Главная / Новости науки / 05.2011

Вымирание видов из-за уничтожения их местообитаний происходит медленнее, чем ожидалось

Схема, показывающая, что задача обнаружить новый для какой-то территории вид отличается от задачи доказать, что данного вида на обследуемой территории не осталось. Из обсуждаемой статьи He and Hubbell в Nature

Основная причина происходящего сейчас вымирания множества видов животных и растений — сокращение пригодных для их обитания территорий. Зная, как растет число видов при увеличении площади, можно построить зависимость числа исчезнувших видов от сокращающейся площади обследования. Однако из-за крайне неравномерного распределения многих видов эта зависимость отличается от реально наблюдаемой.

Рост мозга у древних млекопитающих был связан с развитием обоняния

Эндокаст маммалиаформы Hadrocodium, реконструированный при помощи рентгеновской томографии. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Изучение эндокастов (мозговых полостей) двух раннеюрских животных, переходных между зверозубыми рептилиями цинодонтами и первыми млекопитающими, показало, что становление млекопитающих сопровождалось значительным увеличением мозга. На первом этапе увеличились отделы мозга, отвечающие за обоняние и сенсомоторные функции; два последующих этапа отражают дальнейшее совершенствование обоняния.

Эффективная азотфиксация появилась после становления кислородной атмосферы на планете

Гены, сформировавшие эффективный нитрогеназный комплекс и их варианты у реальных микроорганизмов Рисунок из обсуждаемой статьи в Geobiology

Азотфиксация служит основным источником биодоступного азота для всех обитателей нашей планеты. Реконструкция филогенеза генов, связанных с этим важнейшим процессом, показывает, что процесс азотфиксации стартовал по крайней мере 3–3,5 млрд лет назад, но эффективная система, основанная на работе железо-молибденового каталитического комплекса, образовалась существенно позже, уже после оксигенизации планетарной среды.

Из-за нехватки криля снижается численность пингвинов

Взрослый и птенец антарктического пингвина. Фото с сайта icestories.exploratorium.edu

В XIX-м и XX веке в продуктивном районе Южного океана, море Скотия, происходило усиленное истребление усатых китов, морских котиков и ценных промысловых рыб. Однако численность двух видов мелких пингвинов — Адели и антарктического — тогда даже увеличилась, поскольку им стало больше доставаться криля, основного корма китов. За последние же 30 лет численность пингвинов сократилась на 75%. Причина — уменьшение количества криля, связанное с коммерческим выловом и с потеплением климата.

Планария — модельный объект для изучения регенерации у многоклеточных

Schmidtea mediterranea — один из видов плоских червей планарий, ставших объектом интереснейших исследований по механизмам регенерации. Фото с сайта rna-seqblog.com

Исследование стволовых клеток плоского червя планарии позволило доказать, что некоторые клетки взрослого червя, так называемые необласты, сохраняют плюрипотентность. Иными словами, они способны давать генерации любых типов клеток, а не только клеток определенного типа ткани. Экспериментально было показано, что животное может полностью регенерировать, имея лишь одну живую стволовую клетку.

Прочтен геном селагинеллы — представителя плаунов

Плаун Selaginella moellendorffii — единственный представитель споровых сосудистых растений, геном которого теперь известен. Фото с сайта eurekalert.org

Прочтен генома плауна, занимающего промежуточное положение между бессосудистыми мхами и семенными растениями (цветковыми и голосеменными). Эти данные помогут понять последовательные ступени эволюции наземных растений. Исследования показывают, что становление проводящей системы было, похоже, наименее сложным шагом в этом комплексе событий, а также что у цветковых и плаунов листья сформировались разными путями.

Предложена модель диода для волн

Результаты численного моделирования распространения гауссовой монохроматической волны через волновой диод. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.

Итальянские физики рассчитали параметры структуры, которую в дальнейшем можно использовать для создания волнового диода — устройства, позволяющего свободного пропускать электромагнитные или акустические волны в одном направлении и полностью их блокировать, когда они движутся в противоположную сторону. В отличие от предыдущих моделей, предложенный волновой диод не изменяет частоту проходящей через него волны.

Ученые анализируют последствия взрыва нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года взрыв установки глубоководного бурения привел к колоссальному выбросу нефти в воды Мексиканского залива. Фото с сайта www.phongpo.com

Год назад произошел взрыв глубоководной буровой установки в Мексиканском заливе. Американский эколог Карл Сафина суммирует последствия катастрофы для экосистем акватории. То, что они не такие трагические, — скорее результат счастливого стечения обстоятельств, чем признак закономерной неуязвимости природной системы. Человеческая технология пока не способна справиться с теми рисками, которые неизменно возникают при глубоководном нефтяном бурении.

Чтобы выжить в присутствии хищника, популяция жертв должна быть достаточно большой

Детеныш снежного канадского барана. Снимок сделан в Йеллоустоунском национальном парке Роном Резником. Фото © 2004 Ron Reznick с сайта ronreznick.photoshelter.com

Как показали многолетние исследования, в популяции снежных канадских баранов в условиях невысокой численности и при наличии пресса хищника — пумы — выживаемость молоди возрастает по мере увеличения численности популяции. Однако по достижении некоторой более высокой численности эта зависимость уже не прослеживается. Данный пример трактуется как одно из проявлений «эффекта Олли».

Больничные инфекции оказались генетически стабильными

Обычный вид бактерии Pseudomonas aeruginosa (слева) и она же после тридцатипятилетней эволюции в условиях больницы (справа). Фото с сайта www.pnas.org

Датские ученые проследили генетические изменения бактерии Pseudomonas aeruginosa за 35 лет в пределах одной больницы. Внутрибольничные инфекционные возбудители после периода быстрых адаптаций изменяются относительно мало, мутируют медленно, диверсификации не происходит. Это противоречит интуиции: долгая эволюция в нестабильных условиях должна была бы способствовать повышению генетического разнообразия.

Ученые приблизились к пониманию псевдощели в высокотемпературных сверхпроводниках

Температурная зависимость угла вращения &teta;K (в микрорадианах) плоскости поляризации в магнитооптическом эффекте Керра для Pb-Bi2201. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Ученые из США, Японии и Таиланда провели серию экспериментов с медьсодержащим высокотемпературным сверхпроводником Pb-Bi2201, в ходе которых им удалось существенно приблизиться к пониманию одного из самых загадочных свойств ВТСП — наличия в них псевдощели.

Математический язык муравьев пластичен

Сироп на одном из зубьев «кормушки-расчески»: команда фуражиров успешно обнаружили требуемый зубец. Фото передано авторами обсуждаемой статьи в Behaviour

Новосибирские ученые показали, что муравьи не только умеют считать в пределах первых десятков и активно используют эти навыки при поиске пищи, но способны также изобрести новые коды, удобные для конкретных случаев. Муравьиный язык изменяется в соответствии с текущими задачами, подобно другим эффективным средствам общения в группах. Так грань между «высшей» и «низшей» формами мышления постепенно размывается.