прогестерон воздействует на кальциевый канал CatSper, расположенный на хвостике сперматозоида. Рисунок из пресс-релиза Центра передовых исследований
Гормон прогестерон, называемый еще гормоном беременности, определяет активность и направление движения сперматозоидов к яйцеклетке. Выяснилось, что прогестерон непосредственно влияет на мембранный белок, который управляет интенсивностью потока кальция через мембрану хвостика сперматозоида. Открытие сулит разработку новых эффективных негормональных контрацептивов.

Способны ли куры к сочувствию?

Эмоциональный контакт между матерью и детьми есть даже у кур. Фото George Turner с сайта www.thwink.org
Эксперименты, проведенные британскими биологами, показали, что куры, по-видимому, обладают элементами эмпатии по отношению к своим цыплятам. Когда курица видит, что цыпленку угрожает опасность, меняется не только ее поведение (что было известно и раньше), но и физиологические параметры организма, такие как пульс и температура глаз. Это свидетельствует о наличии эмоционального отклика на состояние птенца.

Искусственные молекулы РНК могут избирательно блокировать экспрессию бактериальных генов

Схема создания искусственных асРНК (фрагмент). Рис. из обсуждаемой статьи в Nucleic Acids Research
Группа ученых из Китая представила технологию создания искусственных молекул малых РНК, способных регулировать экспрессию бактериальных генов. Предложенная методология может быть использована как для исследовательских целей, так и для подавления экспрессии нежелательных бактериальных генов, например факторов вирулентности у патогенных бактерий.

Социальные амёбы умеют формировать многоклеточный эпителий

Ранние этапы формирования плодового тела у амёб в норме. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Эпителий из плотно склеенных поляризованных клеток до сих пор считался уникальной чертой многоклеточных животных. Американские биологи обнаружили, что скопления общественных амёб Dictyostelium формируют нечто очень похожее на настоящий эпителий, причем в этом процессе участвуют белки, родственные альфа- и бета-катенинам, играющим ключевую роль в формировании эпителия у животных.

Патогенез прионных заболеваний состоит из двух стадий — инфекционной и токсической

Отличия между линиями мышей с высоким и низким уровнем PrPC только в том, сколько времени они проживают после того, как плато достигнуто. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Патологический прионный белок, попадая в нейрон, заставляет неправильно складываться нормальные прионы; переродившиеся белки слипаются в смертоносные агрегаты и убивают клетку. Выяснилось, что количество плохих прионов растет до одного и того же уровня независимо от исходного количества хороших, зато следующая фаза болезни — фаза плато — тем короче (и тем быстрее наступает смерть), чем больше хороших прионов было в клетке.

Социальная структура охотников-собирателей основана не только на родстве, но и на дружбе

Представитель гуаяков — некогда многочисленного племени охотников-собирателей, но теперь оставшихся лишь в нескольких резервациях восточного Парагвая. Фото с сайта djringer.com
Международная группа этнографов обобщила данные о социальной структуре современных охотников-собирателей. Родичей в такой группе около 25%, поэтому маловероятно, что родственный отбор был основной движущей силой становления социальности и кооперативного поведения. Скорее всего, эволюция человеческого коллективизма основывалась на внутри- и межгрупповые связях, способствующих накоплению технологических и культурных навыков.

В присутствии нарисованных глаз люди ведут себя лучше

Стилизованное изображение лица (см.: Уаджет), использовавшееся в эксперименте. Рис. из статьи Haley, Fessler, 2005
Альтруистическое поведение людей сильно зависит от степени анонимности ситуации: любой намек на то, что за человеком кто-то наблюдает, повышает вероятность альтруистических поступков. Эксперименты, проведенные японскими психологами, показали, что этот эффект (по крайней мере в некоторых ситуациях) часто связан не со страхом наказания, а с надеждой на «награду», то есть на улучшение своей репутации.

Определена структура малой субъединицы эукариотической рибосомы

Пространственная укладка третичной структуры 40S-субъединицы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи в Science
Рибосомы — это большие молекулярные машины, осуществляющие трансляцию (синтез белков на основе генетического кода). Определение в 2000 году атомной структуры малой субъединицы бактериальной рибосомы и большой субъединицы рибосомы архебактерий позволило лучше понять работу трансляционного аппарата у прокариот. Теперь удалось определить молекулярную структуру малой субъединицы рибосомы эукариот.

Древнейшие палеоиндейцы были прибрежными жителями

Серповидное орудие для ловли птиц и остроконечники для охоты на морского зверя и рыбу. Эти орудия были найдены на островах Чаннел близ побережья Калифорнии. Фото из обсуждаемой статьи Michael Balter в Science
Американские археологи детально описали находки нескольких стоянок на островах Санта-Роза и Сан-Мигель (Калифорния), возраст которых 12 800–11 500 лет. Древние обитатели островов были способны на длительные путешествия по морю и по суше, а особенности их орудий свидетельствуют об их вероятном происхождении не от широко распространенной кловисской культуры материковых палеоиндейцев, а от докловисской культуры североазиатских племен.

Эволюционные психологи разобрались в экономике романтических свиданий

Привлекательность, вычисленная на основе оценок 28 «независимых экспертов», возрастает слева направо в обоих рядах. Изображение из обсуждаемой статьи в Evolutionary Psychology
Британские психологи при помощи онлайн-тестирования изучили мотивацию поведения молодых мужчин и женщин при оплате счета за совместный ужин. Готовность мужчины заплатить за обоих положительно коррелирует с привлекательностью партнерши и отрицательно — с его мнением о собственной привлекательности. На женщин привлекательность партнера и высокая самооценка действуют одинаково, вызывая желание ничего не платить.

Обнаружены новые данные о регенерации сердца млекопитающих

Окраска гематоксилином и эозином мышиного сердца на 7-й день после удаления. Изображение из обсуждаемой статьи в Science
В отличие от большинства других тканей млекопитающих, мышечная ткань сердца не может восстановиться после повреждения. В то же время, некоторые рыбы и амфибии способны регенерировать сердце. Исследователи из Техасского университета обнаружили, что сердце мышонка одного дня от роду еще способно к восстановлению, а сердце семидневного мышонка — уже нет.

Нейроны получают эпигенетические метки при формировании ассоциативной памяти

Схема эксперимента, анализирующего социальную передачу предпочтений в еде между крысами на примере пары запахов кумин/тимьян. Рис. из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
Исследования, проведенные на крысах, показали, что хотя для кратковременного запоминания запаха еды необходима работа гиппокампа, долговременная память полностью зависит от работы коры. При этом в коре и гиппокампе выделяются группы клеток, кодирующих информацию о конкретном воспоминании, и эти клетки подвергаются изменениям на эпигенетическом уровне.

Обнаружен ген, влияющий на вероятность развития посттравматического синдрома

Травмирующие переживания, связанные с угрозой для здоровья и жизни, могут стать причиной посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Фото из статьи M. B. Stein. A molecular shield from trauma // Nature. 2011. V. 470. P. 468-469
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — комплекс психических нарушений, развивающийся у некоторых людей после сильных травмирующих переживаний. Американские ученые обнаружили, что вероятность развития ПТСР у женщин имеет отчасти наследственную природу и зависит от гена, влияющего на чувствительность клеток к одному из «гормонов стресса». Причем активность этого гена зависит от уровня эстрогенов (женских половых гормонов).

Эффект Лейденфроста помогает телам двигаться направленно

Эффект Лейденфроста помогает маленькому диску из твердого диоксида углерода двигаться на горячей асимметрично рифленой поверхности. Длина масштабной линейки 1 см. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature Physics
При определенных условиях капля жидкости на горячей поверхности испаряется не сразу, а за счет теплоизолирующей прослойки из собственного пара существует довольно длительное время (эффект Лейденфроста). В 2006 году было обнаружено, что на поверхности со специальным рельефом капля Лейденфроста способна совершать направленное движение. Коллектив ученых из Франции, проведя серию экспериментов, выяснил истинный механизм перемещения капли.