Главная / Новости науки / 06.2011

Для роста корневых волосков важно О-гликозилирование

Видно, что P4H5 встречается преимущественно в основании волосков, а P4H13 — не только в волосковых, но и в неволосковых клетках. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Как известно, клетки растений окружены твердой клеточной стенкой. Поскольку клетки постоянно растут, клеточной стенке нужно всё время «достраиваться», чтобы сохранить свою толщину неизменной. Что же обеспечивает эту ее способность? Большая интернациональная группа исследователей обнаружила, что важную роль тут играет один из редких видов гликозилирования.

Скрытая изменчивость помогает приспосабливаться к новым условиям

Бактерия Azoarcus, в геноме которой есть самовырезающиеся интроны группы I. Фото из статьи van Schie, Young, 1998

Многие мутации не влияют на приспособленность организма и пассивно накапливаются в генофонде в виде «скрытой изменчивости». Предполагается, что скрытая изменчивость помогает популяции выжить при изменении среды: накопившиеся «бесполезные» мутации могут оказаться полезными в новых условиях. Швейцарским биологи подтвердили это предположение в экспериментах с молекулами РНК, эволюционирующими в пробирке.

Самые контрастно раскрашенные хищники — самые вонючие?

Полосатый скунс в позе угрозы. Фото с сайта fohn.net

Известно, что контрастная окраска у хищных млекопитающих может свидетельствовать о наличии пахучих желез и задиристом характере. Американские биологи выяснили, что белая окраска спины характерна для ночных вонючек; горизонтальные полосы, идущие вдоль тела, — для тех, кто может выстреливать секрет точно в цель; полосы на морде — для норных видов, которые для атаки обычно выставляют только голову.

Мы становимся строже, когда на нас смотрят

Изображения, использованные в эксперименте. Из обсуждаемой статьи в Evolutionary psychology

Люди ведут себя более «правильно», если думают, что за ними могут наблюдать. Это распространяется и на строгость суждений об аморальных поступках. Даже слабый намек на возможность наблюдения — изображение глаз — побуждает людей более сурово осуждать нарушения общепринятых моральных норм. Возможно, склонность к такому поведению сложилась как адаптация, направленная на поддержание своей репутации в коллективе.

Новое средство для борьбы с комарами мешает самкам находить своих жертв

Аэродинамическая труба, в которой тестировали способность самок комаров Aedes aegypti к поиску жертв после действия разработанной смеси. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Минимизировать контакт комара и человека можно путем нарушения поискового поведения комариных самок. Для поиска жертв самки комаров пользуются прежде всего обонянием. Один из значимых для них сигналов — повышенный уровень углекислого газа в выдыхаемом жертвами воздухе. Эту систему распознавания СО2 ученые из США и Кении избрали мишенью при создании антикомариных средств нового поколения.

Сплетни влияют на зрительное восприятие

Примеры лиц и «сплетен», использовавшихся в эксперименте. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Эволюция кооперации и альтруизма у наших предков, согласно теории, должна была сопровождаться развитием адаптаций, направленных на выявление неблагонадежных членов социума. Эксперименты американских психологов показали, что такие адаптации есть даже на уровне зрительного восприятия. Лица людей с дурной репутацией оцениваются бессознательной психикой как более «значимые» и поэтому легче достигают сознания.

Зрительная ориентация дрозофил обеспечивается нейронами эллипсоидного тела

Один из участков мозга дрозофилы, которые ученые «выключали» при помощи Gal4/UAS-системы. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Насекомые — например, пчелы, осы, муравьи — обладают потрясающей способностью к ориентации с помощью зрения. Это тем более удивительно, что их нервная система гораздо компактней, чем у млекопитающих. Ученые из Медицинского института Говарда Хьюза попробовали исследовать способность насекомых к зрительному ориентированию на излюбленной модели биологов — плодовой мушке дрозофиле.

Направленность эволюции колюшек зависит от наличия убежищ

К настоящему времени у колюшек озера Вашингтон число костных пластин значительно выросло: они фактически вернулись к своему прежнему, «морскому» состоянию. Изображение с сайта seattletimes.nwsource.com

За последние 10 тысяч лет многие популяции трехиглых колюшек переселились из моря, где они плавали в толще воды, в пресные водоемы, где они стали жить около дна. Часто переход сопровождался уменьшением числа костных пластинок на боках. Эксперименты финских биологов подтвердили гипотезу, что причина этого эволюционного изменения — наличие на дне водоемов укрытий, где колюшки могут спасаться от хищников.

Стало понятнее, как никотин снижает вес

Предполагаемый механизм влияния никотина на пищевое поведение. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Многие курильщики говорят, что курят, чтобы держать вес в норме. И действительно: курящие обычно весят меньше некурящих, а когда пытаются бросить — набирают вес. Эффект этот, видимо, связан прежде всего с никотином, но о том, каков механизм, связывающий употребление никотина с понижением массы тела, было известно мало. Группа ученых из США смогла немного разобраться в этом вопросе.

Чтобы избежать межвидовой гибридизации, орхидеям достаточно по-разному пахнуть

Орхидея-обманщица Ophrys garganica со своим опылителем Andrena carbonaria. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Evolution

Цветы орхидей рода Ophrys маскируются под самок насекомых, чтобы привлечь самцов, которые пытаются спариться с цветами и опыляют их. Ключевую роль в привлечении опылителей играет аромат орхидей, имитирующий половые феромоны самок того или иного вида насекомых. Изучение трех симпатрических видов орхидей показало, что разный аромат является для них единственным — и при этом вполне эффективным — изолирующим барьером.

Уточнен механизм, по которому развиваются конечности у куриного эмбриона

Клетки, которые 36 часов культивировали в Wnt3a, FGF8 и ретиноевой кислоте (WFR), способны сформировать все три сегмента конечности, хотя проксимальный сегмент этой конечности удлинен по сравнению с нормальным, а средний — наоборот, укорочен. Изображение из обсуждаемой статьи K. L. Cooper et al.

Куриный эмбрион — любимая модель у биологов развития. Однако долго не было понятно, как регулируется развитие конечностей куриного эмбриона. Недавно в Science вышло две статьи, показывающих, что правильное развитие конечностей у цыплят по проксимально-дистальной оси управляется градиентами двух веществ, одно из которых имеет наибольшую концентрацию в основании конечности, а другое — возле ее кончика.

Открыта новая группа живых существ, родственных грибам

Клетки новооткрытых существ — криптомицетов. Зеленым цветом окрашена рибосомная РНК криптомицетов (при помощи метода TSA-FISH), красным — их жгутики (использовались антитела к тубулину — главному белку жгутиков эукариот). Длина масштабной линейки — 10 микрометров. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Британские и испанские биологи обнаружили в пробах почвы, воды и донных осадков неизвестную ранее обширную группу одноклеточных организмов, получившую название криптомицетов (Cryptomycota). Криптомицеты родственны грибам, но не имеют характерной для них клеточной стенки. Не исключено, что эта группа по своему разнообразию сопоставима со всеми ранее известными грибами.

Многомужество как способ борьбы с генетическим эгоизмом

В книге Ричарда Докинза «The selfish gene» («Эгоистичный ген», 1976) впервые был общедоступным языком описан «геноцентрический» подход к пониманию эволюции

У домовых мышей на 17-й хромосоме встречается гаплотип t — фрагмент ДНК, в гомозиготном состоянии ведущий к смерти или стерильности. Он обеспечивает себе эксклюзивное право на размножение, обездвиживая сперматозоиды, его не содержащие. Это должно вести к быстрому распространению гаплотипа t, несмотря на его вредность. Однако спаривание самок с несколькими самцами помогает сдерживать распространение «эгоистичного гена».

Мысли о болезнях меняют наш взгляд на лица другого пола

Женские и мужские лица с усиленными на компьютере женскими и мужскими чертами. Фото из статьи: Perrett et al. Effects of sexual dimorphism on facial attractiveness // Nature. 1998. V. 394. P. 884–887

Шотландские ученые провели эксперимент по оценке привлекательности разных лиц. В условиях демонстрации картинок, связанных с болезнями, предпочтение чаще отдавалось симметричным лицам с усиленными специфическими чертами другого пола. Результаты подтвердили гипотезу о том, что опасность получить заразную болезнь делает требования к потенциальному половому партнеру более жесткими.

Найдены первые многоклеточные представители глубинной биосферы

Портрет Halicephalobus mephisto (анфас, три четверти), одного из четырех видов нематод  — обитателей глубинных биосфер. Фото из обсуждаемой статьи в Nature

В пробах из глубоких скважин в рудниках Южной Африки обнаружены представители многоклеточных животных — нематод. Эти черви приспособились к жизни в анаэробных условиях с высоким содержанием сульфидов при температуре 31–46°C и при высоких давлениях. Вероятно, из-за низкой плотности они перешли на бесполое размножение. Это первая находка многоклеточных животных, освоивших экзотические глубинные местообитания.

Молодые паразиты берегут хозяина, зрелые загоняют его хищнику в пасть

Передний конец тела взрослого скребня с крючками для заякоривания в кишечнике хозяина. Фото с сайта unife.it

Французские биологи обнаружили, что скребень Pomphorhynchus laevis манипулирует своим промежуточным хозяином, рачком-бокоплавом Gammarus pulex, в точном соответствии с теоретическими ожиданиями. Пока паразит не готов перейти в окончательного хозяина (рыбу), он заставляет рачка прятаться. Достигнув зрелости, паразит «выгоняет» хозяина из укрытий и делает его легкой добычей для рыб.

Можно ли вылечить дискалькулию?

Внешняя поверхность левого полушария. Красным цветом выделена внутритеменная борозда (Intraparietal sulcus) — участок коры, отвечающий за количественные оценки. Изображение с сайта en.wikipedia.org

В основе дискалькулии лежит неспособность «с первого взгляда» оценивать количество объектов в множествах. У людей, страдающих дискалькулией, внутритеменная борозда теменной доли мозга недостаточно активна и меньше по объему. Обучающие компьютерные программы, разработанные на основе нейробиологических данных, должны помочь в коррекции дискалькулии, что не только улучшит жизнь людей, но и благотворно скажется на экономике.

Тяжелые мезоны по-разному плавятся в кварк-глюонной плазме

В кварк-глюонной плазме силы притяжения ослабевают из-за эффекта экранировки, который тем существенней, чем дальше разнесены кварк и антикварк. В результате слабосвязанные мезоны разваливаются от отдельные кварки. Рисунок И. Иванова

Ядерное вещество плавится при превышении критической температуры и превращается в кварк-глюонную плазму. Плавятся не только протоны и нейтроны, но и любые другие адроны, причем чем частица компактнее, тем выше ее температура плавления. Проявление этого эффекта для ипсилон-мезонов было зарегистрировано детектором CMS.

Ранние этапы видообразования могут сопровождаться множественными геномными перестройками

Кариотипы бабочек Leptidea sinapis из разных популяций в метафазе I мейоза. Стрелками показаны триваленты. Изображение из дополнительных материалов к обсуждаемой статье Lukhtanov et al.

Размер генома и число хромосом почти не варьируют внутри вида, но могут сильно различаться у разных видов одного рода. Исследования на бабочках и коловратках показали, что ранние этапы видообразования могут сопровождаться взрывообразным ростом изменчивости по размеру генома и числу хромосом. Различия по этим признакам не обязательно приводят к репродуктивной изоляции, хотя это важная предпосылка для ее развития.

Строгость нравов в обществе зависит от экологии и демографии

Демонстрация геев и лесбиянок в Иерусалиме в 2007 году: в одних странах такие явления считаются допустимой нормой, а в каких-то общество смотрит на нестандартную ориентацию и демонстрации с нескрываемым осуждением. Фото с сайта www.jerusalemshots.com

Международная группа ученых оценила отношение людей в 33 странах мира к нестандартному поведению. Полученные показатели терпимости лучше всего согласовывались с экологическими (доступная пища и заразные заболевания) и демографическими (плотность населения в прошлом) показателями. То есть общественные правила или предрассудки — закономерный продукт эколого-демографического наследия, а не отражение морали общества.